Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Реактивный истребитель Глостер "Метеор"
Единственный самолет с турбореактивным двигателем, который участвовал во Второй мировой войне на стороне союзников, Глостер Метеор, был спроектирован Джорджем Картером. 7 февраля 1941 года был получен заказ на 12 опытных самолетов, но было построено только восемь. Первый, снабженный двигателями Rover W.2B тягой 454кг рулежные испытания начал в июле 1942 года. Но задержки в производстве двигателей привели к тому, что пятый планер с двигателями конструкции компании de Havilland Halford H.1 тягой 680кг первым поднялся в воздух; это произошло 5 марта 1943 года.

Британский реактивный самолет Gloster Meteor

реактивный самолетИдея оснастить самолет реактивной силовой установкой начала витать в воздухе после Первой Мировой воины. В течение 1920-х годов предпринимались попытки разработать новые типы двигателей для авиации - ракетные или газотурбинные, но последние все еще требовали использования обычных пропеллеров. В начале 1930-х годов английский инженер Френк Уиттл, служивший тогда в Королевских ВВС Великобритании (RAF), в частном порядке приступил к работам над новым двигателем. Отношение к идеям Уиттла у военных было неоднозначным. Большую поддержку оказала RAF, а Министерство авиации отвергло предложения изобретателя, позволив ему взять пасет на свое имя. Суть патента состояла в том, что газовая турбина вращала вместо обычного винта ряд импеллеров в закрытом канале.

В марте 1936 года Уиттл основал фирму "Пауэр джетс" (Power lets Ltd.), чтобы воплотить свой проект в металле. Параллельно с разработкой двигателя он пытался найти подходящий самолет для его установки. В 1939 году Уиттл познакомился с Джорджем Картером, главным конструктором фирмы Глостер Эйркрафт, и их последующие встречи показали, что появление реактивных боевых самолетов не за горами.

Полет сохранившегося до нашего времени реактивного истребителя периода Второй мировой войны Глостер "Метеор"

К этому времени Министерство авиации резко изменило свои взгляды и проявило крайнюю заинтересованность в работах Уиттла. В результате Глостер получила заказ на разработку новой машины, которая являлась летающим стендом для отработки реактивного двигателя и, кроме того, при незначительных доработках могла превратиться в полноценный боевой самолет для RAF.

военный самолет

Британский реактивный самолет Gloster Meteor фотография

В результате был создан опытный самолет Глостер Г.2839, который часто называют Глостер-Уиттл или Глостер "Пионер". Первый прототип новой машины с серийным номером W4041 поднялся в воздух 15 мая 1941 года с аэродрома Крэнуэлл. После приземления пилот Г. Сэйер восторженно отозвался о самолете, и в Англии началась эра реактивной авиации. Был построен второй Е.2839, впервые поднявшийся в воздух 1 марта 1943 года, но приблизительно через четыре месяца летчику пришлось покинуть этот самолет с парашютом при очередном вылете.

музейный экспонат

Фотография сохранившегося до наших дней британского реактивного самолета Глостер "Meтеор", изображение "кликабельно"

Министерство авиации уже заказало 500 двухдвигательных реактивных истребителей для RAF и выпустило соответствующую спецификацию F.9/40. Хотя контракт предусматривал постройку двенадцати опытных самолетов, реально построили только восемь, первым из которых поднялся в воздух DG 206. Он взлетел с аэродрома Крэнуэлл 5 марта 1943 года. Фирма Ровер в Ковентри не успела изготовить двигатель Уиттла W2B к сроку, и самолет оснастили ТРД Дехэвилленд HI "Хэлфорд" (Halford). Несмотря на ряд проблем, включая неприятную тенденцию к рысканию на скоростях около 370 км/ч., самолет признали годным для дальнейшего совершенствования.

полет самолета ввс англии

Полет сохранившегося до наших дней британского реактивного самолета Gloster Meteor, фотография "кликабельна"

Министерство авиации Британии намеревалось развернуть серийное производство F.940 в середине 1942 года и к весне следующею года уже изготовить 500 истребителей. Позднее заказ сократили до 300 машин, ныне известных как "Метеор", но программа производства сталкивалась с постоянными задержками из-за проблем с выпуском двигателей W2B. В ходе испытательных полетов в Ньюмаркете удалось решить проблему с рысканием самолета.

сохранившийся самолет

Британский реактивный истребитель Глостер "Meтеор", фотография "интерактивна"

Когда "Метеоры" поднимались в воздух, все окрестные дороги перекрывались полицией, полеты других самолетов запрещались, а о начале и окончании испытаний сигнализировали пуском ракет в верх. Большинство полетов проводили при низкой облачности, чтобы посторонние наблюдатели не могли увидеть того, что им не положено.

самолет в музее

Британский реактивный истребитель Второй мировой войны Gloster Meteor нажмите на фотографию, для ее увеличения

Следующий летный прототип, DG 205/G, был оснащен "родными" двигателями W2B. Существовали различия в форме гондол между самолетами, оснащенными разными ТРД, но их можно было заметить только при пристальном рассмотрении. DG 205/G (и впервые поднялся в воздух 17 июня 1943 года и использовался для определения основных летных характеристик "Метеора". 27 апреля 1944 года, при поле с аэродрома Моретон Валенс, этот самолет потерпел аварию и был списан.

британский военный самолет

Английский военный самолет времен Второй мировой войны Глостер "Метеор" нажмите на фотографию, чтобы ее  увеличить

Следующим поднялся в полет DG202/G, воздушное крещение которого состоялось 24 июля 1943 года. Позднее этот самолет использовался для палубных испытаний, которые проводились на борту авианосца "Претория Касл". Этот самолет пережил все испытания и является единственным F.940, сохранившимся до наших дней. После завершения реконструкции полосы в Моретон Валенсе испытания перенесли туда, и 9 ноября 1943 года с этого аэродрома впервые взлетел DG203/G. После завершения летных испытаний эта машина использовалась в качестве учебного пособия. пока ее не пустили на слом. Через четыре дня после первого полета DG203/G в воздух поднялся DG204/G. Жизнь этого самолета была недолгой - он разбился 1 апреля 1944 года. Тем не менее, ни эта катастрофа, ни случившаяся в этом же месяце авария DG205/G. никак не повлияли на планы RAF принять "Метеор" на вооружение.

модель британского истребителя

Фотография модели британского боевого самолета Gloster Meteor нажмите на изображение, для его увеличения

DG208/G поднялся в воздух 20 января 1944 года - к этому времени испытатели сосредоточились на устранении мелких недостатков проекта. Но полного успеха добиться не удалось, и окончательно проблему решили лишь на следующих модификациях истребителя. Позднее этот самолет передали фирме Дехэвилленд для испытаний.

фото самолета

Модель британского истребителя Глостер "Метеор" фотография

Задержки в разработке нового истребителя продолжались, и лишь 12 января 1944 года с аэродрома Моретон Валенс взлетел первый серийный "Метеор" F.1, получивший серийный номер HE210/G. Он имел мало отличий от F.940, наиболее заметным из которых была установка четырех 20-мм пушек в носовой части фюзеляжа. Машины модификации F.1 оснащались двигателями WIB, которые теперь строились фирмой "Роллс-Ройс", имевшей более мощную производственную базу, чем "Ровер". Прежде чем F.1 поступил в строевые эскадрильи, был проведен ряд испытаний в RAF. Пилотажные характеристики самолета не произвели впечатление на испытателей, вызывала нарекания и эффективность органов управления "Метеора". Но с другой стороны, Министерство авиации было очень заинтересовано в принятии самолета на вооружение, чтобы использовать психологический эффект наличия реактивных истребителей у обоих противоборствующих сторон. Это было вдвойне важно, так как люфтваффе уже вооружали боевые подразделения реактивными истребителями Второй мировой войны Me-262.

полет английского истребителя

По решению RAF, первой должна была получить "Метеоры" F.1 616-я эскадрилья вспомогательных ВВС. Подразделение только что перебазировалось в Калмхед в Сомерсете и на "Спитфайрах" VII вело вооруженную разведку над Францией, в преддверии высадки в Нормандии. Пилоты тешили себя иллюзией, что скоро они пересядут на "Спитфайры" XIV, которые, как им было известно, имелись в достаточном количестве.

вид спереди на британский реактивный самолет

Новый командир 616-й эскадрильи Эндрю Макдауэл и еще пять пилотов получили распоряжение прибыть в Фарнборо для прохождения короткого курса переподготовки. Именно тогда они узнали, что должны первыми освоить "Метеоры". Пилоты нашли, что переход c поршневых на реактивные самолеты оказался довольно легким, основной проблемой, фактически, стало освоение шасси с носовой стойкой. Первый самолет с серийным номером ЕЕ219 был поставлен эскадрилье 12 июля, а вскоре подразделение перебазировалось в Мэнстон, который стал ею базой вплоть до достижения полной боеготовности. После первой недели полетов на "Метеорах" более 30 пилотов успешно выполнили программу переучивания. Хотя эскадрилья должна была получить только четырнадцать из двадцати построенных F.1. Остальные шесть машин использовались для различных экспериментов и испытаний.

картина

Первоначально RAF решили использовать "Метеоры" для борьбы с германским "оружием возмездия" - самолетом-снарядом V-1 (англичане еще называли его - гудящая бомба). Эти снаряды, получившие в документах RAF кодовое имя "Ныряльщик" (Divers) несли существенную угрозу для морального состояния британской нации. особенно, с учетом только что начавшейся высадки в Европе. Предполагалось, что "Метеоры" будут подходить к V-1 сзади и расстреливать их из своих 20-мм пушек над безлюдными районами, очевидно, что такая задача была легче, чем атака пилотируемого самолета, который, в отличие от беспилотного V-1 мог начать резко маневрировать, попав под обстрел. Первая попытка перехвата была предпринята над Кентом сквадрон-лидером Уоттсом и офицерами Дином и Маккензи. Последним не удалось обнаружить ни одной летающей бомбы, но Уоттс перехватил V-1 над городом Эшфорд. Сблизившись с самолетом-снарядом на дистанцию стрельбы, он нажал гашетку на ручке управления, но ничего не случилось. Его пушки отказали в самый ответственный момент, и V-1 продолжала свой полет к цели.

боковая проекция самолета

Вид сбоку на истребитель Gloster Meteor

После этой неудачи было принято решение вести патрулирование парами истребителей, так чтобы один подстраховывал другого на случай отказа оружия. Первую победу эскадрилья одержала 4 августа, когда Дин обнаружил V-1, направлявшийся в сторону Танбридж Узле, впереди и ниже своего самолета. Он перевел свой "Метеор" в пологое пикирование, увеличив скорость до 725 км/ч, и успел дать короткую очередь, прежде чем его пушки отказали. Тогда Дин подвел свой "Метеор" к V-1 на безопасное, по его мнению, расстояние и резко ввел истребитель в вираж. Гироскопический автопилот V-1 не смог справиться с внезапными возмущениями, вызванными потоком воздуха от реактивного истребителя и, потеряв управление, самолет-снаряд рухнул на землю. Это был первый случай применения тактики "tip and run", в дальнейшем регулярно использовавшиеся пилотами "Метеоров" в борьбе с V-1. Вопреки распространенному мнению, "Метеоры" никогда не касались законцовкой крыла (tip) V-1, поскольку это было чревато повреждением самолета или даже его потерей вместе с пилотом. Они использовали возмещения от воздушной струи, эффективно действовавшей против V-1 в случае отказа бортового оружия.

верхняя и нижняя проекция самолета

Вид сверху и снизу на военный самолет Глостер "Метеор"

Буквально через минуту после успеха Дина, V-1 был сбит пушечным огнем. Флайт-офицер Роджер обнаружил самолет-снаряд над Тонбриджем и дал залп из всех четырех пушек. На этот раз оружие не подвело и V-1 рухнул в сельской местности. За последующую неделю было сбито еще два V-1. В общем итоге "Метеоры" тем или иным способом уничтожили тринадцать летающих бомб - небольшая цифра, которая помогла значительно поднять дух войскам и мирному населению. Эти победы привели к тому, что Министерству авиации уже не удавалось оставить в тайне существование нового самолета, слухи о котором пошли но Великобритании. Кроме того в заголовках новостей стали появляться сообщения об использовании люфтваффе реактивных истребителей Второй мировой войны "Мессершмит" Me-262, появление которого на несколько лет задержалось из-за недальновидности самого фюрера, начал поступать на вооружение строевых частей.

Вскоре люфтваффе применило еще одно секретное оружие - ракетный истребитель Второй мировой войны Me-163. По неожиданному запросу ВВС США (при тихой поддержке британского Бомбардировочного командования) 616-ю эскадрилью на короткое время перебросили в Дебден, чтобы позволить экипажам бомбардировщиков отработать тактику защиты от новой угрозы - реактивных истребителей. К тому времени RAF были уже почти готовы принять на вооружение новую модификацию истребителя и 18 декабря 1944 года первый "Метеор" F.3 был передан 616-й эскадрилье. К тому времени подразделение перебазировалось из Дебдена в Колерн в Уилтшире. "Метеор" F.3 во многом отличался от F.1. В качестве силовой установки на истребителе теперь использовались ТРД "Роллс-Ройс" "Дервент" в новых мотогондолах (хотя на первых пятнадцати самолетах сохранились прежние двигатели WIВ). Увеличенный запас топлива позволял F.3 находиться в воздухе на час больше, чем F.1. Вместо откидной части фонаря установили сдвижную. Сам фонарь сделали выпуклым и увеличили высоту ветрового стекла. Эти мероприятия позволили значительно улучшить обзор пилоту.

Принятие на вооружение F.3 резко изменило отношение к "Метеору" со стороны командования RAF, которое теперь считало, что самолет готов к боевым действиям в небе континентальной Европы. 20 января 1445 года четыре машины 616-й эскадрильи перебросили в Мельсбрук в Бельгии для обеспечения ПВО базы, а также в надежде повстречаться в бою с немецкими истребителями Второй мировой войны Me-262. Несмотря на ряд ознакомительных полетов для зенитчиков сил Союзников, пилоты "Метеоров" часто подвергались обстрелу над своей территорией. Чтобы отличить машины от немецких реактивных истребителей Me-262, верхние поверхности "Метеоров" покрыли двухцветным камуфляжем (Gray Green). Краска скоро выцвела и облезла, придав самолетам изношенный грязный вид.

В марте четыре "Метеора" перебросили в Гилзе-Рийен в Голландии, где к ним присоединилась остальная часть эскадрильи. имевшей смешанный парк из F.1 и F.3. Вскоре было принято решение бросить "Метеоры" в самую гущу боев. Возможно на его принятие повлияли хорошие результаты, полученные при жеплуатацпи самолетов в Европе, а также уверенность в скором завершении войны. 13 апреля подразделение перебазировалось в Неймеген, а спустя четыре дня состоялся первый боевой вылет в небо Европы, во время которою были атакованы наземные цели. "Метеоры" в основном использовались для вооруженной разведки, чем 616-я эскадрилья занималась еще раньше, когда летела на "Спитфайрах". Кроме того совершались нападения на наземные цели. Но не было ни одной схватки с немецкими реактивными истребителями.

Поскольку наступление Союзников в Европе продолжалось, 20 апреля 616-я эскадрилья снова сменила базу. В течение пяти дней она оставалась в Квакенбурге, юго-западнее Бремена, а затем перебралась в Фассберг. Столь быстрое перебазирование вызвало ряд проблем, одной из которых был поиск аэродромов, подходящих для эксплуатации реактивных самолетов. Обычно эскадрилья летала с ВПП с покрытием из перфорированных стальных полос (PSP, Pierced Steel Plank), но иногда приходилось действовать и на травяных покрытиях, несмотря на возражения инженеров Глостера. Вскоре после прибытия в Фассбер подразделение понесло первую потерю, когда истребители сквадрон-лидера Уоттса и флайт-сержанта Кертмела столкнулись в облаках. Оба пилота погибли.

2 мая 1945 года 616-я эскадрилья получила нового командира - уинг-командера Макдауэла сменил на этом посту уинг-командер Шредер. На следующий день новый командир возглавил первую атаку на базу Люфтваффе в Шенберге, где на земле было уничтожено шесть самолетов. Всего за тот день "Метеоры" в нескольких вылетах уничтожили на аэродромах 46 вражеских самолетов. 2 мая один британский пилот обнаружил в воздухе немецкий связной самолет Второй мировой войны Физлер "Шторьх" и атаковал его, но маневренный самолет легко избежал очередей "Метеора" и благополучно приземлился. Но оказавшись на земле "Шторьх" стал жертвой штурмового удара, 616-я эскадрилья перебазировалась еще раз, теперь в Люнеберг. Боевые действия в Европе подходили к концу и у "Метеоров" уменьшались шансы встретиться с противником в воздушном бою.  Группа из четырех "Метеоров" столкнулась с большим подразделением немецких истребителей Второй мировой войны Fw-190 и приготовилась атаковать их. Но пилоты находившихся поблизости "Темпестов" и "Спитфайров" приняли свои самолеты за немецкие реактивные истребители Второй мировой войны Me-262 и, в свою очередь, пошли в атаку. Из-за этой досадной ошибки "Метеорам" пришлось отказаться от нападения на немецкие военные самолеты. Вскоре война в Европе закончилась, так и не предоставив "Метеорам" возможности сразиться с самолетами Люфтваффе в воздухе.

Модель
Gloster Meteor F.Mk.IV.
Экипаж, человек
1
Длина, метров
12,5
Размах крыла, метров
11,33
Высота, метров
3,3
Площадь крыла,м2
32,5
Профиль крыла
E.C.1240 - корень крыла
Профиль крыла
E.C.1040 - законцовка крыла
Коэффициент удлинения крыла
3,9
База шасси
4,06
Колея шасси
3,23
Объем топливных баков, литров
1480 + 1728 в ПТБ
Масса пустого, кг
4562
Масса снаряженного, кг
6800
Максимальная взлетная масса, кг
8440
Силовая установка
2хТРД Rolls-Royce Derwent 5
Тяга
2х15,6 кН (1587 кгс)
Крейсерская скорость, км/ч, м
855 на 9150
Крейсерская скорость, км/ч
870 (у земли)
Максимальная скорость, км/ч, м
790 на 12190
Максимальная скорость, км/ч
940 (у земли)
Скорость сваливания, км/ч
165
Посадочная скорость, км/ч
200
Скороподьемность, м/с
38
Нагрузка на крыло, кг/м2
202
Тяговооруженность, Вт/кг
0,47
Практическая дальность, км
70 / 1610 (без ПТБ)
Практический потолок, м
13563
Абсолютный потолок, м
14900
Длина разбега, м
760
Длина пробега, м
910
Вооружение, пушки, мм
4х20 British Hispano
Подвесные топливные баки, л
2х455 (под крылом)
Подвесные топливные баки, л
1х818 (под фюзеляжем)

Источники:

  • "Война в воздухе" № 120.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
  • М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.
  • Владимир Котельников. Глостер "Метеор".
  • Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Летчики России демонстрируют лучший результат в общем зачете на "Авиадартс"
Первые результаты конкурса "Авиадартс - 2015" Вчера, 5 августа, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу на полигоне Дубровичи в Рязанской...
Многоцелевой самолет Бристоль Бофайтер
Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Bristol Beaufighter Bristol Beaufighter - тяжелый истребитель, ночной истребитель, также используемый как легкий бомбардировщик, торпедоносец, он был одним из...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме