Мессершмитт Me 163 "Комета"
Немецкий ракетный истребитель-перехватчик Второй мировой войны с жидкостным ракетным двигателем. Первый полет - 1 сентября 1941 года, а первый боевой вылет - 14 мая 1944 года. После взлета сбрасывал шасси, а приземлялся на выдвижную лыжу, самолет имел малый запас топлива и не мог совершить повторный заход на цель.
Содержание
Мессершмитт Me 163 "Комета"
Модификации
В бою
В музеях

Ракетный истребитель-перехватчик Messerschmitt Me 163 Komet

немецкий самолет кометаТолько в двадцатом столетии стало возможным претворить на практике мечты многих изобретателей об использовании реактивной силы в качестве движущей силы для летательных аппаратов. К началу второй мировой войны, в 1939 году, наибольший прогресс в развитии реактивных двигателей  был достигнут в Англии и Германии. В этих странах развитие шло по двум независимым направлениям. Хотя работы над созданием реактивных двигателей в Германии были начаты несколько позднее, чем в Англии, тем не менее первый успешный полет реактивного самолета с газотурбинным двигателем в Германии был осуществлен почти на два года раньше, чем в Англии, а самолет с ракетным двигателем в Германии совершил первый полет еще раньше.

 

В Германии развитие реактивных двигателей вначале осуществлялось одновременно по двум независимым направлениям смолетостроительными фирмами "Хейнкель" и "Юнкерc.

Техническое описание Me 163В

Одноместный перехватчик с ракетным двигателем. Бесхвостый среднеплан смешанной конструкции.

Фюзеляж.
Фюзеляж полузакрытый из алюмнниевого листа, круглый в сечении, технологически членился на две секции.Передняя секция состояла из носового обтекателя, кабины и части фюзеляжа, вмещавшей баки. Задняя секция состояла из двигательного и хвостового отсека. Фюзеляж усиливали 11 шпангоутов. На верхней стороне фюзеляжа крепился фонарь кабины и обтекатель бака.

Хвостовое оперение.
Самолет имел только киль деревянной конструкции, симметричного профиля. площадью 2,02 м2. Руль направления площадью 0,523 м2. Руль уравновешен по массе.

Крылья.
Крылья деревянные с коробчатым главным лонжероном и вспомогательным лонжероном-швеллером. К вспомогательному лонжерону крепились рули-элероны и триммеры. К фюзеляжу крыло крепилось тремя шкворнями. Обшивка из фанеры Tе-Vau-Bu (буковая шпонка, проклеенная клеем Tegofilm). Толщина профиля крыла 14% у основания (нервюра № 1 ) при 30% хорды и 8,7% у конца (нервюра № 19) при 20% хорды. Стреловидность 23,3° на 1/4 хорды, геометрический поворот 5,7%. Неподвижные предкрылки на половине размаха крыла.Система управления рулями на качалках.Рули-элероны на внешней стороне крыльев деревянные с матерчатой обшивкой. Триммеры на внутренней стороне крыльев той же конструкции, что и рули-элероны. Посадочные закрылки, а точнее аэродинамические тормоза, подвешивались на нижней стороне крыла и представляли собой алюминиевые пластины. Они располагались на центроплане по середине хорды и выпускались с помощью гидравлического привода.

Шасси.
Шасси состояло из посадочного полоза, убираемого и выпускаемого с помощью гидравлического привода. Полоз сначала делали из алюминия, позднее из стали. Первые машины имели деревянный полоз, у них также отсутствовал хвостовое колесо. К полозу крепилась колесная тележка, которую сбрасывали после взлета (полоз, убираясь, высвобождал крепления тележки). В районе хвоста находилось управляемое колесо, выпускаемое гидравлически. Аварийный выпуск полоза осуществлялся пневматической системой. Шины колес на тележке 700x175 мм, давление 5,5 атмосфер, хвостового колеса 260x85 мм, давление 4 атмосфер. Самолет также мог взлетать с помощью колесной тележки фирмы "Borsig", стартовой тележки с пружиной Лечера фирмы "VDM". а также тележки с управляемым передним колесом фирмы "АНАС".

Кабина пилота.
Кабина негерметизнрованная. с одностворчатым фонарем, откидываемым вправо. Кресло пилота подвешено на пружинах конструкции инженера Лечера. Кабина оборудована основными пилотажными приборами, и указателями работы двигателя. В кабине находились все органы управления всеми узлами самолета. Панель управления радиостанцией находилась на правом баке T-Stoff.

Радиооборудование.

Радиостанция FuG 16ZK обеспечивала связь с землей и другими самолетами. Она располагалась в носовой части фюзеляжа. Антенна крепилась к фюзеляжу, адаптер и возвратная петля встроены в киль.Устройство FuG 25а использовалось для идентификации "свой-чужой". Располагалось под креслом пилота, антенна и адаптеры на левом крыле.

Двигатель.
Двигатель Waller HWK 109-509А-0 крепился к 8-му шпангоуту фюзеляжа в трех точках.Топливная система состояла из двух типов баков: баков для T-Stoff (топливо) н C-Stoff(окислитель). Заполнение баков T-Stoff проводили через переднюю горловину, a C-Stoff - через заднюю.Баки на Me 163В-1 имели следующий объем, л: T-Stoff главный бак в фюзеляже 1040, T-Stoff правый вспомогательный бак 60, T-Stoff левый вспомогательный бак 60, C-Stoff бак в левом крыле 177. C-Stoff передний бак в левом крыле 73, C-Stoff бак в правом крыле 177,C-Stoff передний бак в правом крыле 73.

Электрическое оборудование.
Электрическое оборудование запитывалось от генератора мощностью 2 кВт и напряжением 24 В. Генератор стоял в носу фюзеляжа и оснащался маленьким пропеллером, вращающимся набегающим потоком воздуха. Аккумулятор емкостью 20 Ач. Аккумулятор также находился в носовой части фюзеляжа. Наружный разъем электросети находился на правом борту фюзеляжа. Потребителями на борту были: система зажигания, подогрев трубки Пито, сигнал положения шасси, радиооборудование, указатель крена и хилометр, приборы контроля за работой двигателя, топливные краны, противопожарная система.

Кислородная система.
Кислородная система состояла из 2-литрового баллона, находящегося на левом борту кабины, а также регулятора подачи кислорода, встроенного в правый борт кабины.

Пневмогидравлическая система.
Пневмогидравлическая система служила для выпуска и уборки полоза и хвостового колеса. Маслобак гидравлической системы находился на носу, а пневматическая система размещалась возле полоза. Особый контур со своим маслобаком служил для выпуска посадочных закрылков. Выпуск осуществлялся с помощью ручного насоса.

Бронирование.
Броней была прикрыта носовая часть самолета. Носовой обтекатель изготавливался из брони толщиной 15 мм. Лобовое бронестекло имело толщину 90 мм. Сзади голову, плечи и спину пилота прикрывала бронеспинка толщиной 15 мм.

Вооружение.

Две пушки Mauser MG 151/20 располагались по одной в основании крыльев. Начиная с машины № 47 на самолетах появились пушки Rheinmetall-Borsig МК 108 с боекомплектом 80(60) выстрелов на ствол. Прицел Rеvi 16В установлен над приборной панелью. В конце войны испытывались различные нетрадиционные виды вооружения. Это были 50-мм гранатометы SG 500 Jaegdfaust. Гранатометы стреляли вверх и спускались автоматически с помощью фотокамеры, когда "Комета" оказывалась под самолетом противника. Один залп выпускал сразу пять гранат, так что пилот мог делать два боевых захода. Перезаряжалась система на земле. На "Комете" (Me 163A) в порядке эксперимента установили 2 12-трубных пусковых установок для ракет R4M.

Тактико-технические характеристики самолета Ме 163

Ме 163А

Модель
Ме 163А
Длина,м
5,25
Размах крыльев,м
8,85
Высота,м
2,16
Площадь крыла,м2
17,5
Сухая масса,кг
1440
Взлетная масса,кг
2200
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2
134
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2
107
Двигатель
HWK-RII-203
Максимальная тяга двигателя,кг
750
Допустимая скорость,км/ч
850
Потолок,м
15500
Вооружение
нет

Ме 163В-0

Модель
Ме 163В-0
Длина,м
5,75
Размах крыльев,м
9,30
Высота,м
2,50
Площадь крыла,м2
19,6
Сухая масса,кг
1505
Взлетная масса,кг
3885
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2
209
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2
107
Двигатель
HWK 109-509А-0
Максимальная тяга двигателя,кг
1700
Допустимая скорость,км/ч
850
Потолок,м
15500
Вооружение
2хMG 150/20(2хМК 108)

Ме 163В-I

Модель
Ме 163В-I
Длина,м
5,92
Размах крыльев,м
9,30
Высота,м
2,76
Площадь крыла,м2
19,6
Сухая масса,кг
2100
Взлетная масса,кг
3100
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2
210
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2
107
Двигатель
HWK 109-509А-1(В-1)
Максимальная тяга двигателя,кг
2000
Допустимая скорость,км/ч
850
Потолок,м
15500
Вооружение
2хМК 108

Ме 163В-II

Модель
Ме 163В-II
Длина,м
7,04
Размах крыльев,м
9,80
Высота,м
2,89
Площадь крыла,м2
20,5
Сухая масса,кг
1927
Взлетная масса,кг
5000
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2
243,9
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2
107
Двигатель
HWK 109-509С(LP59D)
Максимальная тяга двигателя,кг
1500(300)
Допустимая скорость,км/ч
950
Потолок,м
15500
Вооружение
4хМК 108

Ме 263

Модель
Ме 263
Длина,м
7,88
Размах крыльев,м
9,50
Высота,м
3,17
Площадь крыла,м2
17,8
Сухая масса,кг
1922
Взлетная масса,кг
5113
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2
296
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2
108
Двигатель
HWK 109-509C
Максимальная тяга двигателя,кг
2000(400)
Допустимая скорость,км/ч
950
Потолок,м
15500
Вооружение
2хМК 108


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме