Мессершмитт Me 163 "Комета" - В музеях
|
Музейные "Кометы"
В настоящее время в музеях стран мира хранятся следующие машины:
1. W.Nr. 191095 (номер двигателя 701351). Me 163В-1a, 1945 года выпуска. Окончательная сборка проводилась на заводе Клемма в Шварцвальде. Самолет принадлежал II./JG 400 и был захвачен англичанами в Гузумс в мае 1945 года. Доставлен в Фарнборо, получил номер AM 211. а 25 июля 1945 года передан в RAF Maintenance Unit No.6 в Бриз-Нортон. 21 марта 1946 года передан MU No.47 в Силенде, где его должны были подготовить к отправке в Канаду. Машину отгрузили получателю 28 августа 1946 года. В Канаду "Комета" прибыла на борту парохода "Манчестер Коммерс". В Монреаль груз прибыл 9 сентября. Первоначально "Комета" находилась на базе RCAF с Сен-Жане, а в 1957 году ее передали в Канадский военный музей. В 1976-1978 годах, машина прошла ремонт, после которого вошла в коллекцию USAF Museum в Рант-Папeрсон, Дейтон, Огайо, где оставалась с мая 1978 по ноябрь 1985 года. Затем машина вернулась в Канаду не 17 июня 1988 года заменила в экспозиции Национального авиационного музея другую "Комету" (W.Nr. 191916).
2. W.Nr. 191916 (AM 220). Это другая канадская "Комета". Ее судьба похожа на описанную выше, различия только в датах. В Бриз-Нортон машина прибыла 8 августа 1945 года, в Силенд - 17 июня 19446 года. В Канаде с 15 ноября 1964 года в Военном музее. До этого побывала на грех базах, в том числе в Калгари. В 1965-1988 в музейных экспозициях. По некоторым данным, серийный номер самолета мог быть другим: 191913 или 191914.
3. W.Nr. 19659 (AM 215). Захвачен англичанами в Гузуме, затем доставлен в Фарнборо. 26 июля 1945 года передан MU No.6 в Бриз-Нортон, откуда 19 мая 1947 года отправлен в College of Aeronautics. Карнфилд. После реставрации в 1975 году передан шотландскому Museum of Flight в Ист-Форчун, где пребывает до настоящего времени. Самолет полностью укомплектован. лишь сняты две пушки МК 108.
4. W.Nr. 191614. Находится в коллекции музея в Косфорде. Вероятно эта "Комета" захвачена одновременно с W.Nr 191461 (AM 207). Маршрут самолета обычный: Гузум. Фарнборо. Бриз-Нортон (21 июля 1945 года). Далее машину передали в Rocket Propulsion Establishment в Уэсткотте. а в 1980 году в музеи в Косфорде.
5. AM 214. Захвачен, как и большинство английских "Комет" в Гузумe. Далее Фарнборо, Бриз-Нортон (26 июля 1945 года). 18 сентября 1946 года прибыл в R AF College в Крануэллс. До начала 1961 года стоял на аэродроме Крануэлл-Норт, затем передан в Imperial War Museum в Саут-Ламбетс, Лондон. Там ему "сменили" серийный номер на 191060. В 1976 году переведен на аэродром Даксфорд, филиал 1WM. Не следует путать этот экземпляр с VF241. В то время когда АМ214 находился в Крануэллс. VF 241 летал в Фарнборо.
6. W.Nr. 191904 (AM 219). Гузум. Фарнборо. Бриз-Нортон (8 августа 1945 года). Примерно с марта 1946 года в экспозиции музея в Колерие, где оставался до 1975 года, то ость до закрытия музея. Затем попал на базу Сент-Атаи. 5 мая 1988 года подарен Германии, где передан в Luftwaffen museum в Ольденбурге. В 1995 году переведен на аэродром Берлин-Гатов, где находится сейчас.
7. W.Nr 191316 (АМ210), Гузум, Фарнборо. Бриз-Нортон (21 июля 1945 года), Силенд (17 июня 1946 года). В 1949 году передан MU No3 Ветснмор-Парк, где оставался до конца 1955 года. Затем начинается путаница. Самолет с номером 191316 через Хелтон попал в коллекцию Science Museum, в то время как машина AM 210 была подарена Deutsches Museum. Скорее всего "самозванкой" является "Комета", переданная в Deutsches Museum. Как следует из документов, номер AM 210 был присвоен в 1945 году Me 163В W.Nr. 191316. Этот самолет в настоящее время находится в Science Museum в Кенсингтоне, Лондон.
8. Werk Nummer неизвестен. Эта машина собрана из частей по меньшей мере двух "Комет". Номер АМ210 присвоен машине ошибочно. Известны номера фюзеляжа (60) и крыльев (1203, 1203.70 или 120370). История обычна: Бриз-Нортон (21 марта 1946 года), Силснд (17 июня 196 года). Стен-мор-Парк (1949-1955), Mu No. 15 в Рафтоне, наконец база RAF Station в Уэст-Рейнхеме, откуда 28 ноября 1964 года самолет передан Германии. 3 декабря 1964 года машина на борту транспортного самолета Noratlas (GA+250) из Lufttransportgeschwader 61 (база в Нойбиберге) перевезен из Биггин-Хилла в Манхинг. Тут на заводе Мессершмшта самолет прошел первую стадию консервационных работ, в которых участвовали техники, собиравшие Me 163 в годы войны. Самолет был разукомплектован (не хватало двигателя и оборудования кабины). Двигатель удалось достать в Великобритании благодаря помощи Эрика Брауна, который в это время был морским атташе в Бонне. Оборудование кабины удалось восстановить благодаря дару Рудольфа Опица. Самолет получил бортовые обозначения 7./JG 400 и 28 июня 1965 гола передан Deutsches Museum. В экспозиции музея с 2 июля 1965 года. Среди приглашенных на презентацию нового экспоната был Вилли Мессершмитт, который так охарактеризовал Липпиша: "Он отважился пойти дальше, чем другие, ища новые формы и работая над ними".
9. W.Nr. 191301 (FE500, Т-2-500) в National & Spacc Museum, Paul E. Garber Facility, Силвер-Хилл, Мэриленд.
10. W.Nr 191907 (АМ222). Гузум. Фарнборо. Бриз-Нортон (8 августа 1945 года), Рафтон (30 апреля 1946 года). Затем морем отправлен в Австралию. В 1975-1981 годах в RAAF Museum на базе RAAF в Пойнт-Куке. Затем ремонт в Aerospace Technologies of Australia в Мельбурне, откуда машину передали в Australian War Memorial в Канберре.
11. J8M1 Shusui в частной коллекции Planes of Fame Museum в Чино. Калифорния.
12. J8M1 Shusui (детали фюзеляжа) на авиабазе Гифу. Япония. Самолет был обнаружен в 60-х годах на свалке в окрестностях порта Йокосука.
Источники:
- Константин Кузнецов. Me.163 - гора родившая мышь.
- В. Козырев, М.Козырев. На пути к сверхзвуковому истребителю.
- Война в воздухе-38. Messerschmitt Me 163. Германский ракетный истребитель.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.