Авиационный комплекс "Мистель"
Немецкий авиационный комплекс военного назначения Mistel имел также и другие названия. Применялся в цепке двух немецких самолетов второй мировой войны. Один из которых выполнял роль носителя, а второй - беспилотной бомбы. Такие варианты применялись на заключительном этапе второй мировой войны, количество выпущенных Мистелей в точности неизвестно.

Немецкий авиационный комплекс военного назначения Mistel

МистельАвиационный комплекс военного назначения "Мистель" был создан в конце Второй мировой войны (первый вылет - в июле 1943 года). Идея этого беспилотного снаряда достаточна проста: в носовой части самолета Юнкерс Ju 88 помещали большое количество детонирующего вещества, самолет превращался в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснастили длинным наконечником-детонатором. На фюзеляже были распорки, к которым крепился самолет-носитель. В полете "самолет-бомба" отсоединялся от носителя, который имел возможность вернуться на базу.

Mistel

Если исключить различные нереализованные проекты и те варианты, которые предполагалось использовать, то:

  • Mistel (прототип) - Ju 88A-4 и Bf 109F-4;
  • Mistel 1 - Ju 88A-4 и Bf 109F-4;
  • Mistel S1 - Учебная версия Mistel 1;
  • Mistel 2 - Ju 88G-L и Fw 190A-8 или F-8;
  • Mistel S2 - Учебная версия Mistel 2;
  • Mistel 3A - Ju 88A-4 и Fw 190A-8;
  • Mistel S3A - Тренер версия Мистель 3A;
  • Mistel 3B - Ju 88H-4 и Fw 190A-8;
  • Mistel 3C - Ju 88G-10 и Fw 190F-8;
  • Mistel Führungsmaschine - Ju 88 A-4/H-4 и Fw 190 A-8;
  • Mistel 4 - Ju 287 и Ме-262;
  • Mistel 5 - Arado E.377A и Arado 162.
Mistel Mistel
Нажмите на фото для увеличения

Сама идея применения отслуживших самолетов принадлежала пилоту-испытателю компании "Юнкерc" Зигфриду Гольцбауеру, участвовавшего еще до Второй мировой войны в испытаниях "составного" английского самолета "Майо" S-20/S-21. Предложенная в 1941 году схема, была отклонена Техническим департаментом, как не имеющая практического применения. В 1942 году Фриц Штамер из исследовательского института DFS разработал серию "Нискераск", в основе которой лежала та же возможность буксировки планера-снаряда.

А первые испытания проходили еще в 1940 году. В качестве носителей использовались "Клемм" KL 35 или "Фокке-Вульф" Fw 56. Позже испытывался вариант с Bf 109Е.

Немецкий Mistel

Министерство авиации Германии в начале 1943 года выдало институту DFS заказ на создание образца сцепки беспилотного варианта бомбардировщика Ju 88А-4 и истребителя Мессершмитт Вf 109-4. Сцепка получила обозначение Mistel, а фирма "Юнкерс" - указание переоборудовать 15 самолетов Ju 88А в "Мистели", "этажерку" получила еще одно кодовое название - "Бетховен".

Первая учебная модификация "Мистеля" являлась связкой стандартного бомбардировщика Ju 88А-4 (вместо самолета-снаряда) и истребителя Bf 109F-4. Эта версия эксплуатировалась для обучения пилотов истребителей и получила обозначение S-1. Из кабины "Юнкерса" снималось почти все оборудование, носовая часть могла легко отделяться за счет быстросъемных болтов и заменяться кумулятивным зарядом весом 1725 кг, снабженным контактным взрывателем. В ноябре 1943 - апреле 1944 годов состоялись испытания полностью снаряженных "Мистелей". Одну из учебных атак успешно провели против списанного французского боевого корабля "Оран". Проходили опыты и по атаке фортификационных объектов - стальной стержень кумулятивного ядра пробивал бетон толщиной 2 м.

Авиационный комплекс военного назначения

"Мистель-1", напоминая первый опытный экземпляр, отличался более надежной системой крепления стоек. Взлет системы производился за счет работы двигателей обоих самолетов. После набора высоты (1500-2000 м) двигатель истребителя выключался и полет продолжался при помощи двигателей нижнего самолета. При подлете к цели вновь включался мотор самолета-носителя. Топливо поступало из баков бомбардировщика. В ходе атаки пилот переводил систему в режим пологого пикирования. На безопасной дистанции истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет летел на цель. В июне 1944 года в Дезиер (Франция) прибыла эскадрилья IV/KG. 101 под командованием капитана Хорста Рудата, насчитывающая в своем составе пять "Мистелей-1". 24 июня состоялся первый боевой вылет, закончившийся неудачей, поскольку английский истребитель второй мировой войны вынудил Bf 109F-4 отцепиться задолго до цели.

В ночь с 24 на 25 июня 1944 года были использованы четыре оставшихся "Мистеля", которые под прикрытием истребителей Bf 109G атаковали союзные корабле в устье Сены. Результаты удалось установить лишь на следующий день - хотя вся корабли были поражены, но ни один из них не был потоплен.

Сцепка самолетов

Mistel-2 (Юнкерс Ju-88 и Фокке-Вульф Fw 190)

Конечно, этот успех нельзя назвать громким, но несмотря на это завод под Лейпцигом получил заказ на переоборудование в "Бетховен" 75 истребителей Ju 88G-1, которые находились там в ремонте. В качестве самолета-носителя было принято решение использовать Fw 190А-6 или F-8, моторы которых тоже работали на 95-октановом бензине. Данный вариант получил наименование "Мистель-2", а его учебная версия - S-2. Из-за избытка взлетного веса у первых "Мистелей" были существенные проблемы: на взлете (при разбеге) излишняя нагрузка и тряска приводили к повреждениям пневматической системы и в результате аварий было потеряно несколько "Мистелей". Серийные варианты доработали и вместо собственного шасси сцепка разбегалась на специальной тележке, сбрасывавшейся непосредственно после взлета. Доработанный вариант обозначили, как "Мистель-3".

Авиационные комплексы

Вооруженная только самолетами "Мистель" эскадрилья, была сформирована 10 октября 1944 года; она сначала называлась 111/KG.66, но затем ее переименовали в II/KG.200. На декабрь 1944 года была назначена атака базы британского флота в Скапа-Флоу всеми имевшимися "Мистелями", которых на аэродромах в Дании было собрано 60 единиц. Но погодные условия не позволили провести данную операцию.

В январе 1945 года разрабатывался план нанесения стратегических ударов по советским военно-промышленным объектам "Железный молот", предполагалось применить не менее 100 "Мистелей". Пилоты готовились по спецпрограмме на пяти аэродромах в районе Мерсебурга, но в начале марта аэродромы, которые хотели использовать для операции "Eisenhammer", были заняты советскими войсками. А 5 марта эскадрилья II/KG.200 получила приказ атаковать речные переправы на Одере, Нейсе и Висле. Решение было принято поспешно, "Мистели" были направлены в бой разрозненными группами. 9 марта была проведена первая атака - четыре "Мистеля" бомбили мосты у города Герлица на реке Нейсе, совершали налеты и на мосты через Рейн. С апреля были привлечены подразделения эскадры KG.30, перевооруженные на "Мистели". Во время этих рейдов практически все машины были потеряны, а пилотов перевели в истребительные части.

Mistel в полете

В начале 1945 года темпы переоборудования самолетов в "Мистели" резко возросли. Завод компании "Юнкерc" в Бернбурге стал переоборудовать планеры машин прямо на сборочных линиях, в том числе модели Ju 88G-10 и Н-4. G-10 оснащались двигателями Jumo 213А-12, работавшими на 87-октановом бензине. Самолет имел удлиненную на 2,75 м фюзеляжную секцию. В качестве носителя применялся Fw 190А-8 с двумя 270 литровыми баками, подвешенными под крыльями, и подфюзеляжным 300 литровым баком. Из-за увеличения взлетного веса до 23,6 т крейсерская скорость снизилась до 340 км/ч. Вариант был обозначен, как "Мистель-3С".

Варианты "Мистелей"

Различные варианты "Мистелей"

Различные варианты "Мистелей"

На базе сцепки Ju 88Н-4 и Fw 190А-8 был создан еще более тяжелый "Мистель-3В". Впервые ударный самолет был пилотируемым: над боевой частью находилась кабина с тремя летчиками, заднюю полусферу защищала установка пулемета MG-131. Машина имела поисковый локатор сантиметрового диапазона, под центропланом подвешивались два 900-л сбрасываемых бака. По замыслу, экипаж бомбардировщика должен был оказывать помощь пилоту истребителя вести машину к цели и отбивать атаки вражеских истребителей, а затем покидать самолет. Но "Мистелю-3В" не пришлось принимать участие в боевых действиях.

За последние два месяца Германия смогла разработать еще несколько вариантов "Мистелей", из которых до стадии испытаний дошла сцепка Ju 88G-7 и нового скоростного перехватчика Та 152Н с двигателем Jumo 213. Сколько всего было построено "Мистелей" неизвестно, однако есть информация, что только в районе Мерсебурга союзники обнаружили около 50 таких машин.

Mistel

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Hans-Peter Dabrowski: Mistel. Die Huckepackflugzeuge der Luftwaffe bis 1945.
  • Green, William and Gordon Swanborough. "Prelude to 'Stand-Off'".
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме