Юнкерс Ju 87 "Штука" - B2, Рудольф, Дора, Густав
Hи один другой самолет периода Второй мировой войны не вызывал более широкой дискуссии и пробуждал столько противоречивых мнений, чем Ju-87 - неказистый, угловатый пикировщик - самый известный самолет Люфтваффе. Этот самолет Юнкерса стал синонимом слова Штука - от Sturzkampfflugzeug - обозначения всех пикирующих бомбардировщиков и вызвал жаркие споры в составе высшего командования Люфтваффе. После польской и французской кампаний самолет стал почти легендой, и его сторонники создали вокруг него ореол превосходного и непревзойденного оружия.
Содержание
Юнкерс Ju 87 "Штука"
Берта, Цезарь
B2, Рудольф, Дора, Густав
Боевые действия

Юнкерс Ju 87В-2

 В декабре 1939 года первую "Берту" на сборочной линии сменила новая модификация Ju 87В-2, на первый взгляд почти не отличавшаяся от первой. Вместо металлического на самолет поставили новый деревянный воздушный винт с несколько более широкими лопастями. Реактивные выхлопные патрубки, которые появились еще на последних сериях В-1, на "двойке" стали стандартными. В-2 начали оснащать системой опознавания "свой -чужой".

Мотор Jumo 211 Da был доработан, и его взлетная мощность составляла уже 1200 л.с. читывая возросшую тяговооруженность самолета, переделали подфюзеляжный бомбодержатель, теперь на него можно было подвешивать 1000-кг бомбу. Стрелка-радиста в этом случае в полет не брали.

Для обеих модификаций "Берты" конструкторы разработали так называемые "наборы заводской установки" (Umrust-Bausatze), позволяющие легко приспособить машины для новых задач. Набор U4 позволял установить на пикировщик лыжное шасси. Набор U3 включал установку дополнительного бронирования: бронеперегородку за креслом пилота, а также небольшую бронеплиту и бронестекло пулеметной точки для защиты радиста. При этом самолет получал обозначение Ju 87 B-2/U3.

Существовала еще одна подмодификация "Берты" - тропический вариант, обозначавшийся приставкой "trop". В этом варианте самолет оснащали противопылевым фильтром воздухозаборника карбюратора и специальным комплектом для выживания (продовольствие, вода, ружье) в случае вынужденной посадки в пустыне. Именно этот тип "Берты" (вместе с базовой моделью) поставлялся итальянским "Реджиа Аэронаутика". Выпуск всех вариантов Ju 87В-2 оценивается примерно в 827 экземпляров.

Юнкерс Ju 87R - "Рихард" (или "Рудольф")

В связи с тем, что мотор у модификации Ju 87В-2 стад мощнее своих предшественников, соответственно вырос и расход топлива. Дальность действия "Берты-2" заметно уменьшилась. В преддверии боев на Севере и Средиземноморье этого было явно недостаточно.

Конструкторы "Юнкерса" нашли выход из создавшегося положения, разработав специальную версию Ju 87R (Reichweite -"дальний"). Самолет являлся переделкой базовой модификации Ju 87В и выпускался одновременно с ней. Весной 1940 года сборочную линию покинула первая серия Ju 87R-1, которая отличалась от своего прототипа В-1 двумя дополнительными бензобаками емкостью 150 л в консолях крыла и двумя подвесными баками по 300 л каждый под крылом. Бомбовую нагрузку ограничили одной 250-кг бомбой. Дальность самолета возросла и составила около 1400 км.

Новые самолеты отправили в Норвегию, где "Рудольфа" опробовали в боевой обстановке.

В целом Ju 87R неплохо зарекомендовал себя как самолет "дальнобойщик", но недостаточная бомбовая нагрузка не позволяла подвешивать на пикировщик более мощное вооружение типа 500-кг бомбы или авиационной торпеды. Отсюда и незначительные объемы выпуска -всего около 150 экземпляров.

Операция Barbarossa, Советский Союз, 1941 - 1942 годы

Согласно планам германского командования военная кампания на Востоке должна была быть столь же быстротечной, как и все остальные. К моменту нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года немцам удалось собрать у советских границ 324 пикирующих бомбардировщика Ju 87, из которых были 233 боеготовыми.

В первые месяцы боев в СССР Ju 87 использовались по обычному польско-французскому сценарию блицкрига. Пикировщики расчищали путь перед рвущимися вперед танковыми колоннами вермахта. Не менее активно Ju 87 привлекались и для подавления очагов сопротивления окруженных советских войск. Например, именно "Штуки" метали 1000-кг бомбы на Брестскую крепость. Пилоты Ju 87 безнаказанно бомбили двигавшиеся в сторону фронта подкрепления, разрушали мосты и переправы, прицельными ударами с воздуха разрушали железнодорожные пути и узловые станции, уничтожали воинские эшелоны с войсками и техникой.

