Мессершмитт Me 262 "Швальбе" - Выводы
Немецкий Messerschmitt Me.262 - первый в мире серийный реактивный самолет и первый в мире реактивный самолет, который участвовал в боевых действиях (в боях участвовал 61 самолет). Реактивный истребитель, бомбардировщик и самолет-разведчик. Имел несколько модификаций. К началу 1945 года промышленность Германии выпускала по 36 самолетов Me.262 в неделю, а в люфтваффе уже находилось 564 машины.
Содержание
Мессершмитт Me 262 "Швальбе"
Описание конструкции
Выводы

Выводы

Несмотря на многочисленные проблемы постоянно возникающие в процессе эксплуатации принципиально новых двигателей, Мессершмитт справился с главной и, казалось, невыполнимой задачей одновременной разработки и нового планера самолета, и совершенно новой схемы установки на него реактивных двигателей. Сложившаяся в стране ситуация потребовала от конструктора концентрации исключительно на создании боевого самолета, и в соревновании с Хейнкелем Вилли Мессершмитт вышел победителем. Me 262 превосходил Не 280 по скорости и высоте полета, по дальности действия и вооружению. При этом у Не 280 при скорости около 800 км/ч вибрация разнесенного хвостового оперения достигала опасных значений. Устранить этот крайне неприятный недостаток можно было за счет установки нового, центрального киля, но его разработка требовала значительного времени. Me 262 стал первым реактивным истребителем, который выпускался серийно. Благодаря удачной концепции этот самолет в полной мере использовал мощность реактивной силовой установки. Уже сам факт существования такого самолета ознаменовал начало прорыва в новой и в то время еще малоизученной области авиации; именно в этом - а не только в создании принципиально нового боевого самолета - состоит заслуга создателей Me 262.

Создававшийся в нестабильное военное время, Me 262 все же прошел серьезные технические и летные испытания. В результате этих испытаний были выработаны совершенно новые тактические и стратегические концепции разностороннего боевого применения реактивного самолета против численно превосходящего противника. Кроме того, в ходе создания, испытания и боевого применения Me 262 были выработаны новые требования, внедрены новые технологии, созданы технические устройства, которые после войны стали в большинстве своем стандартом для реактивных истребителей:

  • герметизированная кабина;
  • катапультируемое кресло для спасения летчика на больших скоростях полета. Разработанное фирмой "Мессершмитт", оно монтировалось уже на первых прототипах - например, на Me 262V-1;
  • тормозящее носовое колесо, необходимое при высоких посадочных скоростях;
  • широкое применение стали в качестве материала, например, в связке "лонжерон крыла - полки лонжерона" из клинообразных прокатных стальных осей (для сравнения: в конструкции Me 109 - 950 кг легкого металла на 1 т самолета, а в конструкции Me 262 - 550 кг легкого металла на 1 т самолета);
  • разнообразное мощное вооружение, например, крупнокалиберные (по авиационным масштабам) автоматические пушки, ракеты "воздух-воздух" дальнего радиуса действия в основном с автоматическим наведением на цель и авиационные бомбы, боевое использование которых частично рассчитывалось бортовыми счетно-вычислительными приборами;
  • электронное оборудование - например, радиолокатор для ночных истребителей, приборы навигации и.т.п.;
  • совершенные аэродинамические показатели фюзеляжа и крыла, симметричный относительно тонкий профиль и стреловидность крыла (у Me 262 - 18,5°), предкрылки почти по всему размаху крыла.

С самого начала боевого применения Me 262 этот самолет стал предметом пристального внимания со стороны союзников по антигитлеровской коалиции и одним из наиболее желанных трофеев, который они стремились захватить. 18 марта 1945 года на аэродроме Кольберг-Боденхаген советские танкисты обнаружили почти неповрежденный истребитель Me 262А-1а. Не прошло и двух недель, как трофей заполучили и американцы: 30 марта 1945 года один из немецких летчиков-испытателей "перегнал" Me 262 (W.Nr 111711) из Швабиш Халле на аэродром Райн-Майн близ Франкфурта-на-Майне, который к тому времени уже был захвачен американскими войсками. Немногим позже Великобритания и Франция также обрели трофейные экземпляры самого современного боевого самолета Второй мировой войны. Победители подвергли трофейный германский реактивный истребитель интенсивным испытаниям. Его всестороннее и детальное изучение понадобилось для того, чтобы избежать ошибок и сэкономить время в процессе создания собственной реактивной авиации. Влияние Me 262 оказалось весьма существенным прежде всего в военно-тактическом плане. Внезапное появление самолета, превосходящего по всем параметрам все существующие типы истребителей, привело к пересмотру тактико-технических требований, которые предъявлялись к авиации руководством ВВС в каждой из стран-победительниц.

В 1946-1949 годах на авиазаводах "Avia" в Чехословакии изготовили по готовому образцу двенадцать Me 262. Некоторое время эти самолеты под обозначением S-92 (одноместный вариант) и CS-92 (двухместный учебно-трениро-вочный) состояли на вооружении чехословацких ВВС, пока их не заменили советскими самолетами. Известны также реактивные истребители, которые появились как подражание конструкции Me 262. Это японский Nakajima J8 N1 "Кикка", поднявшийся в воздух в 1945 году, и два cоветских самолета КБ П. О. Сухого - Су-9 и Су-11, появившиеся в 1946-1947 годах. Тот факт, что после поражения Германии Me 262 нигде более не производился серийно, имеет следующее объяснение.

Во-первых, в этом были "виноваты" сами немцы. Рейхсминистерство авиации еще в июле 1944 года объявило конкурс на создание нового реактивного истребителя, который должен был заменить Me 262 в 1945 году. Инженеры-проектировщики фирмы "Мессершмитт" также считали, что к 1945 году концепция Me 262 как скоростного истребителя уже устарела. Отличительным признаком всех новых проектов была новая аэродинамическая схема самолета, которая базировалась на новейших научных достижениях, что выражалось в применении либо стреловидного, либо дельтовидного крыла.
Во-вторых, после войны в Великобритании и США были созданы более мощные и надежные реактивные силовые установки, что позволяло создать более совершенные двухдвигательные конструкции летательных аппаратов, экипаж которых был численно больше.
В свое время профессор В. Мессершмитт предвидел подобное развитие событий. Основываясь на опыте Me 262, он создал новые проекты реактивных самолетов Р 1099 и Р 1100, предложив Рейхсминистерству авиации именно такой путь.

Источники:

  • Николай Якубович. Me.262 Первенец реактивной эры.
  • В.Бакурский, Х.Вальтер, А.Фирсов. Мессершмитт Me 262.
  • Константин Ю.Косминков. Удар Маха.
  • "Война в воздухе". Messerschmitt Me 262. Последняя надежда Люфтваффе.
  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме