Фокке-Вульф Fw 189 "Уху" - Варианты самолета
Трехместный тактический разведывательный самолет Фокке-Вульф Fw 189 (Рама), получивший в вермахте название Летающим глазом, производился до середины 1944 года. У наших военных была такая примета - если прилетела рама, то жди бомбардировщиков. Так обычно и бывало - после разведчика, обнаруженные цели атаковала артиллерия или наносился бомбовый удар.
Содержание
Фокке-Вульф Fw 189 "Уху"
Варианты самолета
Служба в люфтваффе
Характеристики самолета

Разведывательный вариант Fw-189

В начале 1940 года на заводе в Бремене началось производство предсерийной партии из десяти Fw-189А-0. Конструктивно планеры предсрийных машин не отличались, за исключением основных опор шасси, от четвертого опытного самолета Fw-189V-4. В конце лета 1940 г. завод подготовился к переходу на серийную модель Fw-189A-1, 38 самолетов данной модификации было изготовлено до конца 1940 года (в некоторых источниках говорится о 20 самолетах Fw-189A-1 выпуска 1940 года). Fw-189 занял позицию одного из самых надежных самолетов люфтваффе, в вермахте эти машины прозвали "Der fliegende Auge" - летающий глаз. "Рама" фирмы "Фокке-Вульф" отличалась более высокой выживаемостью, по сравнению с устаревшими подкосными высокопланами-разведчиками Хеншель Hs-126, которые широко применялись в период кампании во Франции.

Люфтваффе требовалось все больше разведчиков, однако завод в Бремене параллельно с освоением Fw-189 готовился к освоению истребителей Fw- 190А, поэтому было принято решение наладить изготовление "рам" на территории оккупированной нацистами Чехии. Окончательную сборку самолетов следовало осуществлять па заводе фирмы Лэро-Прага Высочаны в Праге. В 1941 году было построено 250 самолетов Fw-189, из них 99 выпустил завод в Бремене, в то время как остальные поставила фирма Аэро-Прага Высочаны. Производство комплектующих для разведчиков освоили на французских заводах, расположенных в округе Бордо. Линию по окончательной сборке Fw-189A оборудовали во французском городе Мериньи.

Пришлось рассредоточить не только производства, но и проектные организации. Примерно 1500 рабочих и инженеров перевезли из Бремена в Бад-Эйлезен - небольшое местечко в окрестностях Бюккебурга неподалеку от аэродрома Минден. Ряд предприятий, поставлявших комплектующие фирме "Фокке-Вульф" также был рассредоточен по территории Рейха. Интенсивное перевооружение разведывательных подразделений люфтваффе на новую технику в течение 1942 г. потребовало увеличить темпы выпуска Fw-189A. В 1942 г. завод в Праге изготовил 183 самолета, группа французских заводов - 87 машин, пика - 20 разведчиков в месяц - сборочная линия в Мериньи достигла в конце лета 1942 г. Ежегодный выпуск завода фирмы "Фокке-Вульф" составил 57 самолетов, в начале 1943 г. фирма поставила еще 11 самолетов. Производство разведчиков в Праге также прекратилось в начале 1943 года после поставки трех последних заказанных машин. Таким образом, в 1943 году единственным источником пополнения разведывательных подразделений люфтваффе самолетами Fw-189 остались заводы во Франции, которые в 1943 году. изготовили 94 машины. Серийный выпуск завершился с поставкой 12 Fw-189 в первые недели 1944 года.

Производство в Праге

Люди из руководства RLM были хорошо осведомлены о возможностях авиационной промышленности оккупированных Германией стран. Было решено строить на чешских авиационных заводах учебно-тренировочные, многоцелевые и прочие "легкие" самолеты. Следствием принятого решение стало развертывание на заводе фирмы "Авиа" в Праге выпуска современного цельнометаллического учебного самолета Арадо Аr-96 и разведчика Fw-189. Неслучайно эти два самолета стали строить на одном заводе: на Аr-96 и Fw-189 устанавливались одни и те же 12-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Аргус As-410 с винтами изменяемого шага. Главным подрядчиком лицензионного выпуска самолетов Fw-189 являлась фирма "Аэро" из Праги-Высочан, субподрядчиками - фирма "Летов" и авиационное отделение фирмы ЧКД-Прага. Фирма "Аэро" длительное время специализировалась на постройке бипланов с полотняной обшивкой, металлическим каркасом фюзеляжа и полностью деревянными крыльями.

Завод сначала изготовил Fw-189В-1 и лишь затем перешел на более раннюю модель разведчика Fw-189A-1. Фирма "Летов" из Праги-Летнаны изготавливала хвостовые балки и хвостовое оперение разведчиков. Фирма ЧКД-Прага из Праги-Карлина - центроплан крыла, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла. Фирма "Аэро" изготавливала все остальные основные конструктивно-технологические секции самолета, отвечала за окончательную сборку и летные испытания готовой продукции. Испытания начались 12 марта, предварительно заводские летчики-испытатели освоили доставленный из Бремена Fw-189 W.Nr. 0070. Первая "рама" чешского изготовления получила заводской номер W.Nr. 2051. Как правило испытания одного самолета занимали не более пяти дней: первый полет продолжительностью 10-20 минут, затем два 20-минутных полета. Позже программу летных испытаний урезали до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка аппаратуры в ходе проверок составляла полчаса-час. Контрольные оценочные полеты продолжительностью 15-20 минут выполнялись через определенное количество сданных машин "сторонним" летчиками, а не заводскими сдаточными пилотами. Известно, что в 1942 году (предположительно 6 июня) в районе Кралупы-над-Влтавой разбился Fw-189А, экипаж погиб.

Разведывательный самолет люфтваффе

Самолет Fw-189А-2 и другие модели

В 1941 году начался серийный выпуск разведчиков модификации Fw-189A-2, прототип данной модели Fw-189V-9 (W.Nr. 0030) отличался от предыдущих вариантов усиленным оборонительным вооружением (люковой стрелковой установкой и огневой точкой в законцовке гондолы экипажа в виде спаренных пулеметов MG-81Z). Самолеты модели "А-2" выпускались в больших количествах, если судить по фотографиям, то внешне они отличались от "А-1" только спаренными пулеметными установками и лючком в нижней части фюзеляжа для выброса стреляных гильз. Летные характеристики самолета Fw-189А-2 не отличались от летных характеристик Fw-189A-1. В полевых условиях на самолеты варианта "А-1" порой устанавливали по два пулемета, превращая их тем самым в Fw-189 А-2.

Модификация Fw-189A-3 предназначалась для подготовки и тренировок экипажей разведчиков, самолет имел двойное управление, в кабине могло разместиться пять человек, но размеры гондолы не изменились. Машины модели Fw-189A-3 не получили широкого распространения, однако известно, что в учебно-тренировочный вариант(помимо вновь построенных Fw-189А-3) было переоборудовано несколько самолетов Fw-189А-0 и Fw-189А-1.

Последним вариантом, запущенным в серийное производство в конце 1942 г. стал Fw-189A-4. Самолет предназначался как для ведения разведки, так и для нанесения ударов по наземным целям. Для борьбы с наземными целями вместо неподвижных крыльевых пулеметов MG-17 смонтировали две 20-мм автоматические пушки MG-FF. кроме того, нижняя часть капотов двигателей, топливные баки и часть нижней поверхности гондолы экипажа были прикрыты тонкой броней.

Самолет модификации Fw-189E называли "быстрым 189", на нем стояло два 14-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения "Гном-Рон" 14М взлетной мощностью по 400 л.с. Под руководством специалистов французской фирмы "SNCASO" из Шатильон-сюр-Сейна в прототип Fw-189E был переоборудован Fw-189A-1 (W.Nr. 0090), прототип получил обозначение Fw-189V-14. После завершения программы летных испытаний эту машину использовал в качестве персонального самолета фельдмаршал Кессельринг (самолет получил регистрационный код "CI+RD").

Существовал еще один вариант "рамы", оснащенный более мощными, чем штатные, двигателями - FW-189F-1. Прототип (Fw-189V-15) был переоборудован из Fw-189A-2 путем установки двигателей Аргус As-411MA-1 с иными редукторами. Пулемет МG-15 снаряжался двойным дисковым магазином. Боевой опыт поставил на повестку дня вопрос об усилении оборонительного вооружения разведчиков Fw - 189V-1.

На модификации Fw-189А-2 вместо пулеметов MG-15 ставились спаренные пулеметы MG-SIZ калибра 7,9мм. Двигатель As-411MA-1 развивал на взлетном режиме мощность 580 л.с., на высоте 610м - 600 л.с. Модель Fw-189F-2 имела улучшенную бронезащиту и топливные баки увеличенной емкости. Вместо гидравлики основные опоры шасси убирались и выпускались при помощи электропривода, такое шасси испытывалось на опытных самолетах FW-189V-10 и Fw-189V-11 (W.Nr. 0047 и 0048), такое же шасси устанавливалось и на прототипах V-13/V-14.

Модификация Fw-189F-1 стала последней, запущенной в серийное производство: завод в Мериньяке в начале 1944 году изготовил 17 самолетов данного варианта. Еще более радикальным вариантом стал Fw-189G, который был оснащен двигателями Аргус As-402 взлетной мощностью по 950 л.с. Самолет развивал скорость 435 км/ч на высоте 4500 м. Программу Fw-189G закрыли из-за проблем с доводкой моторов As-402.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Поставки самолетов Як-130 в Сирию
Америка попросит Россию дать комментарии по поводу сообщений о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130 В понедельник 23 января 2012 года...
Истребитель И-190
Маневренный истребитель Поликарпова И-190 Тактико-технические требования на новые боевые самолеты поступили в январе 1938 года в КБ Поликарпова на авиазаводе...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме