Новости сайта pro-samolet.ru

FeedBurner

ТВ онлайн

"Кодекс пирата"


Информация

Фокке-Вульф Fw 189 "Уху" - Варианты самолета
Индекс материала
Фокке-Вульф Fw 189 "Уху"
Варианты самолета
Служба разведчиков
Характеристики самолета

Разведывательный вариант Fw-189.

В начале 1940 года на заводе в Бремене началось производство предсерийной партии из десяти Fw-189А-0. Конструктивно планеры предсрийных машин не отличались, за исключением основных опор шасси, от четвертого опытного самолета Fw-189V-4. В конце лета 1940 г. завод подготовился к переходу на серийную модель Fw-189A-1, 38 самолетов данной модификации было изготовлено до конца 1940 года (в некоторых источниках говорится о 20 самолетах Fw-189A-1 выпуска 1940 года). Среди личного состава расквартированных во Франции и в Польше разведывательных подразделений, Aufklarungssiaffeln (Н), новые машины быстро завоевали высокую репутацию. Fw-189 занял позицию одного из самых надежных самолетов люфтваффе, в вермахте эти машины прозвали "Der fliegende Auge" - летающий глаз. "Рама" фирмы "Фокке-Вульф" отличалась более высокой выживаемостью, по сравнению с устаревшими подкосными высокопланами-разведчиками Хеншель Hs-126, которые широко применялись в период кампании во Франции.

Люфтваффе требовалось все больше разведчиков, однако завод в Бремене параллельно с освоением Fw-189 готовился к освоению истребителей Fw- 190А, поэтому было принято решение наладить изготовление "рам" на территории оккупированной нацистами Чехии. Окончательную сборку самолетов следовало осуществлять па заводе фирмы Лэро-Прага Высочаны в Праге. В 1941 году было построено 250 самолетов Fw-189, из них 99 выпустил завод в Бремене, в то время как остальные поставила фирма Аэро-Прага Высочаны. Производство комплектующих для разведчиков освоили на французских заводах, расположенных в округе Бордо. Линию по окончательной сборке Fw-189A оборудовали во французском городе Мериньи.

Чтобы ослабить эффективность налетов бомбардировщиков союзников по территории Германии и оккупированных ею стран пришлось рассредоточить не только производства, но и проектные организации. Примерно 1500 рабочих и инженеров перевезли из Бремена в Бад-Эйлезен - небольшое местечко в заросших лесом горах в окрестностях Бюккебурга неподалеку от аэродрома Минден. Ряд предприятий, поставлявших комплектующие фирме "Фокке-Вульф" также был рассредоточен по территории Рейха. Интенсивное перевооружение разведывательных подразделений люфтваффе на новую технику в течение 1942 г. потребовало увеличить темпы выпуска Fw-189A. В 1942 г. завод в Праге изготовил 183 самолета, группа французских заводов - 87 машин, пика - 20 разведчиков в месяц - сборочная линия в Мериньи достигла в конце лета 1942 г. Ежегодный выпуск завода фирмы "Фокке-Вульф" составил 57 самолетов, в начале 1943 г. фирма поставила еще 11 самолетов. Производство разведчиков в Праге также прекратилось в начале 1943 года после поставки трех последних заказанных машин. Таким образом, в 1943 году единственным источником пополнения разведывательных подразделений люфтваффе самолетами Fw-189 остались заводы во Франции, которые в 1943 году. изготовили 94 машины. Серийный выпуск завершился с поставкой 12 Fw-189 в первые недели 1944 года.

Производство в Праге.

Люди из руководства RLM были хорошо осведомлены о возможностях авиационной промышленности оккупированных Германией стран. Авиационные заводы протектората Богемия и Моравия с самого начала привлекли внимание технического департамента министерства авиации, однако ненадежное местное население делало рискованным налаживание выпуска здесь боевых самолетов первой линии. Было решено строить на чешских авиационных заводах учебно-тренировочные, многоцелевые и прочие "легкие" самолеты. Следствием принятого решение стало развертывание на заводе фирмы "Авиа" в Праге выпуска современного цельнометаллического учебного самолета Арадо Аr-96 и разведчика Fw-189. Неслучайно эти два самолета стали строить на одном заводе: на Аr-96 и Fw-189 устанавливались одни и те же 12-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Аргус As-410 с винтами изменяемого шага. Эти моторы по лицензии фирмы "Вальтер" строились на заводе в Праге-Жинониче.

Главным подрядчиком лицензионного выпуска самолетов Fw-189 являлась фирма "Аэро" из Праги-Высочан, субподрядчиками - фирма "Летов" и авиационное отделение фирмы ЧКД-Прага. Фирма "Аэро" длительное время специализировалась на постройке бипланов с полотняной обшивкой, металлическим каркасом фюзеляжа и полностью деревянными крыльями. Значительный прогресс в технологии производства был достигнут в ходе лицензионного освоения в середине 30-х годов выпуска французских бомбардировщиков Марсель Блок МВ-200 и, особенно - в ходе освоения производства самолетов СБ-2 конструкции А.Н. Туполева; в Чехословакии бомбардировщик СБ-2 выпускался под обозначением В-71. После оккупации Германией Чехии фирма "Аэро" сначала стала строить "классический" учебный биплан Бюккeр Bu-131D. первые две сотни этих самолетов было построено летом 1940 года.

Первое техническое совещание, в повестке дня которого стоял вопрос о производстве самолетов Fw-189, состоялось в последний день ноября 1939 года, интересно, что завод сначала изготовил Fw-189В-1 и лишь затем перешел на более раннюю модель разведчика Fw-189A-1. Фирма "Летов" из Праги-Летнаны изготавливала хвостовые балки и хвостовое оперение разведчиков. Фирма ЧКД-Прага из Праги-Карлина - центроплан крыла, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла. Фирма "Аэро" изготавливала все остальные основные конструктивно-технологические секции самолета, отвечала за окончательную сборку и летные испытания готовой продукции. Испытания начались 12 марта, предварительно заводские летчики-испытатели освоили доставленный из Бремена Fw-189 W.Nr. 0070. Первая "рама" чешского изготовления получила заводской номер W.Nr. 2051. испытания проводили все три заводских летчика - Франтишек Внук, Карел Ванек и Вацлав Бртник. Помимо чехов к испытаниям привлекались немецкие летчики, чаще других - Фрехлих и Альтрогге из испытательного центра люфтваффе в Рехлине. 4 июня в Прагу пожаловал высокий гость: Fw-189 чешского изготовления лично облетал технический директор фирмы "Фокке-Вульф" Курт Танк.

Как правило испытания одного самолета занимали не более пяти дней: первый полет продолжительностью 10-20 минут, затем два 20-минутных полета - и все! Позже программу летных испытаний урезали до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка аппаратуры в ходе проверок составляла полчаса-час. Контрольные оценочные полеты продолжительностью 15-20 минут выполнялись через определенное количество сданных машин "сторонним" летчиками, а не заводскими сдаточными пилотами. Известно, что в 1942 году (предположительно 6 июня) в районе Кралупы-над-Влтавой разбился Fw-189А, экипаж погиб. По иронии судьбы обломки самолета упали на территорию завода фирмы Кмент, поставлявшей комплектующие фирме "Аэро" для изготовления Fw-189A.

Fw-189А-2 и другие модели.

Разведывательный самолет люфтваффе

В 1941 году начался серийный выпуск разведчиков модификации Fw-l89A-2, прототип данной модели Fw-189V-9 (W.Nr. 0030) отличался от предыдущих вариантов усиленным оборонительным вооружением (люковой стрелковой установкой и огневой точкой в законцовке гондолы экипажа в виде спаренных пулеметов MG-81Z). Самолеты модели "А-2" выпускались в больших количествах, если судить по фотографиям, то внешне они отличались от "А-1" только спаренными пулеметными установками и лючком в нижней части фюзеляжа для выброса стреляных гильз. Летные характеристики самолета Fw-189А-2 не отличались от летных характеристик Fw-189A-1. В полевых условиях на самолеты варианта "А-1" порой устанавливали по два пулемета, превращая их тем самым в Fw-189 А-2.

