Стратегический бомбардировщик Мессершмитт Me.264
|
Дальний морской разведчик/бомбардировщик Messerschmitt Me 264
Перед началом Второй мировой войны работа компании Мессершмитт в основном шла в направлении создания истребителей, но несмотря на это, уже во время войны, в 1940 году, фирма начала проектировать сверхдальний тяжелый бомбардировщик для люфтваффе. Нет, конечно, как многократно упоминалось, что сосредоточившись в основном на скоростных средних и пикирующих бомбардировщиках, Министерство авиации Германии уделяло мало внимания дальним бомбардировщикам, но все же работы по ним велись (например, можно вспомнить про Юнкерс Ju 488).
А создание сверхдальнего тяжелого бомбардировщика руководством рассматривалось по той причине, что в войну могли вступить и Соединенные Штаты (а на тот момент времени это было вовсе не очевидно). Лидеры авиапромышленности Германии считали, что в случае воздушного налета на основные города Америки, с учетом значительных расстояний, эффект будет больше моральный, нежели материальный. Рассматривался также полет только в одну сторону, но, разумеется не в виде камикадзе, а после бомбардировки летчиков предполагалось спасать подводными лодками. Но все же было решено начать работы над бомбардировщиком, который смог бы вернуться после атаки США.
Hикаких спецификаций на самолет, способный без дозаправки совершить полет через Атлантику и обратно, не было предложено - сам проект считался перспективным и не очень срочным.
Несмотря на это фирмы Фокке-Вульф, Юнкерс и Мессершмитт предложили свои варианты стратегического бомбардировщика. Со стороны Фокке-Вульф - это был вариант четырехмоторного бомбардировщика Fw.300A с увеличенной дальностью полета. Фирма Юнкерс предложила свой вариант - Ju.290 (судьба которого иногда называется одной из наиболее запутанных среди самолетов Второй мировой войны), созданного на базе Ju.90. То, что предложил Мессершмитт значительно отличался от двух, вышеупомянутых, предложений. Выбор был остановлен на схеме высокоплана с убираемым шасси с носовой опорой, двухкилевым оперением и установленными в крыле четырьмя моторами, с фюзеляжем овального сечения и с однолонжеронным крылом большого удлинения.
Проект Ме.264 получил неофициальное обозначение Америкабомбер.
Забегая вперед, можно сказать, что лишь в июле 1944 года, стало известно о существовании Me 264, тогда в эфире одной немецкой радиостанции было упомянуто, что самолет Ме 264 был подготовлен на случай победы мятежных генералов, чтобы доставить Гитлера в Японию. Версия выглядит правдоподобной, но после завершения программы единственный опытный самолет был передан для испытания на нем паровой турбины в полете, но до начала летных испытаний самолет Me 264 VI разбомбили.
В 1941 году начались работы над опытными самолетами, а в конце 1942 года был готов Me.264-VI (первый из опытных). В соответствии с проектом, этот немецкий самолет должен был наносить бомбовые удары с высоты, которая недосягаема для истребителей противников; при отсутствии оборонительного вооружения (для снижения веса и сопротивления воздуха), самолет должен был доставить 1800 кг бомб до Нью-Йорка.
Me.264-VI был оборудован четырьмя двигателями Юнкерса Jumo-211J-1 жидкостного охлаждения (на взлете 1340 л.с. и 1060 л.с. на высоте 6000 м) в гондолах и с лобовыми радиаторами от Ju.88A-4. Фюзеляж типа монокок овального сечения делился на три секции. Носовая секция имела полетную палубу и большую площадь остекления. Центральная секция включала бомбоотсек с проходом сверху, отсек для отдыха экипажа, проход в хвостовую часть. Хвостовая секция имела в конце позицию для наблюдателя. Одноколесные стойки шасси убирались в сторону, в центроплан. Однолонжеронное крыло с достаточно большой стреловидностью по передней кромке имело прямую заднюю кромку. Всю заднюю кромку занимали закрылки и элероны. Почти весь остававшийся объем крыла занимали протектированные баки общей емкостью 13800 литров и еще 5800 литров в непротектированных баках.
Me.264-VI, фактически являвшийся летающим испытательным стендом, впервые поднялся в небо в декабре 1942 года.
Как известно, США вступили во Вторую мировую войну 7 декабря 1941 года (6 июня 1944 года был открыт Западный фронт) и к этому времени концепция Америкабомбера была окончательно сформирована. На самолете необходимо было увеличить бомбовую нагрузку и установить эффективное оборонительное вооружение. Сумма требований подразумевала использование шести двигателей.
Фокке-Вульф предложил дальний бомбардировщик Focke-Wulf Ta 400, а Мессершмитт - шестимоторный Me.264B. Но Министерство авиации Германии сочло проект компании Messerschmitt менее удачным по сравнению с проектом Junkers Ju 390, на полномасштабную разработку которого и был заключен контракт. Однако, был сделан заказ и на два дополнительных прототипа Me 264, чтобы оценить возможности использования самолета в качестве сверхдальнего разведчика. Из-за дефицита материалов, постоянных налетов авиации и низкого приоритета программы прототипы достроить не удалось. Как было упомянуто выше, Me 264 VI был полностью уничтожен зажигательными бомбами, а Me 264-V2 также пострадал от воздушных налетов, ремонт не был проведен из-за ухудшающегося военного положения Германии во Второй мировой войне.
Относительно Me 264-V2 можно добавить, что этот самолет должен был получить 14-цилиндровые BMW-801D с системой форсирования GM-1 вместо Jumo-211J-1. Двигатели, экипаж, оборонительные стрелковые установки планировалось защитить 1000 кг брони. Предусматривалась установка оборонительного вооружения, фотооборудования, оборудование отсека для радиобуев, осветительных бомб и др. Однако, было принято решение завершить Me.264-V2 без оборонительного вооружения и оборудования, которые планировалось установить на Me.264-V3 (он рассматривался, как прототип серии Ме.264А).
Me.264-V3 получил удлиненные законцовки крыла, увеличившие размах крыла до 43 метров. Оборонительное вооружение включало переднюю и заднюю верхние башни с 13 мм пулеметом MG-131 в первой и 20 мм пушкой MG-151 во второй. Один MG-131 находился в носовом остеклении, два таких пулемета в боковых установках, а в уступе в нижней части 20 мм MG-151. Экипаж включал восемь человек. В конце бомбоотсека монтировались три автоматические камеры Rb 50/30. В отсек можно было подвесить до 2000 кг бомб. Для взлета с перегрузкой планировалось использовать дополнительные сбрасываемые колеса на основных стойках шасси и стартовые ракетные ускорители шесть тягой по 1000 кг.
ЛТХ Messercshmitt Me.264
Длина, м |
20,90 |
Высота, м |
4,30 |
Размах, м |
43,00 |
Площадь крыла, м2 |
127,70 |
Вес пустого, кг |
21150 |
Вес взлетный, кг |
56000 |
Крейсерская скорость, км/ч |
350 |
Максимальная скорость на высоте 8300 м, км/ч |
565 |
Скороподъемность, м/мин |
120 |
Дальность, км |
15000 |
Потолок, м |
8000 |
Экипаж, чел |
8 |
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- Вячеслав Козырев, Михаил Козырев. "Америка-Бобмер".
- Моделист-Конструктор. "Мессер" - Америкабомбер.
- Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.