|
Мессершмитт Me 163 "Комета"
|
Немецкий ракетный истребитель-перехватчик Второй мировой войны с жидкостным ракетным двигателем. Первый полет - 1 сентября 1941 года, а первый боевой вылет - 14 мая 1944 года. После взлета сбрасывал шасси, а приземлялся на выдвижную лыжу, самолет имел малый запас топлива и не мог совершить повторный заход на цель.
Ракетный истребитель-перехватчик Messerschmitt Me 163 Komet
Только в двадцатом столетии стало возможным претворить на практике мечты многих изобретателей об использовании реактивной силы в качестве движущей силы для летательных аппаратов. К началу второй мировой войны, в 1939 году, наибольший прогресс в развитии реактивных двигателей был достигнут в Англии и Германии. В этих странах развитие шло по двум независимым направлениям. Хотя работы над созданием реактивных двигателей в Германии были начаты несколько позднее, чем в Англии, тем не менее первый успешный полет реактивного самолета с газотурбинным двигателем в Германии был осуществлен почти на два года раньше, чем в Англии, а самолет с ракетным двигателем в Германии совершил первый полет еще раньше.
В Германии развитие реактивных двигателей вначале осуществлялось одновременно по двум независимым направлениям смолетостроительными фирмами "Хейнкель" и "Юнкерc.
Техническое описание Me 163В
Одноместный перехватчик с ракетным двигателем. Бесхвостый среднеплан смешанной конструкции.
Фюзеляж. Фюзеляж полузакрытый из алюмнниевого листа, круглый в сечении, технологически членился на две секции.Передняя секция состояла из носового обтекателя, кабины и части фюзеляжа, вмещавшей баки. Задняя секция состояла из двигательного и хвостового отсека. Фюзеляж усиливали 11 шпангоутов. На верхней стороне фюзеляжа крепился фонарь кабины и обтекатель бака. Хвостовое оперение. Самолет имел только киль деревянной конструкции, симметричного профиля. площадью 2,02 м2. Руль направления площадью 0,523 м2. Руль уравновешен по массе. Крылья. Крылья деревянные с коробчатым главным лонжероном и вспомогательным лонжероном-швеллером. К вспомогательному лонжерону крепились рули-элероны и триммеры. К фюзеляжу крыло крепилось тремя шкворнями. Обшивка из фанеры Tе-Vau-Bu (буковая шпонка, проклеенная клеем Tegofilm). Толщина профиля крыла 14% у основания (нервюра № 1 ) при 30% хорды и 8,7% у конца (нервюра № 19) при 20% хорды. Стреловидность 23,3° на 1/4 хорды, геометрический поворот 5,7%. Неподвижные предкрылки на половине размаха крыла.Система управления рулями на качалках.Рули-элероны на внешней стороне крыльев деревянные с матерчатой обшивкой. Триммеры на внутренней стороне крыльев той же конструкции, что и рули-элероны. Посадочные закрылки, а точнее аэродинамические тормоза, подвешивались на нижней стороне крыла и представляли собой алюминиевые пластины. Они располагались на центроплане по середине хорды и выпускались с помощью гидравлического привода.
Шасси. Шасси состояло из посадочного полоза, убираемого и выпускаемого с помощью гидравлического привода. Полоз сначала делали из алюминия, позднее из стали. Первые машины имели деревянный полоз, у них также отсутствовал хвостовое колесо. К полозу крепилась колесная тележка, которую сбрасывали после взлета (полоз, убираясь, высвобождал крепления тележки). В районе хвоста находилось управляемое колесо, выпускаемое гидравлически. Аварийный выпуск полоза осуществлялся пневматической системой. Шины колес на тележке 700x175 мм, давление 5,5 атмосфер, хвостового колеса 260x85 мм, давление 4 атмосфер. Самолет также мог взлетать с помощью колесной тележки фирмы "Borsig", стартовой тележки с пружиной Лечера фирмы "VDM". а также тележки с управляемым передним колесом фирмы "АНАС".
Кабина пилота. Кабина негерметизнрованная. с одностворчатым фонарем, откидываемым вправо. Кресло пилота подвешено на пружинах конструкции инженера Лечера. Кабина оборудована основными пилотажными приборами, и указателями работы двигателя. В кабине находились все органы управления всеми узлами самолета. Панель управления радиостанцией находилась на правом баке T-Stoff. Радиооборудование. Радиостанция FuG 16ZK обеспечивала связь с землей и другими самолетами. Она располагалась в носовой части фюзеляжа. Антенна крепилась к фюзеляжу, адаптер и возвратная петля встроены в киль.Устройство FuG 25а использовалось для идентификации "свой-чужой". Располагалось под креслом пилота, антенна и адаптеры на левом крыле. Двигатель. Двигатель Waller HWK 109-509А-0 крепился к 8-му шпангоуту фюзеляжа в трех точках.Топливная система состояла из двух типов баков: баков для T-Stoff (топливо) н C-Stoff(окислитель). Заполнение баков T-Stoff проводили через переднюю горловину, a C-Stoff - через заднюю.Баки на Me 163В-1 имели следующий объем, л: T-Stoff главный бак в фюзеляже 1040, T-Stoff правый вспомогательный бак 60, T-Stoff левый вспомогательный бак 60, C-Stoff бак в левом крыле 177. C-Stoff передний бак в левом крыле 73, C-Stoff бак в правом крыле 177,C-Stoff передний бак в правом крыле 73.
Электрическое оборудование. Электрическое оборудование запитывалось от генератора мощностью 2 кВт и напряжением 24 В. Генератор стоял в носу фюзеляжа и оснащался маленьким пропеллером, вращающимся набегающим потоком воздуха. Аккумулятор емкостью 20 Ач. Аккумулятор также находился в носовой части фюзеляжа. Наружный разъем электросети находился на правом борту фюзеляжа. Потребителями на борту были: система зажигания, подогрев трубки Пито, сигнал положения шасси, радиооборудование, указатель крена и хилометр, приборы контроля за работой двигателя, топливные краны, противопожарная система.
Кислородная система. Кислородная система состояла из 2-литрового баллона, находящегося на левом борту кабины, а также регулятора подачи кислорода, встроенного в правый борт кабины.
Пневмогидравлическая система. Пневмогидравлическая система служила для выпуска и уборки полоза и хвостового колеса. Маслобак гидравлической системы находился на носу, а пневматическая система размещалась возле полоза. Особый контур со своим маслобаком служил для выпуска посадочных закрылков. Выпуск осуществлялся с помощью ручного насоса. Бронирование. Броней была прикрыта носовая часть самолета. Носовой обтекатель изготавливался из брони толщиной 15 мм. Лобовое бронестекло имело толщину 90 мм. Сзади голову, плечи и спину пилота прикрывала бронеспинка толщиной 15 мм. Вооружение. Две пушки Mauser MG 151/20 располагались по одной в основании крыльев. Начиная с машины № 47 на самолетах появились пушки Rheinmetall-Borsig МК 108 с боекомплектом 80(60) выстрелов на ствол. Прицел Rеvi 16В установлен над приборной панелью. В конце войны испытывались различные нетрадиционные виды вооружения. Это были 50-мм гранатометы SG 500 Jaegdfaust. Гранатометы стреляли вверх и спускались автоматически с помощью фотокамеры, когда "Комета" оказывалась под самолетом противника. Один залп выпускал сразу пять гранат, так что пилот мог делать два боевых захода. Перезаряжалась система на земле. На "Комете" (Me 163A) в порядке эксперимента установили 2 12-трубных пусковых установок для ракет R4M.
Тактико-технические характеристики самолета Ме 163
Модель |
Ме 163А
|
Длина,м |
5,25
|
Размах крыльев,м |
8,85
|
Высота,м |
2,16
|
Площадь крыла,м2 |
17,5
|
Сухая масса,кг |
1440
|
Взлетная масса,кг |
2200
|
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2 |
134
|
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2 |
107
|
Двигатель |
HWK-RII-203
|
Максимальная тяга двигателя,кг |
750
|
Допустимая скорость,км/ч |
850
|
Потолок,м |
15500
|
Вооружение |
нет
|
Модель |
Ме 163В-0
|
Длина,м |
5,75
|
Размах крыльев,м |
9,30
|
Высота,м |
2,50
|
Площадь крыла,м2 |
19,6
|
Сухая масса,кг |
1505
|
Взлетная масса,кг |
3885
|
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2 |
209
|
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2 |
107
|
Двигатель |
HWK 109-509А-0
|
Максимальная тяга двигателя,кг |
1700
|
Допустимая скорость,км/ч |
850
|
Потолок,м |
15500
|
Вооружение |
2хMG 150/20(2хМК 108)
|
Модель |
Ме 163В-I
|
Длина,м |
5,92
|
Размах крыльев,м |
9,30
|
Высота,м |
2,76
|
Площадь крыла,м2 |
19,6
|
Сухая масса,кг |
2100
|
Взлетная масса,кг |
3100
|
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2 |
210
|
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2 |
107
|
Двигатель |
HWK 109-509А-1(В-1)
|
Максимальная тяга двигателя,кг |
2000
|
Допустимая скорость,км/ч |
850
|
Потолок,м |
15500
|
Вооружение |
2хМК 108
|
Модель |
Ме 163В-II
|
Длина,м |
7,04
|
Размах крыльев,м |
9,80
|
Высота,м |
2,89
|
Площадь крыла,м2 |
20,5
|
Сухая масса,кг |
1927
|
Взлетная масса,кг |
5000
|
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2 |
243,9
|
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2 |
107
|
Двигатель |
HWK 109-509С(LP59D)
|
Максимальная тяга двигателя,кг |
1500(300)
|
Допустимая скорость,км/ч |
950
|
Потолок,м |
15500
|
Вооружение |
4хМК 108
|
Модель |
Ме 263
|
Длина,м |
7,88
|
Размах крыльев,м |
9,50
|
Высота,м |
3,17
|
Площадь крыла,м2 |
17,8
|
Сухая масса,кг |
1922
|
Взлетная масса,кг |
5113
|
Удельная нагрузка на крыло при старте,кг/м2 |
296
|
Удельная нагрузка на крыло при посадке,кг/м2 |
108
|
Двигатель |
HWK 109-509C
|
Максимальная тяга двигателя,кг |
2000(400)
|
Допустимая скорость,км/ч |
950
|
Потолок,м |
15500
|
Вооружение |
2хМК 108
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|