Модификация Fw-189A-3 предназначалась для подготовки и тренировок экипажей разведчиков, самолет имел двойное управление, в кабине могло разместиться пять человек, но размеры гондолы не изменились. Машины модели Fw-189A-3 не получили широкого распространения, однако известно, что в учебно-тренировочный вариант(помимо вновь построенных Fw-189А-3) было переоборудовано несколько самолетов Fw-189А-0 и Fw-189А-1.

Последним вариантом, запущенным в серийное производство в конце 1942 г. стал Fw-189A-4. Самолет предназначался как для ведения разведки, так и для нанесения ударов по наземным целям. Для борьбы с наземными целями вместо неподвижных крыльевых пулеметов MG-17 смонтировали две 20-мм автоматические пушки MG-FF. кроме того, нижняя часть капотов двигателей, топливные баки и часть нижней поверхности гондолы экипажа были прикрыты тонкой броней.

Самолет модификации Fw-189E называли "быстрым 189", на нем стояло два 14-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения "Гном-Рон" 14М взлетной мощностью по 400 л.с. Под руководством специалистов французской фирмы "SNCASO" из Шатильон-сюр-Сейна в прототип Fw-189E был переоборудован Fw-189A-1 (W.Nr. 0090), прототип получил обозначение Fw-189V-14. После завершения программы летных испытаний эту машину использовал в качестве персонального самолета фельдмаршал Кессельринг (самолет получил регистрационный код "CI+RD"). Впрочем, имеется совершенно иная информация о дальнейшей судьбе Fw-189V-14: машина, якобы, разбилась в районе Нанси.

Существовал еще один вариант "рамы", оснащенный более мощными, чем штатные, двигателями - FW-189F-1. Прототип (Fw-189V-15) был переоборудован из Fw-189A-2 путем установки двигателей Аргус As-411MA-1 с иными редукторами. Пулемет МG-15 снаряжался двойным дисковым магазином. Боевой опыт поставил на повестку дня вопрос об усилении оборонительного вооружения разведчиков Fw - 189V-1.

На модификации Fw-189А-2 вместо пулеметов MG-15 ставились спаренные пулеметы MG-SIZ калибра 7,9мм. Двигатель As-411MA-1 развивал на взлетном режиме мощность 580 л.с., на высоте 610м - 600 л.с. Модель Fw-189F-2 имела улучшенную бронезащиту и топливные баки увеличенной емкости. Вместо гидравлики основные опоры шасси убирались и выпускались при помощи электропривода, такое шасси испытывалось на опытных самолетах FW-189V-10 и Fw-189V-11 (W.Nr. 0047 и 0048), такое же шасси устанавливалось и на прототипах V-13/V-14.
Модификация Fw-189F-1 стала последней, запущенной в серийное производство: завод в Мериньяке в начале 1944 году изготовил 17 самолетов данного варианта.
Еще более радикальным вариантом стал Fw-189G, который был оснащен двигателями Аргус As-402 взлетной мощностью по 950 л.с. Самолет развивал скорость 435 км/ч на высоте 4500 м. Программу Fw-189G закрыли из-за проблем с доводкой моторов As-402.

Некоторое количество Fw-189А на заключительной стадии войны адаптировали для выполнения весьма специфических задач: самолеты попытались приспособить к роли ночных истребителей, предназначенных для борьбы с фанерно-перкалевыми бипланами По-2. Последний ночами буквально терроризировали немецкие войска. В носовой части гондолы экипажа Fw-189A монтировалась радиолокационная станция FuG-212 "Лихтенштейн С-1", а в центральной части - направленная вверх на манер известной системы "Шрагe музик" ("Schrage Musiк") одна 20-мм автоматическая пушка. В феврале 1945 г. ночные истребители Fw-189A из 1./NJG-100 базировались на аэродроме Грейфсвальд. В общей сложности было построено 864 самолета Fw-189 всех модификаций. Количество построенных "рам" меркнет на фоне тысяч самолетов других типов, изготовленных в Германии в годы второй мировой войны, тем не менее, самолеты-разведчики фирмы "Фокке-Вульф" сыграли исключительно важную роль.

Учебно-тренировочный Fw-189В.

Второй (Fw-189V-5) из четырех дополнительных прототипов разведчиков строился в учебно-тренировочном варианте, предназначенном для подготовки экипажей многомоторных самолетов. Гондола экипажа на этой машине была полностью переделана с целью придания формы, характерной для "нормальных" самолетов с выступающей вперед носовой частью фюзеляжа и обычным фонарем кабины. Fw-189V-5 оборудовался двойным управлением, в его кабине могло разместиться пять человек. Первый полет самолет выполнил в начале 1939 года.

Летом 1939 года командование люфтваффе полностью удовлетворял состоявший на вооружении разведывательных подразделений самолет Хеншель Hs-126, поэтому программа запуска в серийное производство нового разведчика Fw-189 не считалась приоритетной. Завод смог полностью сконцентрироваться на сборке трех предсерийных Fw-189В-0 (W.Nr. 0008 "BQ+АХ", W.Nr. 0009 "BQ+AY", W.Nr. 0010 "BQ+AZ") и десяти серийных учебно-тренировочных самолетов FW-189B-1. Все предсерийные и три первых серийных машины были построены до конца 1939 года, семь оставшихся серийных самолетов сдали в январе-феврале 1940 года. После прохождения испытаний в Рехлине все самолеты передали в строевые подразделения, где их использовали не только для подготовки экипажей, но и в качестве связных, транспортных и.т.д.

Инструктор и курсант размещались в кабине плечо к плечу. Оборудование кабины соответствовало оборудованию "нормального" самолета - штурвал с колонкой, педали и приборная доска на традиционном месте ниже козырька фонаря кабины. Часть приборов не дублировалась и размещалась в центре приборной доски, откуда их показания могли считывать как курсант, так и инструктор. На разведчике ряд органов управления, в частности секторы газа двигателей, размещались слева от летчика, на Fw-189В они находились на центральной панели между креслами инструктора и курсанта. В центральном части гондолы экипажа, непосредственно за местами летчиков, находились дополнительные сиденья. Остекление центральной части кабины имелось только по левому борту. Задняя часть гондолы по форме мало отличалась от гондолы разведчика, но изготавливалась из металла. На верхней части фонаря кабины монтировалась мачта натяжной радиоантенны, проволочная радиоантенна крепилась одним концом к мачте, другим - к левому килю. Экипаж попадал внутрь машины через сдвижной сегмент фонаря кабины. Шасси мало отличались от аналогичных устройств первых самолетов Fw-189. Колеса основных опор шасси имели небольшие крылья, уменьшающие забрызгивание грязью при рулежке и взлете/посадке с раскисших аэродромов. Единственное отличие - профиль крыльев на учебных машинах был прямоугольный, на разведчиках - полукруглый. Вооружения учебно-тренировочные самолеты не несли.

Последний из четырех дополнительных прототипов Fw-189 предназначился для подготовки морских летчиков, фактически самолет был аналогичен Fw-189V-5, но оснащался двумя поплавками, то есть - являлся гидросамолетом. Постройка Fw-189V-7 началась в конце 1938 года, однако планы изменились, он не был закончен - морской вариант Fw-189 не состоялся.

Штурмовик.

Успех летных испытаний прототипа Fw-189 в варианте разведчика наряду с разочарованием RLM в основном конкуренте самолета фирмы "Фокке-Вульф", разведчике Aрадо Аr-196, побудили руководство фирмы приступить к разработке модификаций другого назначения. К полномасштабному проектированию первого специализированного варианта, оптимизированного для непосредственной поддержки сухопутных войск, приступили в 1938 г. Спецификацию на "Schlachtllugzug" была выработана RLM в апреле 1937 года, после чего ее разослали фирмам "Гамбургер Флюгцугбау", "Гота" и "Хеншель". Требованиями оговаривались силовая установка из двух двигателей Аргус As-410, минимальные геометрические размеры самолета, наличие бронезащиты экипажа и моторов, толщина лобового бронестекла фонаря кабины - не менее 75 мм, экипаж из одного человека и фиксированное направленное вперед стрелковое вооружение. Для постройки опытных самолетов 1 октября 1937 года отобрали два проекта - фирм "Хеншель" и "Фокке-Вульф".

Курт Танк в решил в полной мере использовать концепцию сменной гондолы. Гондола штурмовика представляла компактную двухместную бронскапсулу с узкими смотровыми щелями. Стрелок имел очень плохой обзор и крайне ограниченные углы обстрела пулемета MG-15. Первый прототип ударного самолета получил обозначение Fw-189V-1b. его летные испытания начались в 1939 году. Результаты испытаний разочаровали всех - машина получилась тяжелой, а обзор из кабины не выдерживал никакой критики. Бронекапсулу пришлось перепроектировать с целыо улучшения обзора: был увеличен скос передней части, а перед летчиком установили бронестекла. Доработке подверглось и "остекление" места стрелка.

Конкурент самолета Fw-189V-1b, штурмовик Хеншель Hs-129V-1, особых преимуществ не имел. Обе машины имели одинаковые проблемы - избыточную массу при недостаточной мощности двигателей и плохой обзор из кабины. Технические комитет, все же, отдал предпочтение одноместной машине фирмы "Хеншель" из-за меньших геометрических размеров, хотя обзор из кабины у этого самолета был даже хуже, чем у Fw-189V-1b. Определенную негативную роль в судьбе штурмовика Курта Танка сыграла и потеря опытной машины как раз по причине плохого обзора. Летом 1939 года в ходе демонстрации атаки наземной цели на аэродроме в Бремене летчик потерял из виду заводские строения и зацепил одно из них. Пилот сумел быстро оценить ситуацию и посадить поврежденную машину на очень высокой скорости. при такой посадке самолет получил тяжелые повреждения.

Третий из четырех дополнительных прототипов Fw-l89V-6 (NА+ BVV) строился как эталон серийного штурмовика Fw-189C. первый полет он совершил в начале 1940 года. Гондола этой машины представляла собой доработанный вариант гондолы прототипа Fw-189V-1b. двигатели Аргус As-41 OA-1 оснащались винтами изменяемого шага. Мощность моторов As-41 OA-1 составляла 465 л.с. - выше, чем у предсерийных двигателей As-410 с винтами фиксированного шага. Самолет имел новые основные опоры шасси. Средняя часть крыла подверглась переделке - в ней смонтировали две встроенные 20-мм автоматические пушки MG-FF и четыре пулемета MG-17 калибра 7,9 мм; у заднего стрелка монтировался 7,9-мм пулемет MG-81. кабина летчика была тесной, но в ней. в отличие от самолета Хеншеля, удалось разместить все необходимые приборы. Fw-189V-6 строился исключительно в качестве резерва на случай неудачи с Hs-129.

Фирма "Хеншель", тем временем, спешила завершить выпуск предсерийной партии самолетов Hs-129A-0. Когда в конце сентября 1940 г. Fw-189V-6 доставили в Рехлин. Hs-129 завершили войсковые испытания в 5./(Schlacht)/Staffеl Lehrgcschwadеr-2. Несмотря на то, что летчики остались недовольными самолетами фирмы "Хеншель". RLM в конце октября выбрало для принятия на вооружение в качестве штурмового самолета Hs-129. Не последнюю роль в принятии такого решения сыграла низкая стоимость Hs-129 - на две трети меньше цены Fw-189C. Ударный самолет Fw-189C окончательно потерял шансы на серийное производство.



 
Актуальные темы

War Thunder


Военная авиация
Самолеты
второй мировой войны
Самолеты СССР Королевские ВВС Самолеты США Самолеты Франции
Немецкие самолеты Самолеты Японии Самолеты Италии  
ВВСБлог ВВС

Военная игра следующего поколения
Игра War Thunder
Авиация и бронетехника
Второй Мировой войны

Вы узнаёте эти самолеты?

Поставки самолетов МиГ-29UPG для ВВС Индии
В конце октября ОАО "РСК «МиГ»" было объявлено о завершении модернизации первых шести индийских МиГ-29 до версии UPG. Первый...
Три новых памятника самолетам "Сухого"
Три новых памятника самолетам Су-27, Су-30МК и Су-33 установлены на территории комсомольского филиала "Сухого". 18 апреля отмечается Международный день памятников...

Новости

Новости партнеров
Рейтинг@Mail.ru