Фокке-Вульф Fw 189 "Уху" - Служба в люфтваффе
|
Служба самолетов Fw-189 в cocтаве люфтваффе
Осенью 1940 г. тренировочное подразделение 9.(H)/LG-2 (LG -Lehrgеschwader) первым в люфтваффе получило самолеты первой партии Fw-189A-0, тренировочные Fw-189В летчики этой части использовали с весны прошлого года. В некоторых подразделения экипажи разведчиков урезали до одного человека, многих наблюдателен пришлось направить на краткосрочные курсы пилотов. Летная подготовка вчерашних наблюдателей была явно не достаточной - потери продолжали расти. Порой новички успевали выполнить всего один-два боевых вылета прежде чем их сбивали.
Предпринятое в мае 1942 года 17-й общевойсковой и 1-й танковой армий вермахта в районе Харькова наступление временно остановило натиск Красной Армии на южном участке Восточного фронта. Немцы получили передышку, за время которой сумели восполнить потери в людях и технике. Разведчики Fw-189 продемонстрировали в отдельных случаях потрясающую боевую живучесть. 19 мая 1942 г. два истребителя МиГ-3 атаковали немецкий разведчик над Таманским полуостровом. Советские истребители повредили левый двигатель "рамы", вывели из строя все оборонительное вооружение, тем не менее разведчик сумел приземлится на передовом аэродроме. При посадке подломилась левая основная опора шасси и была смята левая плоскость крыла, но самолет в короткий срок отремонтировали, заменив мотор, опору шасси и плоскость крыла.
В сентябре 1942 года на Восточном фронте имелось 174 разведчика Fw-189. Самолеты этого типа имелись также в Северной Африке - перед отправкой на Средиземноморье на воздухозаборниках карбюраторов монтировались фильтры механических частиц. В Северной Африке на Fw-189А-1 летал один единственный стаффель 4.(11) 12. самолеты имели пустынную камуфляжную окраску. В Западной Европе "рамы" использовались немцами в качестве связных и легких транспортных самолетов, для VIP перевозок. К примеру. Fw-189A-1/U3 W.Nr. 0178 служил персональном самолетом генерала Йешоннека, а на FW-189A-1/U2 W.Nr. 0159 "H1 +IN" летал в 1943 г. генерал-фельдмаршал Кессельринг. Интересно, что ни Йешоннек, ни Кессельринг не были профессиональными летчиками, однако оба при необходимости могли управлять Fw-189, впрочем, порой генералы садились в кресло пилота и без необходимости. В отличии от генералов люфтваффе технический директор и главный конструктор фирмы "Фокке-Вульф" Курт Танк был еще и великолепным летчиком, в своих служебных перелетах он пользовался Fw-189A-1 W.Nr. 0029 "BQ+AY". В 1944 году Курту Танку запретили из-за высокой вероятности встречи с истребителями союзников летать на разведчике днем, предписав пользоваться "скоростным хорошо вооруженным самолетом". Технический директор, однако, продолжал летать на "раме", но только в темное время суток.
Ожесточенные бои за Сталинград в конце лета 1942 года вновь поставили на повестку дня вопрос об исключительно высоких потерях в вооруженных силах Германии. Очень сильно пострадали разведывательные подразделения люфтваффе. 18 сентября 1942 года "рама" из 6.(11) 41 под прикрытием четырех истребителей Bf 109 занималась корректировкой стрельбы артиллерии, когда группу немецких самолетов атаковали советские истребители. Первым повредил раму Иван Балюк, добил разведчика командир группы советских истребителей Михайлик. Fw-189 завалился на левое крыло и перешел в беспорядочное падение, после чего столкнулся с землей. Экипаж самолета, оберфельдфебель Манфред Кюхле и штабефельдфебель Фридрих Лесска, погиб. Еще один двухбалочный разведчик советские летчики сбили на следующий день, 19 сентября.В битве за Сталинград потери разведывательных подразделений люфтваффе в людях и технике в среднем составили 25%. Командованию люфтваффе в очередной раз пришлось проводить реорганизацию. Из дальнеразведываельных в ближнеразведывательные были преобразованы следующие группы:
- 3.(F) 31 в 3.(11) 31 NAG-I
- 3.(F) И в З.(Н) 11 NAG-3 2.(F) 33 в 2.(11) 33 NAG-6
- 4.(F) 33 в 4.(Н) 33 NAG-16
В ходе контрнаступления Красной Армии на передовых аэродромах пришлось бросить некоторое количество небоеспособных самолетов Fw-189, но уцелевшие самолеты продолжали работать в интересах войск окруженной 6-й армии генерала Паулюса. 17 декабря в очередной раз отличился летчик-истребитель Михайлик в тяжелом поединке, сбивший "раму" ("P2+BV"). В этот же день в районе Давыдовки корректировал стрельбу артиллерии разведчик Fw-189 "5Н+К" из NAG-16. Разведчик эскортировали истребители Вf 109. Немецкие самолеты атаковала советская пара: командир Иван Максимеико, ведомый - Чумбарев. Чумбарeв впустую израсходовал весь боекомплект, после чего таранил "раму", отрубив воздушным винтом своего истребителя одну хвостовую балку Fw-189. Экипаж разведчика - оберфельдфебель Майер, унтерофицер Шмидт и ефрейтор Сова - не смогли покинуть беспорядочно падавший самолет. Но многие пилоты выполнили на Fw-189 по несколько сотен заданий. Один экипаж даже перешагнул рубеж в 1500 боевых вылетов.
К началу февраля 1943 года люфтваффе потеряли на Восточном фронте почти пять сотен самолетов и почти тысячу человек летного состава. Ближнеразведывательные подразделения лишились примерно 150 самолетов, в основном - Fw-189. К 31 декабря 1942 года вновь сформированный стаффель З.(Н) 11 из NAG-3 лишился шести машин: W.Nr. 0206. 0147, 0240. 2307, 4212 и 2206.
Неудача под Сталинградом положила начало отступлению вермахта на всем протяжении советско-германского фронта. Отступление вызвало которую уже реорганизацию подразделений ближней авиационной разведки, имевших на вооружении самолеты Fw-189. Активность подразделений ближней авиационной разведки люфтваффе шла на убыль, в то время как активность советских истребителей росла, а точность и плотность огня зенитной артиллерии усиливалась. Все чаще экипажам немецких разведчиков приходилось вступать в воздушные бои; в 1943 году в среднем на 90 боевых вылетов Fw-189 приходилась одна сбитая огнем с земли "рама". С мая 1943 года самолеты Fw-189 стали привлекать для борьбы с партизанами, в подобных операциях как нельзя кстати пришлась малая скорость полета двухбалочных разведчиков. Несмотря на искусную маскировку, экипажи Fw-189 сумели вскрыть и уничтожить большое количество партизанских стоянок. В начале июля немецкие войска начали последнее за войну стратегическое наступление на Восточном фронте - операцию "Цитадель". Разведчики пытались отслеживать перемещения советских войск. В боях над Курской дугой отличились летчики вооруженной истребителями Як-1 эскадрильи "Нормандия" вооруженных сил Свободной Франции. Пилоты Лeфeвр и ла Пуап атаковали и сбили один Fw-189, второй разведчик на счет эскадрильи записали Литольф и Кастелен, третий - Марсель Альбер и Альберт Прециоси.
12 июля в контрнаступления из района Курска перешли войска Красной Армии. Разведчики Fw-189 вскрыли дислокацию советских соединений, однако у немцев не имелось резервов, чтобы заткнуть все дыры в своей обороны. Через два дня после начала контрнаступления Красная Армия освободила от немецко-фашистских захватчиков города Орел и Белгород, в честь этого события в Москве прогремел первый салют. Большой проблемой для экипажей разведчиков стали новейшие советские истребители Ла-5 по силуэту очень похожие на Fw-190. Теперь "рамы" старались пересекать линию фронта на предельно малой высоте, но все равно огромное численное превосходство советских истребителей наряду с усилением средств ПВО сухопутных поиск поставили точку в успешной деятельности разведчиков. Особенно туго немецким истребителям, сопровождавшим Fw-189 пришлось после появления на фронте самолетов Як-3, на малых высотах имевших абсолютное превосходство над любым истребителем люфтваффе.
Ближе к концу войны самолеты Fw-189 стали привлекаться к выполнению ночных разведывательных полетов, для чего на некоторых машинах устанавливалось специальное оборудование. Чаще всего, рамы вели визуальную разведку, осветительные авиабомбы для аэрофотосъемки ночьо применялись достаточно редко, так как самолет при сбросе бомбы демаскировал себя, после чего попадал под огонь зениток.
С лета 1944 года самолеты Fw-189 использовать для решения задач тактической авиационной поддержки уже не представлялось возможным, так как "рамы" стали наиболее приоритетной целью для истребителей Красной Армии. В отдельных случаях Fw-189 привлекались к ведению психологической войны - разбрасыванию листовок. Ночные боевые вылеты выполнялись на Fw-189 в течении всего лета 1944 года. К этому времени на вооружении многих подразделений имелся смешанный парк самолетов: Fw-189, Bf. 109G, Fw-l90A-2, Bf.110C.
Среди 200 самолетов действовавшей в Финляндии группировки Fliegerfuhrer Nord (Osl) 5-го воздушного флота люфтваффе имелось семь Fw-189. Самолеты находились на вооружении 1.(H) 32, стаффель базировался на аэродромах Кeмиярви. Алакурти и Петсамо. "Рамы" вели разведку над Кировской железной дорогой, наносили бомбо-штурмовые удары и разбрасывали листовки. В первую неделю мая 1943 года один самолет из 1.(H) 32 разбился на взлете.
В январе 1944 г. на аэродроме Идрица среди прочих подразделений 1-го воздушного флота базировались Stab/NAGr.5 и l/NAGr.5, в то время как 2/NAGr.5 короткое время дислоцировалась на авиабазе Питсери. 1 .(Н) 32. действовавшая с аэродрома Петсамо потеряла один самолет в воздушном бою, который имел место 15 апреля 1944 г. в районе Алакурти. К 26 апреля 1944 г. летчики 1.(H) 32 совершили около 1000 боевых вылетов. 12 мая советские истребители сбили еще один Fw-189 из этого стаффеля. Зимой 1944-45 годов, самолеты Fw-189 действовали главным образом над Польшей и "протекторатом Богемии и Моравии". Часть поврежденных разведчиков немцы бросили на польских и чешских аэродромах при отступлении.
Самолеты Fw-189 принимали участие в боевых вылетах практически до последнего дня войны в Европе. хотя и в очень ограниченном количестве. Так в ночь на 17 апреля 1945 года в рейде на позиции советских войск принял 21 самолет из состава NAGr. 2 и NAGr. 15. шестнадцать из них были Fw-189. В налете 19 апреля приняли участие два Fw-189 "рамы" из 1.(Р) 41 действовали на южном участке Восточного фронта, в конце апреля этот стаффель преобразовали в NAGr. 2.