Фокке-Вульф Fw 189 "Уху" - Варианты самолета
|
Разведывательный вариант Fw-189
В начале 1940 года на заводе в Бремене началось производство предсерийной партии из десяти Fw-189А-0. Конструктивно планеры предсрийных машин не отличались, за исключением основных опор шасси, от четвертого опытного самолета Fw-189V-4. В конце лета 1940 г. завод подготовился к переходу на серийную модель Fw-189A-1, 38 самолетов данной модификации было изготовлено до конца 1940 года (в некоторых источниках говорится о 20 самолетах Fw-189A-1 выпуска 1940 года). Fw-189 занял позицию одного из самых надежных самолетов люфтваффе, в вермахте эти машины прозвали "Der fliegende Auge" - летающий глаз. "Рама" фирмы "Фокке-Вульф" отличалась более высокой выживаемостью, по сравнению с устаревшими подкосными высокопланами-разведчиками Хеншель Hs-126, которые широко применялись в период кампании во Франции.
Люфтваффе требовалось все больше разведчиков, однако завод в Бремене параллельно с освоением Fw-189 готовился к освоению истребителей Fw- 190А, поэтому было принято решение наладить изготовление "рам" на территории оккупированной нацистами Чехии. Окончательную сборку самолетов следовало осуществлять па заводе фирмы Лэро-Прага Высочаны в Праге. В 1941 году было построено 250 самолетов Fw-189, из них 99 выпустил завод в Бремене, в то время как остальные поставила фирма Аэро-Прага Высочаны. Производство комплектующих для разведчиков освоили на французских заводах, расположенных в округе Бордо. Линию по окончательной сборке Fw-189A оборудовали во французском городе Мериньи.
Пришлось рассредоточить не только производства, но и проектные организации. Примерно 1500 рабочих и инженеров перевезли из Бремена в Бад-Эйлезен - небольшое местечко в окрестностях Бюккебурга неподалеку от аэродрома Минден. Ряд предприятий, поставлявших комплектующие фирме "Фокке-Вульф" также был рассредоточен по территории Рейха. Интенсивное перевооружение разведывательных подразделений люфтваффе на новую технику в течение 1942 г. потребовало увеличить темпы выпуска Fw-189A. В 1942 г. завод в Праге изготовил 183 самолета, группа французских заводов - 87 машин, пика - 20 разведчиков в месяц - сборочная линия в Мериньи достигла в конце лета 1942 г. Ежегодный выпуск завода фирмы "Фокке-Вульф" составил 57 самолетов, в начале 1943 г. фирма поставила еще 11 самолетов. Производство разведчиков в Праге также прекратилось в начале 1943 года после поставки трех последних заказанных машин. Таким образом, в 1943 году единственным источником пополнения разведывательных подразделений люфтваффе самолетами Fw-189 остались заводы во Франции, которые в 1943 году. изготовили 94 машины. Серийный выпуск завершился с поставкой 12 Fw-189 в первые недели 1944 года.
Производство в Праге
Люди из руководства RLM были хорошо осведомлены о возможностях авиационной промышленности оккупированных Германией стран. Было решено строить на чешских авиационных заводах учебно-тренировочные, многоцелевые и прочие "легкие" самолеты. Следствием принятого решение стало развертывание на заводе фирмы "Авиа" в Праге выпуска современного цельнометаллического учебного самолета Арадо Аr-96 и разведчика Fw-189. Неслучайно эти два самолета стали строить на одном заводе: на Аr-96 и Fw-189 устанавливались одни и те же 12-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Аргус As-410 с винтами изменяемого шага. Главным подрядчиком лицензионного выпуска самолетов Fw-189 являлась фирма "Аэро" из Праги-Высочан, субподрядчиками - фирма "Летов" и авиационное отделение фирмы ЧКД-Прага. Фирма "Аэро" длительное время специализировалась на постройке бипланов с полотняной обшивкой, металлическим каркасом фюзеляжа и полностью деревянными крыльями.
Завод сначала изготовил Fw-189В-1 и лишь затем перешел на более раннюю модель разведчика Fw-189A-1. Фирма "Летов" из Праги-Летнаны изготавливала хвостовые балки и хвостовое оперение разведчиков. Фирма ЧКД-Прага из Праги-Карлина - центроплан крыла, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла. Фирма "Аэро" изготавливала все остальные основные конструктивно-технологические секции самолета, отвечала за окончательную сборку и летные испытания готовой продукции. Испытания начались 12 марта, предварительно заводские летчики-испытатели освоили доставленный из Бремена Fw-189 W.Nr. 0070. Первая "рама" чешского изготовления получила заводской номер W.Nr. 2051. Как правило испытания одного самолета занимали не более пяти дней: первый полет продолжительностью 10-20 минут, затем два 20-минутных полета. Позже программу летных испытаний урезали до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка аппаратуры в ходе проверок составляла полчаса-час. Контрольные оценочные полеты продолжительностью 15-20 минут выполнялись через определенное количество сданных машин "сторонним" летчиками, а не заводскими сдаточными пилотами. Известно, что в 1942 году (предположительно 6 июня) в районе Кралупы-над-Влтавой разбился Fw-189А, экипаж погиб.
Самолет Fw-189А-2 и другие модели
В 1941 году начался серийный выпуск разведчиков модификации Fw-189A-2, прототип данной модели Fw-189V-9 (W.Nr. 0030) отличался от предыдущих вариантов усиленным оборонительным вооружением (люковой стрелковой установкой и огневой точкой в законцовке гондолы экипажа в виде спаренных пулеметов MG-81Z). Самолеты модели "А-2" выпускались в больших количествах, если судить по фотографиям, то внешне они отличались от "А-1" только спаренными пулеметными установками и лючком в нижней части фюзеляжа для выброса стреляных гильз. Летные характеристики самолета Fw-189А-2 не отличались от летных характеристик Fw-189A-1. В полевых условиях на самолеты варианта "А-1" порой устанавливали по два пулемета, превращая их тем самым в Fw-189 А-2.
Модификация Fw-189A-3 предназначалась для подготовки и тренировок экипажей разведчиков, самолет имел двойное управление, в кабине могло разместиться пять человек, но размеры гондолы не изменились. Машины модели Fw-189A-3 не получили широкого распространения, однако известно, что в учебно-тренировочный вариант(помимо вновь построенных Fw-189А-3) было переоборудовано несколько самолетов Fw-189А-0 и Fw-189А-1.
Последним вариантом, запущенным в серийное производство в конце 1942 г. стал Fw-189A-4. Самолет предназначался как для ведения разведки, так и для нанесения ударов по наземным целям. Для борьбы с наземными целями вместо неподвижных крыльевых пулеметов MG-17 смонтировали две 20-мм автоматические пушки MG-FF. кроме того, нижняя часть капотов двигателей, топливные баки и часть нижней поверхности гондолы экипажа были прикрыты тонкой броней.
Самолет модификации Fw-189E называли "быстрым 189", на нем стояло два 14-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения "Гном-Рон" 14М взлетной мощностью по 400 л.с. Под руководством специалистов французской фирмы "SNCASO" из Шатильон-сюр-Сейна в прототип Fw-189E был переоборудован Fw-189A-1 (W.Nr. 0090), прототип получил обозначение Fw-189V-14. После завершения программы летных испытаний эту машину использовал в качестве персонального самолета фельдмаршал Кессельринг (самолет получил регистрационный код "CI+RD").
Существовал еще один вариант "рамы", оснащенный более мощными, чем штатные, двигателями - FW-189F-1. Прототип (Fw-189V-15) был переоборудован из Fw-189A-2 путем установки двигателей Аргус As-411MA-1 с иными редукторами. Пулемет МG-15 снаряжался двойным дисковым магазином. Боевой опыт поставил на повестку дня вопрос об усилении оборонительного вооружения разведчиков Fw - 189V-1.
На модификации Fw-189А-2 вместо пулеметов MG-15 ставились спаренные пулеметы MG-SIZ калибра 7,9мм. Двигатель As-411MA-1 развивал на взлетном режиме мощность 580 л.с., на высоте 610м - 600 л.с. Модель Fw-189F-2 имела улучшенную бронезащиту и топливные баки увеличенной емкости. Вместо гидравлики основные опоры шасси убирались и выпускались при помощи электропривода, такое шасси испытывалось на опытных самолетах FW-189V-10 и Fw-189V-11 (W.Nr. 0047 и 0048), такое же шасси устанавливалось и на прототипах V-13/V-14.
Модификация Fw-189F-1 стала последней, запущенной в серийное производство: завод в Мериньяке в начале 1944 году изготовил 17 самолетов данного варианта. Еще более радикальным вариантом стал Fw-189G, который был оснащен двигателями Аргус As-402 взлетной мощностью по 950 л.с. Самолет развивал скорость 435 км/ч на высоте 4500 м. Программу Fw-189G закрыли из-за проблем с доводкой моторов As-402.