Экспериментальный истребитель-перехватчик Фокке-Вульф Та 183
Немецкий истребитель-перехватчик Фокке-Вульф Та 183 разрабатывался после начала второй мировой войны в нескольких вариантах. После доработок данный самолет заказали люфтваффе. Но машина так и не поднялась в воздух, так как Германия проиграла войну. Но несмотря на это, вклад этого истребителя Фокке-Вульф в дело военной авиации - огромен.

Проект турбореактивного истребителя Focke-Wulf Ta 183

Истребитель-перехватчикКонструктор фирмы "Фокке-Вульф" профессор Курт Танк, который в описываемый период времени занимался сопровождением массового производства истребителей люфтваффе второй мировой войны Фокке-Вульф Fw 190 и разработкой высотных истребителей-перехватчиков Focke-Wulf Та 152, предложил серию реактивных истребителей Та-183 с двигателем HeS-011A с тягой 1300 кг. Разработка легкого маневренного и скоростного реактивного истребителя началась в конце 1942 года. Инженер Ханс Мультхопп вел проект, целью которого являлось достижение высоких скоростей полета, в связи с чем планировалось оснастить самолет стреловидным крылом - впервые в истории авиации.

Фокке-Вульф Та 183

Самолет никогда не поднимался в воздух, его даже не достроили до конца. Но несмотря на это, его вклад в развитие авиации недооценить нельзя.

Ханс МультхоппИстребитель проекта P.VI, относящийся к серии реактивных истребителей Та-183, представлял собой цельнометаллический среднеплан с коротким фюзеляжем круглого сечения, стреловидными крыльями и хвостовым оперением необычайно большого удлинения. Что было связано с желанием уменьшить длину фюзеляжа и уменьшить длину всасывающей и выхлопной труб для минимизации потерь на трение. "Хромой" - такое неофициальное прозвище получил самолет из-за необычного вида, что, впрочем, имело подтверждение при продувке модели (масштаб один к десяти) в аэродинамической трубе: хвостовое оперение вызывало флатер (flutter - дрожание, вибрация - сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибающих и крутящих автоколебаний элементов конструкции летательного аппарата ), а также прочие явления, из-за которых потребовалось изменение конструкции.

Проект турбореактивного истребителя Focke-Wulf Ta 183 Истребитель Focke-Wulf
Продувочные модели Ta 183 для исследований

После переработки появился самолет с увеличенной длиной фюзеляжа и нормальным хвостовым оперением. Техническое управление Министерства авиации одобрило проект, а фирме "Фокке-Вульф" выдан заказ на создание опытных образцов данной машины.

Перехватчик Focke-Wulf Ta 183

Вместе с тем, шли работы над проектом P.VII - истребитель, выполненный по двухбалочной схеме: турбореактивный двигатель HeS-011A находился в задней части короткого фюзеляжа, подвод воздуха к нему шел через короткие воздухозаборники, которые расположены симметрично в корневых частях крыла, а выхлоп - через реактивное сопло между двумя хвостовыми балками в задней части фюзеляжа. Данную схему выбрали, в том числе, и с целью сокращения потерь на трение. И несмотря на то, что немецкий самолет Та-183 Фокке-Вульф Та 183 P.VII так и не построили, но такая схема была жизнеспособна, что было доказано впоследствии.

Истребитель-перехватчик Фокке-Вульф Та 183

Люфтваффе сделало заказ на 16 серийных самолетов модификаций V1-V3. Ожидалось, что в мае-июне 1945 года будет совершен первый полет. Начало запуска в серию планировалось на октябрь 1945 года. Но вторая мировая война закончилась поражением Германии, а 8 апреля 1945 года союзниками были захвачены заводы Фокке-Вульфа.

Истребитель-перехватчик

Тактико-технические характеристики самолетов Фокке-Вульф Та 183:

Та-183 P.VI

  Та-183 P.VI
Экипаж, чел. 1
Максимальная взлетная масса, кг 4300
Длина, м 9,30 м
Размах крыла, м 10,00 м
Количество двигателей х тяга, кг 1х1300
Макс. скорость полета (расчетная), км/час 959
Скороподъемность
(расчетная), м/сек
65

Та-183 Р.VII

  Та-183 Р.VII
Экипаж, чел. 1
Максимальная взлетная масса, кг 4750
Длина, м 9,80 м
Размах крыла, м 8,00 м
Количество двигателей х тяга, кг 1х1300 +1х1500
Макс. скорость полета (расчетная), км/час 830
Скороподъемность
(расчетная), м/сек
105 (с ракетным ускорителем)

Фокке-Вульф Та 183

Источники:

  • В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме