Тактический разведчик и корректировщик Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Летающий глаз вермахта.
Основным тактическим разведчиком люфтваффе в 30-е годы был двухместный грузный подкосный моноплан-парасоль Хейнкель Не-46. Разведчики были достаточно медлительными, слабо вооруженными самолетами, фактически они устарели уже в момент поступления в строевые подразделения. Приход к власти в Германии национал-социалистов стимулировал решительную модернизации вооруженных сил страны в целом и разведывательной авиации в частности. В 1935 году в качестве разведчика фирма Хеншель предложила люфтваффе свою новую конструкцию - самолет Hs-122, имевший облагороженные аэродинамический формы и металлический каркас планера; Hs-122 оснащался двигателем BMW "Брамо" Sh-22 мощностью 580-660 л.с.
Очередным шагом вперед в развитии концепции тактического разведчика стал Hs-126, оснащенный радиальным двигателем BMW "Брамо" 323 мощностью 830 л.с. Самолет Hs-126 развивал на уровне моря с полной нагрузкой скорость 335 км/ч - на 60-70 км/ч больше, чем Hs-122.
Технический департамент министерства авиации в феврале 1937 года объявило конкурс и выпустило спецификацию на скоростной разведывательный самолет с усиленным вооружением. Требованиями к разведчику оговаривалась значительная дальность полета, наличие экипажа из трех человек, возможность брать бомбы общей массой 200 кг. Суммарная мощность силовой установки - не мене 900 л.с.
Руководитель расположенного в Бремени конструкторского бюро фирмы "Фокке- Вульф" инженер Курт Танк остановил свой выбор на схеме самолета с двумя двигателями относительно небольшой мощности. Kypт Танк также выбрал достаточно необычную компоновочную схему: двухбалочный свободнонесщий моноплан с центральной гондолой, в которой находилась кабина экипажа. Подобной размещение экипажа обеспечивало прекрасный круговой обзор из кабины и большие углы обстрела оборонительного вооружения.
Цельнометаллический разведчик Fw-189 считается одним из самых технически совершенных самолетов в своем классе. В конце апреля 1937 года RLM подписало контракт с фирмами "Арадо" и "Фокке-Вульф" на полномасштабное проектирование и постройку тpex прототипов (Vеrsuchsmuster) каждого типа.
Концепция самолета Fw-189 стала большим сюрпризом для RLM. Непосредственное проектирование самолета возглавлял дипломированный инженер И. Косел, разработка аванпроекта велась в бригаде общих видов, которую возглавлял доктор Йозеф Мюллер, за технологию производства отвечал директор фирмы Ганс Шуберт, за установку вооружения и летные испытания - инженер Готтшалк. В качестве двигателей были выбраны 12-цилиндровые двухрядные моторы воздушного охлаждения Аргус As-410 мощностью по 430 л.с. Отдельная гондола экипажа сулила большие возможности по "клонированию" модификаций различного назначения путем простой замены этой самой гондолы.
В июле 1938 года, через 15 месяцев после получения задания на проектирование, главный конструктор и главный летчик-испытатель фирмы "Фокке-Вульф" Курт Танк поднял первый прототип Fw-189V-1 (V - Versuchsmuster, экспериментальный) в воздух, самолет имел гражданскую регистрацию D-OPVN. Двигатели предсерийных самолетов имели двухлопастные деревянные воздушные винты. Винты имели фиксированный шаг, из-за чего эффективность силовой установки значительно падала. С месячным интервалом взлетел второй прототип Fw-189V-2 (D-OPHD), за ним последовал в сентябре Fw-189V-3 (W.Nr. 1999,D-ORM11, позже регистрация изменена на военную GJ + RT). Прототипы полностью оправдали возлагаемые на самолет надежды, вскоре самолет получил собственное имя "Оул" (сова), которое в серийном производстве заменили на "Уху" (филин).
На втором прототипе было установлено оборонительное вооружение - пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм, огонь из двух пулеметов вел радист, который также выполнял функции бомбардира. Еще одним пулеметом, смонтированном в задней конической турели управлял стрелок-бортмеханик. В центроплане монтировалось два неподвижных пулемета MG-17, огонь из которых вел командир; эти пулеметы предназначались, главным образом, для поражения наземных целей. Бомбовая нагрузка - четыре 50- кг бомбы - подвешивалась на четыре бомбодержателя ЕТС-50, которые монтировались на нижних поверхностях плоскостей крыла между гондолой экипажа и балками фюзеляжа. Третий прототип не имел вооружения, зато на нем были установлены воздушные винты изменяемого шага. Эти винты поставлялись как единое целое с двигателями Аргус As-410, начиная с конца 1939 г., их легко идентифицировать по характерной крыльчатке на коке. Аналогичные моторы и винты применялись на учебно-тренировочном самолете Арадо Аr-96В.
Позже Fw-189V-1 переоборудовали в опытный штурмовик, который получился неудачным. После успешного завершения летных испытаний первых трех опытных самолетов, министерство авиации заказало постройку еще четырех прототипов в четырех вариантах: разведчика, штурмовика, учебного и морского учебно-тренировочного. Четвертый прототип Fw-189V-4 (D-ОСHО) положил начало небольшой серии разведчиков Fw-189A. Четвертый прототип закончили постройкой к концу 1938 года, он отличался от третьей опытной машины формой обтекателей воздухозаборников системы охлаждения двигателей. Вооружение Fw-189V-4 ограничивалось двумя пулеметами, один - в люковой установке (B-Stand), второй - на кормовой турели (H-Stand). Другими внешними отличительными признаками четвертого прототипа стали небольшие крылья на колесах основных опор шасси и хвостовое колесо увеличенного диаметра. После завершения заводских летных испытаний Fw-I89V-4 использовали для отработки специализированного оборудования военного назначения, в частности дымопостановочной аппаратуры S-125, устройств распыления химических реагентов оружия массового поражения.