Авиационный комплекс "Мистель"
|
Немецкий авиационный комплекс военного назначения Mistel
Авиационный комплекс военного назначения "Мистель" был создан в конце Второй мировой войны (первый вылет - в июле 1943 года). Идея этого беспилотного снаряда достаточна проста: в носовой части самолета Юнкерс Ju 88 помещали большое количество детонирующего вещества, самолет превращался в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснастили длинным наконечником-детонатором. На фюзеляже были распорки, к которым крепился самолет-носитель. В полете "самолет-бомба" отсоединялся от носителя, который имел возможность вернуться на базу.
Если исключить различные нереализованные проекты и те варианты, которые предполагалось использовать, то:
- Mistel (прототип) - Ju 88A-4 и Bf 109F-4;
- Mistel 1 - Ju 88A-4 и Bf 109F-4;
- Mistel S1 - Учебная версия Mistel 1;
- Mistel 2 - Ju 88G-L и Fw 190A-8 или F-8;
- Mistel S2 - Учебная версия Mistel 2;
- Mistel 3A - Ju 88A-4 и Fw 190A-8;
- Mistel S3A - Тренер версия Мистель 3A;
- Mistel 3B - Ju 88H-4 и Fw 190A-8;
- Mistel 3C - Ju 88G-10 и Fw 190F-8;
- Mistel Führungsmaschine - Ju 88 A-4/H-4 и Fw 190 A-8;
- Mistel 4 - Ju 287 и Ме-262;
- Mistel 5 - Arado E.377A и Arado 162.
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
Сама идея применения отслуживших самолетов принадлежала пилоту-испытателю компании "Юнкерc" Зигфриду Гольцбауеру, участвовавшего еще до Второй мировой войны в испытаниях "составного" английского самолета "Майо" S-20/S-21. Предложенная в 1941 году схема, была отклонена Техническим департаментом, как не имеющая практического применения. В 1942 году Фриц Штамер из исследовательского института DFS разработал серию "Нискераск", в основе которой лежала та же возможность буксировки планера-снаряда.
А первые испытания проходили еще в 1940 году. В качестве носителей использовались "Клемм" KL 35 или "Фокке-Вульф" Fw 56. Позже испытывался вариант с Bf 109Е.
Министерство авиации Германии в начале 1943 года выдало институту DFS заказ на создание образца сцепки беспилотного варианта бомбардировщика Ju 88А-4 и истребителя Мессершмитт Вf 109-4. Сцепка получила обозначение Mistel, а фирма "Юнкерс" - указание переоборудовать 15 самолетов Ju 88А в "Мистели", "этажерку" получила еще одно кодовое название - "Бетховен".
Первая учебная модификация "Мистеля" являлась связкой стандартного бомбардировщика Ju 88А-4 (вместо самолета-снаряда) и истребителя Bf 109F-4. Эта версия эксплуатировалась для обучения пилотов истребителей и получила обозначение S-1. Из кабины "Юнкерса" снималось почти все оборудование, носовая часть могла легко отделяться за счет быстросъемных болтов и заменяться кумулятивным зарядом весом 1725 кг, снабженным контактным взрывателем. В ноябре 1943 - апреле 1944 годов состоялись испытания полностью снаряженных "Мистелей". Одну из учебных атак успешно провели против списанного французского боевого корабля "Оран". Проходили опыты и по атаке фортификационных объектов - стальной стержень кумулятивного ядра пробивал бетон толщиной 2 м.
"Мистель-1", напоминая первый опытный экземпляр, отличался более надежной системой крепления стоек. Взлет системы производился за счет работы двигателей обоих самолетов. После набора высоты (1500-2000 м) двигатель истребителя выключался и полет продолжался при помощи двигателей нижнего самолета. При подлете к цели вновь включался мотор самолета-носителя. Топливо поступало из баков бомбардировщика. В ходе атаки пилот переводил систему в режим пологого пикирования. На безопасной дистанции истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет летел на цель. В июне 1944 года в Дезиер (Франция) прибыла эскадрилья IV/KG. 101 под командованием капитана Хорста Рудата, насчитывающая в своем составе пять "Мистелей-1". 24 июня состоялся первый боевой вылет, закончившийся неудачей, поскольку английский истребитель второй мировой войны вынудил Bf 109F-4 отцепиться задолго до цели.
В ночь с 24 на 25 июня 1944 года были использованы четыре оставшихся "Мистеля", которые под прикрытием истребителей Bf 109G атаковали союзные корабле в устье Сены. Результаты удалось установить лишь на следующий день - хотя вся корабли были поражены, но ни один из них не был потоплен.
Mistel-2 (Юнкерс Ju-88 и Фокке-Вульф Fw 190)
Конечно, этот успех нельзя назвать громким, но несмотря на это завод под Лейпцигом получил заказ на переоборудование в "Бетховен" 75 истребителей Ju 88G-1, которые находились там в ремонте. В качестве самолета-носителя было принято решение использовать Fw 190А-6 или F-8, моторы которых тоже работали на 95-октановом бензине. Данный вариант получил наименование "Мистель-2", а его учебная версия - S-2. Из-за избытка взлетного веса у первых "Мистелей" были существенные проблемы: на взлете (при разбеге) излишняя нагрузка и тряска приводили к повреждениям пневматической системы и в результате аварий было потеряно несколько "Мистелей". Серийные варианты доработали и вместо собственного шасси сцепка разбегалась на специальной тележке, сбрасывавшейся непосредственно после взлета. Доработанный вариант обозначили, как "Мистель-3".
Вооруженная только самолетами "Мистель" эскадрилья, была сформирована 10 октября 1944 года; она сначала называлась 111/KG.66, но затем ее переименовали в II/KG.200. На декабрь 1944 года была назначена атака базы британского флота в Скапа-Флоу всеми имевшимися "Мистелями", которых на аэродромах в Дании было собрано 60 единиц. Но погодные условия не позволили провести данную операцию.
В январе 1945 года разрабатывался план нанесения стратегических ударов по советским военно-промышленным объектам "Железный молот", предполагалось применить не менее 100 "Мистелей". Пилоты готовились по спецпрограмме на пяти аэродромах в районе Мерсебурга, но в начале марта аэродромы, которые хотели использовать для операции "Eisenhammer", были заняты советскими войсками. А 5 марта эскадрилья II/KG.200 получила приказ атаковать речные переправы на Одере, Нейсе и Висле. Решение было принято поспешно, "Мистели" были направлены в бой разрозненными группами. 9 марта была проведена первая атака - четыре "Мистеля" бомбили мосты у города Герлица на реке Нейсе, совершали налеты и на мосты через Рейн. С апреля были привлечены подразделения эскадры KG.30, перевооруженные на "Мистели". Во время этих рейдов практически все машины были потеряны, а пилотов перевели в истребительные части.
В начале 1945 года темпы переоборудования самолетов в "Мистели" резко возросли. Завод компании "Юнкерc" в Бернбурге стал переоборудовать планеры машин прямо на сборочных линиях, в том числе модели Ju 88G-10 и Н-4. G-10 оснащались двигателями Jumo 213А-12, работавшими на 87-октановом бензине. Самолет имел удлиненную на 2,75 м фюзеляжную секцию. В качестве носителя применялся Fw 190А-8 с двумя 270 литровыми баками, подвешенными под крыльями, и подфюзеляжным 300 литровым баком. Из-за увеличения взлетного веса до 23,6 т крейсерская скорость снизилась до 340 км/ч. Вариант был обозначен, как "Мистель-3С".
Различные варианты "Мистелей"
На базе сцепки Ju 88Н-4 и Fw 190А-8 был создан еще более тяжелый "Мистель-3В". Впервые ударный самолет был пилотируемым: над боевой частью находилась кабина с тремя летчиками, заднюю полусферу защищала установка пулемета MG-131. Машина имела поисковый локатор сантиметрового диапазона, под центропланом подвешивались два 900-л сбрасываемых бака. По замыслу, экипаж бомбардировщика должен был оказывать помощь пилоту истребителя вести машину к цели и отбивать атаки вражеских истребителей, а затем покидать самолет. Но "Мистелю-3В" не пришлось принимать участие в боевых действиях.
За последние два месяца Германия смогла разработать еще несколько вариантов "Мистелей", из которых до стадии испытаний дошла сцепка Ju 88G-7 и нового скоростного перехватчика Та 152Н с двигателем Jumo 213. Сколько всего было построено "Мистелей" неизвестно, однако есть информация, что только в районе Мерсебурга союзники обнаружили около 50 таких машин.
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Hans-Peter Dabrowski: Mistel. Die Huckepackflugzeuge der Luftwaffe bis 1945.
- Green, William and Gordon Swanborough. "Prelude to 'Stand-Off'".
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.