Фокке-Вульф Fw 189 "Уху"
Трехместный тактический разведывательный самолет Фокке-Вульф Fw 189 (Рама), получивший в вермахте название Летающим глазом, производился до середины 1944 года. У наших военных была такая примета - если прилетела рама, то жди бомбардировщиков. Так обычно и бывало - после разведчика, обнаруженные цели атаковала артиллерия или наносился бомбовый удар.
Содержание
Фокке-Вульф Fw 189 "Уху"
Варианты самолета
Служба в люфтваффе
Характеристики самолета

Тактический разведчик и корректировщик Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Летающий глаз вермахта.

Немецкий разведывательный самолетОсновным тактическим разведчиком люфтваффе в 30-е годы был двухместный грузный подкосный моноплан-парасоль Хейнкель Не-46. Разведчики были достаточно медлительными, слабо вооруженными самолетами, фактически они устарели уже в момент поступления в строевые подразделения. Приход к власти в Германии национал-социалистов стимулировал решительную модернизации вооруженных сил страны в целом и разведывательной авиации в частности. В 1935 году в качестве разведчика фирма Хеншель предложила люфтваффе свою новую конструкцию - самолет Hs-122, имевший облагороженные аэродинамический формы и металлический каркас планера; Hs-122 оснащался двигателем BMW "Брамо" Sh-22 мощностью 580-660 л.с.

Очередным шагом вперед в развитии концепции тактического разведчика стал Hs-126, оснащенный радиальным двигателем BMW "Брамо" 323 мощностью 830 л.с. Самолет Hs-126 развивал на уровне моря с полной нагрузкой скорость 335 км/ч - на 60-70 км/ч больше, чем Hs-122.

Технический департамент министерства авиации в феврале 1937 года объявило конкурс и выпустило спецификацию на скоростной разведывательный самолет с усиленным вооружением. Требованиями к разведчику оговаривалась значительная дальность полета, наличие экипажа из трех человек, возможность брать бомбы общей массой 200 кг. Суммарная мощность силовой установки -    не мене 900 л.с.

Руководитель расположенного в Бремени конструкторского бюро фирмы "Фокке- Вульф" инженер Курт Танк остановил свой выбор на схеме самолета с двумя двигателями относительно небольшой мощности. Kypт Танк также выбрал достаточно необычную компоновочную схему: двухбалочный свободнонесщий моноплан с центральной гондолой, в которой находилась кабина экипажа. Подобной размещение экипажа обеспечивало прекрасный круговой обзор из кабины и большие углы обстрела оборонительного вооружения.

Цельнометаллический разведчик Fw-189 считается одним из самых технически совершенных самолетов в своем классе. В конце апреля 1937 года RLM подписало контракт с фирмами "Арадо" и "Фокке-Вульф" на полномасштабное проектирование и постройку тpex прототипов (Vеrsuchsmuster) каждого типа.

Разведывательный самолет люфтваффе

Концепция самолета Fw-189 стала большим сюрпризом для RLM. Непосредственное проектирование самолета возглавлял дипломированный инженер И. Косел, разработка аванпроекта велась в бригаде общих видов, которую возглавлял доктор Йозеф Мюллер, за технологию производства отвечал директор фирмы Ганс Шуберт, за установку вооружения и летные испытания - инженер Готтшалк. В качестве двигателей были выбраны 12-цилиндровые двухрядные моторы воздушного охлаждения Аргус As-410 мощностью по 430 л.с. Отдельная гондола экипажа сулила большие возможности по "клонированию" модификаций различного назначения путем простой замены этой самой гондолы.

В июле 1938 года, через 15 месяцев после получения задания на проектирование, главный конструктор и главный летчик-испытатель фирмы "Фокке-Вульф" Курт Танк поднял первый прототип Fw-189V-1 (V - Versuchsmuster, экспериментальный) в воздух, самолет имел гражданскую регистрацию D-OPVN. Двигатели предсерийных самолетов имели двухлопастные деревянные воздушные винты. Винты имели фиксированный шаг, из-за чего эффективность силовой установки значительно падала. С месячным интервалом взлетел второй прототип Fw-189V-2 (D-OPHD), за ним последовал в сентябре Fw-189V-3 (W.Nr. 1999,D-ORM11, позже регистрация изменена на военную GJ + RT). Прототипы полностью оправдали возлагаемые на самолет надежды, вскоре самолет получил собственное имя "Оул" (сова), которое в серийном производстве заменили на "Уху" (филин).

На втором прототипе было установлено оборонительное вооружение - пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм, огонь из двух пулеметов вел радист, который также выполнял функции бомбардира. Еще одним пулеметом, смонтированном в задней конической турели управлял стрелок-бортмеханик. В центроплане монтировалось два неподвижных пулемета MG-17, огонь из которых вел командир; эти пулеметы предназначались, главным образом, для поражения наземных целей. Бомбовая нагрузка - четыре 50- кг бомбы - подвешивалась на четыре бомбодержателя ЕТС-50, которые монтировались на нижних поверхностях плоскостей крыла между гондолой экипажа и балками фюзеляжа. Третий прототип не имел вооружения, зато на нем были установлены воздушные винты изменяемого шага. Эти винты поставлялись как единое целое с двигателями Аргус As-410, начиная с конца 1939 г., их легко идентифицировать по характерной крыльчатке на коке. Аналогичные моторы и винты применялись на учебно-тренировочном самолете Арадо Аr-96В.

Позже Fw-189V-1 переоборудовали в опытный штурмовик, который получился неудачным. После успешного завершения летных испытаний первых трех опытных самолетов, министерство авиации заказало постройку еще четырех прототипов в четырех вариантах: разведчика, штурмовика, учебного и морского учебно-тренировочного. Четвертый прототип Fw-189V-4 (D-ОСHО) положил начало небольшой серии разведчиков Fw-189A. Четвертый прототип закончили постройкой к концу 1938 года, он отличался от третьей опытной машины формой обтекателей воздухозаборников системы охлаждения двигателей. Вооружение Fw-189V-4 ограничивалось двумя пулеметами, один - в люковой установке (B-Stand), второй - на кормовой турели (H-Stand). Другими внешними отличительными признаками четвертого прототипа стали небольшие крылья на колесах основных опор шасси и хвостовое колесо увеличенного диаметра. После завершения заводских летных испытаний Fw-I89V-4 использовали для отработки специализированного оборудования военного назначения, в частности дымопостановочной аппаратуры S-125, устройств распыления химических реагентов оружия массового поражения.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме