Мессершмитт Me 262 "Швальбе"
|
Немецкий турбореактивный самолет Messerschmitt Me.262 "Schwalbe" (ласточка)
Немецкий турбореактивный самолет Второй мировой войны - Messerschmitt Me.262 "Schwalbe" - истребитель, бомбардировщик и самолет-разведчик. Первый в мире серийный турбореактивный самолет и первый в мире турбореактивный самолет, участвовавший в боевых действиях. Самолет представляет собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом и с двумя турбореактивными двигателями. Шасси с носовой стойкой. Вертикальное оперение однокилевое. Кабина летчика имела прозрачный фонарь, который открывался вправо, предусматривалась возможность герметизации кабины. Крыло однолонжеронное, предкрылки по всей длине крыла, закрылки между элероном и центропланной частью крыла.
Модель
|
Ме 262
|
Экипаж
|
1 человек
|
Двигатель
|
2 двигателя Jumo 004В фирмы "Юнкерс", турбореактивные, развивающие тягу 900 кг
|
Радиус действия
|
1050 км
|
Максимальная скорость
|
869 км/ч
|
Практический потолок
|
12 190 м
|
Максимальный взлетный вес
|
6387 кг
|
Вооружение
|
пушки - 4 х 30 мм плюс возможность крепления под крыльями 12 ракет R4M,в бомбардировочном варианте:пушки 2 х 20 мм плюс бомбы по 250 кг,установленные под центропланом
|
Me 262: История создания
Первые сведения о новой силовой установке, основанной на "турбореактивном" принципе, Вилли Мессершмитт получил еще в 1937 году. В начале осени 1938 года Рейхсминистерство авиации (RLM) организовало секретное совещание с представителями авиапромышленности, чтобы дать полную информацию о состоянии разработок новых реактивных силовых установок. Уже тогда две баварские фирмы - авиастроительная "Мессершмитт" и моторостроительная "БМВ" - образовали так называемый "Южно-германский производственно-исследовательский центр" (Suddeutschen Entwicklungsschwerpunkt).
В октябре 1938 года В. Мессершмитт поставил задачу своему проектному бюро, действующему под руководством ведущего инженера Роберта Луссера (Lusser), определить наиболее предпочтительный тип конструкции реактивного самолета - с одним или с двумя двигателями. В итоге был выбран двухдвигательный вариант, однако в ходе исследовательских работ появились и первые проекты реактивных самолетов двухбалочной схемы с размещением силовой установки в укороченном фюзеляже. Такая схема позднее будет использована на первых английских реактивных самолетах Де Хэвилленд DH-100 "Вампир". В конце 1938 года фирма "Мессершмитт" получает от Рейхсминистерства авиации задание на разработку дальнего истребителя с реактивным двигателем.
1 апреля 1939 года ведущие специалисты проектного бюро фирмы "Мессершмитт" приступили к разработке самолета Р 65 (Проект-65), из которого в будущем и возникнет Me 262. В проекте принимали участие Вилли Мессершмитт, Вольдемар Войгт, который как раз в этот день возглавил проектное бюро после официального ухода Луссера к Хейнкелю, Вольфганг Дегель, Карл Альтхофф (Althoff) и специалисты в области аэродинамики Вальтер Айзенманн и Риклеф Шомерус. 7 июня 1939 г. первый проект реактивного "мессершмитта" был готов и представлен Рейхсминистерству авиации под обозначением Р 1065. Предполагалось построить дальний истребитель с размахом крыла 9,40 м, площадью крыла 18,00 м2 и взлетным весом в 3196 кг; оснащенный двумя турбореактивными двигателями BMW с тягой по 600 кгс, он должен был достигать скорости около 900 км/ч на высоте 3000 м и набирать высоту 6000 м за 6,16 мин. Истребитель с герметизированной кабиной планировали вооружить одной 20-мм пушкой MG 151/20 с боезапасом 200 патронов и одной 15-мм пушкой MG 151/15 с боезапасом 400 патронов.
Me 262 был оснащен носовым колесом (начиная с пятого опытного образца). В сентябре 1939 года приступили к созданию Р 1065; месяцем позже были представлены первые чертежи и документация, а 9 ноября фирма представила Рейхсминистерству авиации новый улучшенный проект.Создание турбореактивного двигателя Jumo 004 началось той же осенью 1939 года под руководством доктора Анзельма Франца (Franz).
1 декабря 1939 года в Рейхсминистерстве авиации состоялось обсуждение возможности установки двигателя BMW на самолет Р 1065 с участием представителей фирм "Мессершмитт", "БМВ" и Рехлинского испытательного центра люфтваффе. Обсуждались также проблемы крепления двигателей, совершенствования топливной системы, авиационного оборудования и приборов.
19 декабря 1939 года представителям Рейхсминистерства авиации впервые показали макет пилотской кабины для Р 1065. При осмотре не было высказано никаких серьезных возражений или претензий; однако уже через месяц, когда Мессершмитт представил на рассмотрение очередной макет кабины и место пилота, представители Технического отдела RLM и испытательного центра в Рехлине рекомендовали усилить бронирование. Наконец 31 января 1940 года предварительным решением "LC 2 №467/40 (III)" под грифом "секретно" Рейхсминистерство авиации делает фирме "Мессершмитт" заказ на 20 опытных самолетов Р 1065. В начале марта было принято решение оснастить первые три опытных самолета опытными же реактивными двигателями BMW Р3302. Кроме того, первый прототип Р 1065V-1 предполагалось оборудовать гермокабиной, катапультируемым креслом, пневматическим воздушным тормозом для пикирования и протектированными топливными баками.
21 марта 1940 года "Проект Р 1065" подвергся новому пересмотру. Конструктор В. Войгт представил доклад, в котором предлагал внести серьезные изменения в конструкцию и компоновку самолета. Фюзеляж теперь имел почти треугольное сечение и откидные панели в носовой части, где располагались три авиационных пушки МК 108. Консольным частям крыла была придана стреловидность с целью компенсации смещения центра тяжести, возникшее из-за тяжелых двигателей: перемещение всего крыла повлекло бы за собой изменение всей конструкции, а для этого требовалось много времени и сил. Схема размещения самих двигателей осталась без изменений. Были также определены новые размеры самолета: размах крыльев - 12,35 м, длина -10,46 м. Именно этим размерам соответствовали первые прототипы самолета Р 1065 (согласно описанию проекта № 3). 15 мая 1940 года фирма "Мессершмитт" передает Рейхсминистерству авиации новый проект реактивного истребителя (проект II) с изменениями, предложенными в докладе В. Войгта. Тем временем весной 1940 года фирма "Юнкерс" завершает создание турбореактивной силовой установки Jumo 004А, и в июне и июле конструкторы Мессершмитта приступают к исследованиям оптимальных размеров воздушного канала двигателей при разном их расположении - над и под крылом.