Во время налетов 16 и 19 сентября 1941 года в советские линкоры "Октябрьская революция" и "Марат" попали первые бомбы, сброшенные с Ju 87. впрочем, не нанесшие большим кораблям особых повреждений. Но уничтожение советских линкоров по-прежнему являлось приоритетной задачей для немецкой авиации. Немцам удалось потопить эсминец "Стерегущий", сторожевик, тральщик, подлодку серии "Малютка" и лидер "Минск". Правда, большинство из этих кораблей советским морякам удалось через некоторое время поднять и снова ввести в строй. После первых поражений в июне 1941 года советская авиация начинала приходить в себя, оказывая яростное сопротивление.

Юнкерс Ju 87D - "Дора"

Весной 1940 года на фирме "Юнкерc" начались работы по созданию новой версии пикировщика, которая вскоре получила обозначение Ju 87D. Первый полет прототипа планировали совершить в середине зимы, но Герман Польман покинул фирму "Юнкерc" и перешел на работу в фирму "Блом и Фосс", что снизило темпы работ. Программу спас мотор Jumo 211 J-1. Двигатель развивал на взлете почти 1400 л.с.

Защиту экипажа усилили насколько возможно бронеплитами толщиной 4-10 мм. Пулеметы на крыле оставили прежними, а вот радиста вооружили спаренным MG 81Z калибра 7,92 мм. При этом блистерную установку изготавливали из 50-мм бронестекла, такое же использовалось в качестве лобового стекла для защиты летчика. Наступательное вооружение Ju 87 также усилили, подфюзеляжный бомбодержатель переделали под более тяжелые бомбы вплоть до 1800 кг. Но обычно на самолет подвешивали бомбы массой 250 или 500 кг под фюзеляж и четыре 50-кг под крылом. Реже подвешивали одну 1000-кг фугасную бомбу SC 1000 или бронебойную бомбу типа PC весом в 1400 кг. Первые серийные самолеты новой модификации покинули заводские цеха в конце лета 1941 года.

Самый массовый вариант Ju 87D-3 появился вследствие того, что от идеи применения Ju 87 как пикировщика отказались в пользу самолета-штурмовика. Изменение военной обстановки на восточном фронте в России снизило эффективность пикирующей "Штуки" над полем боя. Слабо защищенному тихоходу все чаще крепко доставалось от советских истребителей. "Дора-3" пошла в серию в конце 1942 года. На самолете забронировали кабину экипажа, двигатель, радиаторы. Сирены сняли, но воздушные тормоза оставили.

В качестве основного вооружения на D-3 использовали контейнеры, наполненные 92 осколочными бомбами SD 2 весом по 2 кг каждая. Всего выпустили 1559 экземпляров Ju 87D-3 и почти все они отправились на Восточный фронт. Конструкторам пришлось срочно разработать новую модификацию, которой стал Ju 87D-5. От предыдущей версии новый самолет отличался увеличенным размахом крыла (14,98 м) и новым набором вооружения. Последняя массовая модификация "Доры" производилась до июля 1944 года. Всего успели изготовить 771 самолет Ju 87D-5.

Потери росли. Министерство авиации приказало создать специальный завод но переделке серийных Ju 87D-3 в вариант D-7, a Ju 87D-5 в вариант D-8. "Ночные Штуки" оснащались более мощным форсированным двигателем Jumo 21 IP. развивавшим на взлете 1500 л.с. Выхлопные патрубки спрятали в длинные пламегасители. Все выпущенные самолеты распределили по шести ночным штурмовым группам, а первый Ju 87D-7 появился на востоке в декабре 1943 года.

Юнкерс Ju 87G - "Густав"

В начале войны эффективность обычных бомб была приемлемой, но к началу 1943 года против возрастающего количества средних танков Т-34 они оказались практически бесполезны. Необходимо было прямое попадание бомбы в танк. Но пикировать на каждый отдельный танк с 250-кг бомбой не представлялось возможным.

Требовалось более совершенное оружие. Было предложено использовать в этом качестве модернизированную зенитную 37-мм пушку Flak 18. Переделка орудия свелась к смене дульного тормоза, сокращению длины ствола и изменению механизмов отката и затвора. Всю эту конструкцию поместили в обтекаемый контейнер. Так на свет появилась авиационная пушка ВК 3,7 sm. Боекомплект орудия составлял 12 снарядов (как правило, бронебойных) в узких коробчатых магазинах.

Это противотанковое оружие получили только две модификации "Штуки" - Ju 87G-1, переделанные из D-3 (всего выпущено около 100 экземпляров) и Ju 87G-2, созданной на базе D-5 (174 машины). На некоторых "Густавах" сохранили обычное наступательное вооружение, которое использовалось для пристрелки. Новую версию в декабре 1942 года испытали на полигоне в Рехлине. Новый штурмовик имел низкую скорость. Вероятно, Ju 87G оказался не так хорош, или возможность его эффективного применения была очень ограничена.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме