Юнкерс Ju 87 "Штука" - Огненная дуга
Hи один другой самолет периода Второй мировой войны не вызывал более широкой дискуссии и пробуждал столько противоречивых мнений, чем Ju-87 - неказистый, угловатый пикировщик - самый известный самолет Люфтваффе. Этот самолет Юнкерса стал синонимом слова Штука - от Sturzkampfflugzeug - обозначения всех пикирующих бомбардировщиков и вызвал жаркие споры в составе высшего командования Люфтваффе. После польской и французской кампаний самолет стал почти легендой, и его сторонники создали вокруг него ореол превосходного и непревзойденного оружия.
Содержание
Юнкерс Ju 87 "Штука"
Берта, Цезарь
B2, Рудольф, Дора, Густав
Боевые действия

Огненная дуга

На рассвете 5 июля 1943 года началась Курская битва. В воздухе сразу завязались ожесточенные схватки. Немецкая авиация группами до 100 -150 самолетов атаковала позиции советских войск. Немцы успешно использовали старые тактические приемы. Группы Bf 109 или Fw 190 вытесняли советские истребители из зоны патрулирования, a Ju 87 без помех бомбили свои цели. Учитывая высокую насыщенность района боевых действий танками, обе стороны применили свои технические новинки: немцы Ju 87G с 37-мм пушками, а русские Ил-2 с кассетными бомбами ПТАБ-2,5-1,5. В дальнейшем выяснилось, что советские штурмовики оказались гораздо эффективнее в борьбе с вражеской бронетехникой. Только при одной бомбежке немецкой 9-й танковой дивизии, несколько эскадрилий Ил-2 сожгли до 70 немецких танков. Потери же советских танков от огня пушечных Ju 87 были единичны.

12 июля в небе над Огненной дугой произошел уникальный случай, когда группа из 12 штурмовиков Ил-2 под командованием майора Мельникова наносила удар по вражеским позициям. На высоте их прикрывали четыре "Яка". Получив по радио предупреждение о подходе большой группы немецких бомбардировщиков, советские летчики разделились. И пока наши истребители разбиралисьс немецкими, штурмовики Ил-2 пошли в атаку на "юнкерсы". В итоге Ил-2 сбили восемь "лаптежников".

Надо отметить, что "завалить лапотника" не считалось у советских пилотов особенным событием, гораздо сложнее было сбить Не 111 или Fw 189. Из 5709 выпущенных самолетов Ju 87, более трех с половиной тысяч было потеряно в боях с Красной армией. Почти все советские летчики асы имеют на своем боевом счету не по одному сбитому Ju 87. У А. И. Покрышкина числится уничтоженными 23 "Штуки", у И.Н. Кожедуба - 18 штук, а у Н.Д.Гулаева -15 пикировщиков. Рекорд по количеству сбитых в одном бою Ju 87 установил 6 июля 1943 года заместитель командира эскадрильи 88 ГИАП Александр Горовец. Он уничтожил сразу девять немецких пикировщиков, но сам погиб в этом бою. Последний крупный успех во Второй мировой войне пришел к Ju 87 в начале октября 1943 года. При атаке кораблей Черноморского флота. Пилоты из StG 77 потопили лидер "Харьков" и два эсминца.

Ju 87G-2

Модель
Ju 87G-2
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
15,00
Площадь крыла, м2
33,68
Длина самолета, м
11,50
Высота самолета, м
3,88
Двигатель
Jumo 210J-1
Максимальная взлетная масса, кг
3400
Вес пустого
2300
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
380
Практический потолок, м
8000
Дальность полета, км
1000
Число пулеметов
нет данных
Бомбовая нагрузка
нет данных

Ju 87H-1

Модель
Ju 87H-1
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
15,00
Площадь крыла, м2
33,68
Длина самолета, м
11,50
Высота самолета, м
3,88
Двигатель
Jumo 210J-1
Максимальная взлетная масса, кг
4250
Вес пустого
2710
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
380
Практический потолок, м
8000
Дальность полета, км
790
Число пулеметов
нет данных
Бомбовая нагрузка
нет данных

Ju 87R-2

Модель
Ju 87R-2
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
13,80
Площадь крыла, м2
31,90
Длина самолета, м
11,50
Высота самолета, м
4,01
Двигатель
Jumo 211Da
Максимальная взлетная масса, кг
4250
Вес пустого
2750
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
410
Практический потолок, м
7285
Дальность полета, км
590
Число пулеметов
нет данных
Бомбовая нагрузка
нет данных

Ju 87D-5

Модель
Ju 87D-5
Экипаж,человек
2
Размах крыла, м
13,80
Площадь крыла, м2
31,90
Длина самолета, м
11,50
Высота самолета, м
3,88
Двигатель
Jumo 211J-1
Максимальная взлетная масса, кг
6580
Вес пустого
3940
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
400
Практический потолок, м
7500
Дальность полета, км
1530
Число пулеметов
3
Бомбовая нагрузка
1000

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Анатолий Демин. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87.
  • Сергей Цветков. "Штучка" в "штанах".
  • Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • К. Беккер. Военные дневники Люфтваффе.
  • Weal, John. Junkers Ju 87 Stukageschwader 1937-41.
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме