Мессершмитт Me 163 "Комета" - В бою
Немецкий ракетный истребитель-перехватчик Второй мировой войны с жидкостным ракетным двигателем. Первый полет - 1 сентября 1941 года, а первый боевой вылет - 14 мая 1944 года. После взлета сбрасывал шасси, а приземлялся на выдвижную лыжу, самолет имел малый запас топлива и не мог совершить повторный заход на цель.
Содержание
Мессершмитт Me 163 "Комета"
Модификации
В бою
В музеях

Боевое применение Ме 163

Неприятной особенностью полетов на "Комете" была трудная посадка. Это касалось не только учебной модификации Мe 163А, но и боевой Me 163В. Например, 30 декабря 1943 года на Me 163А разбился обер-фельдфебель Алоиз Верндт. Ровно через месяц, 30 декабря погиб лейтенант Йоши Пес. У его самолета сразу после старта отказала топливная система. Летчик попытался сесть в аварийном режиме, но неудачно. Машина врезалась в башню противовоздушной обороны.

В феврале 1944 года 20./JG 1 переименовали в 1./JG 400. Командиром эскадрильи стал капитан Роберт Олейник. 1 марта 1944 года Олейник вместе с группой из 12 пилотов прибыл в Виттмундхафен. В конце марта I./JG 400 получила первую "Комету", вооруженную пушками МК 108. Примерно месяц спустя эскадрилья совершила первый боевой вылет. 21 апреля 1944 года Олейник вылетел на "Комете" с бортовым номером "16". На высоте около 300 метров двигатель внезапно замолчал. Попытка аварийной посадки закончилась взрывом и пожаром. Олейник с переломами ребер и контузией головы попал в госпиталь. Самолет полностью сгорел.

 

В апреле 1944 года в Ораниенбурге также на бумаге сформировали 2./JG 400. которую возглавил капитан Отто Бенер. 10 мая 1944 года формально обе эскадрильи располагали по 12-14 самолетов. В этот день 2-я эскадрилья перебазировалась на аэродром Венло в районе голландско-немецкой границы. 13 мая 1944 года капитан Вольфганг Шпете совершил первый полет на Me 163В. Механики целиком выкрасили машину (V41, PK+QL) в красный цвет, что должно было символизировать возрождение традиций "красного барона" фон Рихтгофена. Шпете вылетел на перехват истребителей Р-47 Thunderbolt, обнаруженных радаром "Wuerzburg", однако из-за проблем с мотором был вынужден вернуться на базу. В период между 13 и 20 мая 1944 года на аналогичные задания вылетал капитан Рудольф Опиц из ЕК 16. На Me 163 (V35, BH+IN) он безуспешно пытался перехватить двухмоторный разведывательный самолет противника. 20 мая 1944 года другой пилот F.K 16. обер-фельдфебель Нельте на Мс 163 (V40. W.Nr. 31004$) также безуспешно охотился за союзническим самолетом. Тем временем, В. Шпете покинул ЕК 16 и вернулся на Восточный фронт в свою часть - IV./JG 54.

 немецкий самолет комета.

Комета глазами английского пилота

Капитан Эрик М. Браун так описал свои первый полет на Me 163В.
Первый полет на Ме 163В в Англии проводился на буксире у "Спитфайра". Испытывалась устойчивость самолета. Старт прошел не чисто. "Комета" несколько раз подпрыгивала, прежде чем окончательно оторвалась от земли. Во время разбега не было проблем с управлением. поскольку хвостовое колесо управлялось. Взлетел без использования закрылков, а триммеры стояли в нейтральном положении. Оторвавшись, "Комета" начала набирать высоту. Где-то на 9 метрах я сбросил колесную тележку. В этот момент "Спитфайр" также оторвался от земли и мы начали набирать высоту. На высоте 4900 м я сбросил буксировочный трос и начал самостоятельный полет. "Комета" легко реагировала на движение рулей и была устойчивой во всех плоскостях. Я не ощущал, что самолет не имеет полноценного хвостового оперения.

Посадка прошла труднее взлета из-за ограниченной видимости вниз. Я сделал большой круг над аэродромом и зашел на посадку под очень малым углом атаки. На подходе выпустил закрылки. Это было сделать тяжеловато, так как насос системы выпуска располагался под левой рукой. Следовало повернуть кран на 180 градусов, а затем сделать 6 качаний до полного выхода закрылков. Закрылки увеличили угол атаки. Скорость самолета в этот момент составляла около 210 км/ ч. Затем я выпустил полоз и пошел над самой землей. Касание состоялось при скорости 185 км/ч. Первым земли коснулось хвостовое колесо, после чего "Комета" опустила нос и гладко коснулась земли. Самолет качал резко терять скорость и валиться то на одно, то на другое крыло. Я активно действовал элеронами, стараясь не допустить удара крылом о землю. Наконец, элероны перестали действовать и "Комета" легла на землю одним крылом, но продолжала плавно идти вперед. Всего пробег составил 370 м от точки касания до полной остановки. Я остался доволен, что сумел обойтись без травм, так как был наслышан, что многие немецкие пилоты повреждали позвоночник при посадке. Мой полет продлился 25 минут и доставил мне много удовольствия.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме