Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs 132
|
Реактивный пикирующий бомбардировщик и перехватчик Henschel Hs 132
В начале второй мировой войны люфтваффе достаточно широко и с успехом применяли пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87 "Штука", которые, используя бомбы большого калибра, порой достигали исключительной точности попадания по небольшим целям: будь то танки, мосты или пункты управления войсками и огневые позиции. Junkers Ju 87 Sturzkampfflugzeug являлись самым распространенным пикирующим бомбардировщиком до середины войны, но после потери преимущества в воздухе авиацией Германии, применение этих самолетов стало малоэффективным.
В начале 1944 года фирма Henschel предложила Министерству авиации Германии разработать проект малоразмерного скоростного пикирующего бомбардировщика с реактивным двигателем. У "Хеншель" был опыт создания штурмовика Hs 129 (вместе с прототипами выпущено 870 единиц), который являлся единственным самолетом второй мировой войны, созданным специально для уничтожения танков.
Техническим управлением Министерства авиации летом 1944 года был выдан заказ на создание шести опытных пикирующих бомбардировщиков с реактивным двигателем, которые получили обозначение Hs 132. Перед конструкторами этого самолета стояла задача создать скоростной самолет с малыми размерами, хорошей аэродинамикой и мощным вооружением. Разумеется, должны были рассматриваться вопросы технологичности конструкции и его цены. И в целом эти задачи были выполнены.
"Хеншель" создала самолет, который представлял собой среднеплан с разнесенным двухкилевым хвостовым оперением. Самолет имел металлический фюзеляж и деревянное крыло. Летчик размещался в кабине лежа, что должно было помогать ему лучше переносить большие перегрузки, которые при пикировании были равны 10-11 g, при том, что сам Хеншель Hs 132 был рассчитан на перегрузки до 12 g. Кабина имела хорошее остекление и обеспечивала обзор вперед и по сторонам. В то время, как обзор задней полусферы был исключен по причине расположения самого пилота и размещением турбореактивного двигателя сразу за кабиной на фюзеляже. Hs 132 во многом напоминал Хейнкель Не 162, а такое расположение двигателя облегчило проектирование фюзеляжа и должно было упрощать обслуживание двигателя в полевых условиях. Носовая стойка трехстоечного колесного шасси в полете убиралась в фюзеляж (основные стойки - в крыло). Надо отметить, что при взлете длина разбега самолета была очень большой.
Простота конструкции и широкое применение деревянных узлов вызывали интерес немецкого руководства, поступил заказ на изготовление трех опытных образцов самолета с реактивным двигателем. Строительство началось в марте 1945 года. Работы шли очень быстрым темпом, но провести испытания новых самолетов в небе так и не успели. Приближались войска СССР и почти готовый самолет был уничтожен, а две готовых (приблизительно на три четверти) машины захватили советские войска.
Фирмой "Хеншель" проектировалось сразу три варианта самолета:
- Hs 132A - скоростной пикирующий бомбардировщик, имевший двигатель BMW 003A-1 с тягой 800 кг. Под фюзеляжем самолета на специальной подвеске находилась авиабомба SC 500 или SD 500 весом 500 кг;
- Hs 132B - штурмовик для огневой поддержки Сухопутных войск. Двигатель Jumo 004B-2 с тягой 880 кг. Вооружение самолета включало две 20-мм авиапушки MG 151/20 (патроны - 250 штук на каждую пушку) и несколько бомб малого калибра;
- Hs 132C - модификация, имевшая двигатель Хейнкель-Хирт 011 А-1 с тягой 1300 кг. Более мощный двигатель позволял размещать достаточно мощное пушечное вооружение: две авиапушки MG 151/20 калибром 20 мм и две авиапушки МК 108 калибром 30 мм. Бомбовая нагрузка включала 500 кг, которую можно было увеличить до 1000 кг, если демонтировать пушки МК 108.
Основные технические характеристики Hs 132A
Максимальная взлетная масса, кг |
3400 |
Длина, м |
8,90 |
Размах крыла, м |
7,20 |
Количество двигателей х тяга, кг |
1 х 800 |
Макс. скорость полета на высоте 6000 м (расчетная): |
с бомбовой нагрузкой, км/ч |
700 |
без бомбовой нагрузки , км/ч |
780 |
Практический потолок (расчетный), м |
10 500 |
Радиус действия (расчетный): |
на высоте 4000 м, км |
780 |
на высоте 6000 м, км |
1120 |
Экипаж, чел. |
1 |
Источники:
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.