Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs 132
|
Реактивный пикирующий бомбардировщик и перехватчик Henschel Hs 132
В начале второй мировой войны люфтваффе достаточно широко и с успехом применяли пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87 "Штука", которые, используя бомбы большого калибра, порой достигали исключительной точности попадания по небольшим целям: будь то танки, мосты или пункты управления войсками и огневые позиции. Junkers Ju 87 Sturzkampfflugzeug являлись самым распространенным пикирующим бомбардировщиком до середины войны, но после потери преимущества в воздухе авиацией Германии, применение этих самолетов стало малоэффективным.
![Реактивный пикирующий бомбардировщик и перехватчик Henschel Hs 132 Henschel Hs 132](/images/stories/ww2/germany/henschel-hs-132/henschel-hs132_02.jpg)
В начале 1944 года фирма Henschel предложила Министерству авиации Германии разработать проект малоразмерного скоростного пикирующего бомбардировщика с реактивным двигателем. У "Хеншель" был опыт создания штурмовика Hs 129 (вместе с прототипами выпущено 870 единиц), который являлся единственным самолетом второй мировой войны, созданным специально для уничтожения танков.
![Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs 132](/images/stories/ww2/germany/henschel-hs-132/henschel-hs132_03.jpg)
Техническим управлением Министерства авиации летом 1944 года был выдан заказ на создание шести опытных пикирующих бомбардировщиков с реактивным двигателем, которые получили обозначение Hs 132. Перед конструкторами этого самолета стояла задача создать скоростной самолет с малыми размерами, хорошей аэродинамикой и мощным вооружением. Разумеется, должны были рассматриваться вопросы технологичности конструкции и его цены. И в целом эти задачи были выполнены.
![Henschel Hs 132 Реактивный пикирующий бомбардировщик и перехватчик](/images/stories/ww2/germany/henschel-hs-132/henschel-hs132_04.jpg)
"Хеншель" создала самолет, который представлял собой среднеплан с разнесенным двухкилевым хвостовым оперением. Самолет имел металлический фюзеляж и деревянное крыло. Летчик размещался в кабине лежа, что должно было помогать ему лучше переносить большие перегрузки, которые при пикировании были равны 10-11 g, при том, что сам Хеншель Hs 132 был рассчитан на перегрузки до 12 g. Кабина имела хорошее остекление и обеспечивала обзор вперед и по сторонам. В то время, как обзор задней полусферы был исключен по причине расположения самого пилота и размещением турбореактивного двигателя сразу за кабиной на фюзеляже. Hs 132 во многом напоминал Хейнкель Не 162, а такое расположение двигателя облегчило проектирование фюзеляжа и должно было упрощать обслуживание двигателя в полевых условиях. Носовая стойка трехстоечного колесного шасси в полете убиралась в фюзеляж (основные стойки - в крыло). Надо отметить, что при взлете длина разбега самолета была очень большой.
![Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs 132 Хеншель Hs 132](/images/stories/ww2/germany/henschel-hs-132/henschel-hs132_05.jpg)
Простота конструкции и широкое применение деревянных узлов вызывали интерес немецкого руководства, поступил заказ на изготовление трех опытных образцов самолета с реактивным двигателем. Строительство началось в марте 1945 года. Работы шли очень быстрым темпом, но провести испытания новых самолетов в небе так и не успели. Приближались войска СССР и почти готовый самолет был уничтожен, а две готовых (приблизительно на три четверти) машины захватили советские войска.
![Реактивный пикирующий бомбардировщик и перехватчик Henschel Hs 132](/images/stories/ww2/germany/henschel-hs-132/henschel-hs132_06.jpg)
Фирмой "Хеншель" проектировалось сразу три варианта самолета:
- Hs 132A - скоростной пикирующий бомбардировщик, имевший двигатель BMW 003A-1 с тягой 800 кг. Под фюзеляжем самолета на специальной подвеске находилась авиабомба SC 500 или SD 500 весом 500 кг;
- Hs 132B - штурмовик для огневой поддержки Сухопутных войск. Двигатель Jumo 004B-2 с тягой 880 кг. Вооружение самолета включало две 20-мм авиапушки MG 151/20 (патроны - 250 штук на каждую пушку) и несколько бомб малого калибра;
- Hs 132C - модификация, имевшая двигатель Хейнкель-Хирт 011 А-1 с тягой 1300 кг. Более мощный двигатель позволял размещать достаточно мощное пушечное вооружение: две авиапушки MG 151/20 калибром 20 мм и две авиапушки МК 108 калибром 30 мм. Бомбовая нагрузка включала 500 кг, которую можно было увеличить до 1000 кг, если демонтировать пушки МК 108.
![Хеншель Hs 132 Пикирующий бомбардировщик](/images/stories/ww2/germany/henschel-hs-132/henschel-hs132_08.jpg)
Основные технические характеристики Hs 132A
Максимальная взлетная масса, кг |
3400 |
Длина, м |
8,90 |
Размах крыла, м |
7,20 |
Количество двигателей х тяга, кг |
1 х 800 |
Макс. скорость полета на высоте 6000 м (расчетная): |
с бомбовой нагрузкой, км/ч |
700 |
без бомбовой нагрузки , км/ч |
780 |
Практический потолок (расчетный), м |
10 500 |
Радиус действия (расчетный): |
на высоте 4000 м, км |
780 |
на высоте 6000 м, км |
1120 |
Экипаж, чел. |
1 |
![Реактивный пикирующий бомбардировщик и перехватчик Немецкий самолет Henschel Hs 132](/images/stories/ww2/germany/henschel-hs-132/henschel-hs132_07.jpg)
Источники:
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.