Самолет с турбореактивным двигателем "Хейнкель" Не 178
Немецкий самолет Хейнкель Не 178 стал первым, имеющим турбореактивный двигатель. Он поднялся в небо, обогнав на два месяца свой английский аналог реактивный истребитель Глостер Метеор. Самолет Германии Heinkel He 178 серийно не выпускался, но создал большой задел для создания других самолетов данного класса.

Экспериментальный самолет с турбореактивным двигателем Heinkel He 178

Самолет с турбореактивным двигателемКогда выполнялись работы по созданию первого в мире реактивного (экспериментального) самолета Heinkel He 176 (разработку свернули в начале второй мировой войны), компания "Хейнкель" разрабатывала также и турбореактивный самолет He 178. Этот самолет создавался для проведения испытаний турбореактивного двигателя с центробежным компрессором Хейнкель-Хирт HeS 3В, работы по которому велись с начала 1936 года. В 1938 году двигатель HeS 3В был создан, и надо отметить, что его отличительной особенностью являлась работа на обычном авиационном бензине.

"Хейнкель" Не 178

Самолет Не 178 являлся однодвигательным высокопланом с металлическим фюзеляжем монококовой конструкции, и крылом, в основном из дерева. Кабина пилота находилась перед крылом. Двухстоечное колесное шасси самолета в полете убиралось в фюзеляж.

Heinkel He 178

Не 178 имел следующую компоновочную схему.
Воздухозаборник двигателя был в передней части, из него воздух по воздуховоду, расположенному под полом кабины летчика, поступал к расположенному в задней части фюзеляжа, реактивному двигателю. Далее воздух прямым потоком следовал через двигатель и истекал через сопло в виде раскаленных газов, при этом создавая реактивную тягу. Данная компоновочная схема максимально использовала скоростной напор воздушного потока и способствовала минимальному аэродинамическому сопротивлению и в целом компактности конструкции машины. Похожую схему имели многие одномоторные реактивные истребители периода после второй мировой войны, хотя поток воздуха от воздухозаборника обычно огибал кабину летчика с обеих боковых сторон, а не снизу.

"Хейнкель" Не 178

27 августа 1939 года впервые поднялся в небо первый в мире самолет с турбореактивным двигателем. Пилотировал самолет капитан Эрих Варзиц. Самолет сделал круг в воздухе над фабрикой в Ростоке. "Хейнкель" Не 178 опередил английский "Глостер" Е 28/39 почти на 21 месяц, хотя ранее Великобритания занимала лидирующие позиции в области реактивных технологий.

Cамолет с турбореактивным двигателем Heinkel He 178

Эрнст ХейнкельКонструктор Эрнст Хейнкель (Ernst Heinkel), который присутствовал на испытаниях, описал воспоминания о данном полете:
"...Машина оторвалась от взлетной полосы и быстро набрала высоту 300-400 метров. Что-то произошло с шасси, оно не убиралось. Мы видели, как на высоте 500 метров Варзиц сделал глубокий вираж, пытаясь его убрать. Так хотелось ему закричать: 'Да черт с ним, с этим шасси! Можешь его не убирать. Главное - машина летит!' Непривычный вой турбореактивного двигателя был теперь для нас музыкой. Варзиц сделал круг над аэродромом с какой-то элегантностью. Вот уже целых три минуты он находился в воздухе! Техники кричали от радости и плясали, как дикие папуасы. На шестой минуте полета Варзиц, выключив двигатель, пошел на посадку. С неработающим мотором он оказался достаточно далеко от летного поля. До аэродрома Варзиц должен был дотянуть на бреющем полете. Планировать на первый раз поднятой в воздух машине было очень рискованно. Мы затаили дыхание. Но "Не 178" плавно приземлился и красиво закончил пробег на взлетно-посадочной полосе".

Самолет с турбореактивным двигателем

За этим последовали интенсивные летные испытания, однако представители Министерства авиации Третьего рейха, которые в октябре 1939 года осмотрели самолет, не проявили к нему особого интереса. Проект был остановлен, но он дал фирме Heinkel ценную информацию и опыт, которые потребовались при создании двухдвигательного истребителя Не 280.

Экспериментальный самолет с турбореактивным двигателем Heinkel He 178

Основные характеристики He 178
Длина, м 7,5
Размах крыла, м 7,2
Максимальная взлетная масса, кг 1998
Силовая установка: Heinkel-Hirth HeS 3b
Количество двигателей х тяга, кг 1 ТРД х 500
Максимальная скорость полета, км/ч 700
Экипаж, чел. 1

"Хейнкель" Не 178

Источники:

  • В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Дмитрий Рогозин посетил Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
Заместитель председателя правительства РФ, председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрий Рогозин 5 февраля 2013 года посетил Всероссийский научно-исследовательский институт...
ООО М.А.К. и Garmin International подписали соглашение о поставке оригинального оборудования Garmin1000 для пилотажных тренажеров Cessna 172
ООО М.А.К. и Garmin договорились об оснащении тренажеров Cessna 172 оборудованием Garmin1000 Комплексные тренажеры для самолетов Cessna 172S, созданные конструкторами московского...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме