Юнкерс Ju 87 "Штука" - Берта, Цезарь
Hи один другой самолет периода Второй мировой войны не вызывал более широкой дискуссии и пробуждал столько противоречивых мнений, чем Ju-87 - неказистый, угловатый пикировщик - самый известный самолет Люфтваффе. Этот самолет Юнкерса стал синонимом слова Штука - от Sturzkampfflugzeug - обозначения всех пикирующих бомбардировщиков и вызвал жаркие споры в составе высшего командования Люфтваффе. После польской и французской кампаний самолет стал почти легендой, и его сторонники создали вокруг него ореол превосходного и непревзойденного оружия.
Содержание
Юнкерс Ju 87 "Штука"
Берта, Цезарь
B2, Рудольф, Дора, Густав
Боевые действия

Юнкерc Ju 87В - "Берта"

Ju 87А-2 еще только начал сходить со сборочных линий, когда родился новый двигатель Jumo 211 (увеличенный Jumo 210). И хотя он был на 30 см длиннее и почти на 200 кг тяжелее предшественника, но давал больше мощности на 350 л.с. Уже в процессе производства новых самолетов мотор Jumo 211 Аа выдававший 1000 л.с. был заменен более мощным Jumo 211Da (1140 л.с.). Используя фюзеляжи серийных "Антонов" выпустили несколько опытных самолетов, один из которых стал образцом для предсерийных Ju 87В-0. Конструкторы продолжили их доработку и в октябре 1938 года из ворот завода "Везер" в Темпельгофе выкатилась первая серийная "Берта" -Ju 87В-1, машина, которая действительно была пригодна для боевых действий.

Внешний вид бомбардировщика заметно изменился. Носовая часть самолета из-за увеличившихся размеров двигателя стала длиннее. Два маслорадиатора объединили в один и поставили сверху двигателя. Гликолевый радиатор увеличили в размерах и закрыли полукольцевым обтекателем с большим подвижным клапаном на выходе. Воздухозаборник двигателя перенесли на правую сторону капота. Фюзеляж самолета также претерпел изменения. Появился новый фонарь кабины. Откидывающиеся части остекления заменили сдвижными. Увеличился киль, а "штаны" обтекателей шасси с подкосами заменили на свободнонесущие "элегантные брюки".

Самолет оснастили специальным полуавтоматом, помогающим вывести самолет из пикирования. Подлетая к цели, летчик выставлял на нем высоту сброса бомбы и начинал пикировать. В наушниках пилота звучал сигнал, который прекращался после достижения самолетом заданной высоты. В этот момент пилот должен был сбросить бомбу. Автомат сам переставлял триммеры руля высота и менял шаг винта, облегчая, таким образом, летчику выход из пике. Скорость выросла на 60 км/ч, улучшалась маневренность, управление стало проще. Расширилась номенклатура вооружения, так как более мощная силовая установка позволила поднимать 500-кг бомбу с полным экипажем на борту, а в качестве варианта самолет мог нести одну 250-кг бомбу на качалке и четыре 50-кг на держателях ETC 50/VIII под консолями крыла. Устаревший к этому времени прицел заменили новым Revi С-12, а на боковом стекле сдвижной части фонаря пилотской кабины нанесли схему углов пикирования. Радист получил новую линзовую установку для пулемета, с увеличенными углами обстрела.

На Ju 87В-1 немецкие конструкторы применили нечто из арсенала психологической войны. На обтекателях стоек шасси были установлены сирены - "иерихонские трубы", приводившиеся в действие небольшими пропеллерами, которые вращались от набегавшего потока воздуха. Электропривод подключал сирены к генератору звука и в результате раздавался терзающий душу вой. Самолеты производили сразу на трех заводах и к концу производства этой модификации, общее количество выпущенных составило 803 экземпляра.

Легион "Кондор", Испания

Было принято решение об испытаниях самолета в боевой обстановке. В начале зимы 1937 года в 1/StG 162 "Иммельман" (1-й авиагруппе 162-го гешвадера - эскадры пикирующих бомбардировщиков) срочно сформировали опытное звено из трех машин и отправили его в Испанию в состав легиона "Кондор". Уже в феврале 1938 года тройка Ju 87 А-1 ведомая лейтенантом Г.Хаасом вылетела на первое боевое задание - бомбежку моста под Теруэлем. Вместе с войсками генерала Франко они прорывались к Средиземному морю, бомбили позиции республиканцев на реке Эбро и на Каталонском фронте.

Осенью 1938 года на Пиренеи отправили очередную партию "юнкерсов". На этот раз пятерку новейших Ju 87В-1. Они принимаои участие в разгроме Каталонского фронта. Немцы регулярно бомбили Барселону.

В Испании Ju 87 ничем особенно себя не проявили, машин было слишком мало, а их присутствие в стране немцы окружили плотной завесой секретности.

В штабе легиона "Кондор" Ju 87 независимо от модификации получили бортовой код 29, далее шел опознавательный знак франкистских ВВС, а затем индивидуальный номер самолета. "Антоны" летали в раннем камуфляже люфтваффе, "Берты" были окрашены по новому стандарту.

Юнкерc Ju 87С - "Цезарь"

8 декабря 1938 года немецкие корабелы спустили на воду первый из двух заложенных на верфях авианосцев -"Граф Цеппелин". Вторым должен был стать "Петер Штрассер". На авианосцах запланировали разместить по два отряда самолетов: пикировщики Ju 87 и истребители Bf 109Т.

На фирме "Юнкерc" немедленно начали разработку проекта палубного Ju 87С и вскоре (летом 1939 года) предсерийный "Цезарь" покинул завод в Темпельгофе. Модификация С-0 была создана на основе Ju 87В-1, который немного доработали. Самолет получил посадочный так и необходимый крепеж для запуска с катапульты, а также складывающиеся назад консоли крыла (делалось это вручную), размах которого был уменьшен до 13,19 м. Стойки шасси оснастили системой пироболтов, которые отстреливали шасси вместе с обтекателями в случае аварийной посадки на воду. Небольшая партия С-0 участвовала в польской кампании.Учитывая палубное базирование самолета, конструкторы разместили в консолях крыла надувные емкости. Все самоле ты версии "С" снабдили особым устройством, позволяющим экстренно сливать топливо в течение одной минуты.

Ju 87A-1

Модель
Ju 87A-1
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
13,80
Площадь крыла, м2
31,90
Длина самолета, м
10,78
Высота самолета, м
3,89
Двигатель
Jumo 210D
Максимальная взлетная масса, кг
3400
Вес пустого
2300
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
320
Практический потолок, м
7000
Дальность полета, км
1000
Число пулеметов
2
Бомбовая нагрузка
500

Ju 87B-1

Модель
Ju 87B-1
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
13,80
Площадь крыла, м2
31,90
Длина самолета, м
11,10
Высота самолета, м
4,01
Двигатель
Jumo 211A-1
Максимальная взлетная масса, кг
4250
Вес пустого
2710
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
383
Практический потолок, м
8000
Дальность полета, км
790
Число пулеметов
3
Бомбовая нагрузка
700

Ju 87B-2

Модель
Ju 87B-2
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
13,80
Площадь крыла, м2
31,90
Длина самолета, м
11,10
Высота самолета, м
4,01
Двигатель
Jumo 211Da
Максимальная взлетная масса, кг
4250
Вес пустого
2750
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
380
Практический потолок, м
8000
Дальность полета, км
590
Число пулеметов
3
Бомбовая нагрузка
700

Ju 87C-2

Модель
Ju 87C-2
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
13,80
Площадь крыла, м2
31,90
Длина самолета, м
11,10
Высота самолета, м
3,77
Двигатель
Jumo 211Da
Максимальная взлетная масса, кг
4510
Вес пустого
2900
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
380
Практический потолок, м
8000
Дальность полета, км
1160
Число пулеметов
3
Бомбовая нагрузка
700

 

Операция Weiss, Польша, сентябрь 1939 года.

Преобладающая часть (в разных источниках указываются цифры от 304 до 348) подготовленных для вторжения в Польшу были модификацией Ju 87В-1 и лишь несколько машин Ju 87С. Но боеготовых самолетов насчитывалось чуть более двухсот. Все "юнкерсы" были сведены в девять авиагрупп, каждая из которых состояла из трех эскадрилий по 12 машин и штабного звена из 2 -4 самолетов. Гешвадер (эскадра или авиаполк) в свою очередь включал в себя три группы, но полностью укомплектованной Ju 87 был только StG 2. За одиннадцать минут до "часа икс" (наступление начиналось в 4:45 утра) пикировщики Ju 87В обрушили свои бомбы на караульное помещение расположенное рядом с железнодорожным мостом в Тчеве. Нужно было не дать польским саперам взорвать мост, чтобы позволить немецкому бронепоезду прорваться на восточный берег Вислы. Недостаток боевого опыта дал о себе знать - пилоты "Штук" так и не смогли попасть бомбами в караулку. Правда, взрывной волной повредило провода, ведущие к зарядам взрывчатки, но польские саперы сумели ликвидировать неисправность и взорвали одну из секций моста. Немецкий бронепоезд остался "на запасном пути".

К 6 часам утра боевые действия развернулись на территории Польши. Поляки на истребителе PZL Р.11с сбили Ju 87 из I/StG 1, а немцы на "Берте" в свою очередь подожгли Р.11. Все утро группы пикировщиков вместе с другими бомбардировщиками участвовали в массированных налетах на польские аэродромы.

По сравнению с Испанией принципы боевого применения Ju 87 изменились, их стали повсеместно использовать "на острие атак" пехоты и танков. Благодаря специально выделенным офицерам связи немцам удалось организовать плотное взаимодействие сухопутных войск и авиации. Бомбардировщики появлялись над полем боя по первому требованию и порой буквально прокладывали дорогу наземным частям. Поляки отбивались, как могли, например, на шестой день войны истребители сбили над Варшавой три Ju 87 и еще один над Колой. Всего же за время боевых действий немцы потеряли 31 самолет Ju 87: 11 от огня польских истребителей и 20 сбитых огнем с земли.

Отличились "Штуки" и как оружие деморализации и устрашения. Чтобы ускорить подписание капитуляции 25 сентября целых восемь групп пикировщиков бомбили Варшаву. На столицу Польши было сброшено 500 т фугасных и более 70 т зажигательных бомб. Последний Ju 87 в польской кампании люфтваффе потеряли при бомбежке крепости Модлин 26 сентября. На следующий день германский "блицкриг" завершился. Польша капитулировала.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме