|
Юнкерс Ju 87 "Штука" - Огненная дуга
|
Hи один другой самолет периода Второй мировой войны не вызывал более широкой дискуссии и пробуждал столько противоречивых мнений, чем Ju-87 - неказистый, угловатый пикировщик - самый известный самолет Люфтваффе. Этот самолет Юнкерса стал синонимом слова Штука - от Sturzkampfflugzeug - обозначения всех пикирующих бомбардировщиков и вызвал жаркие споры в составе высшего командования Люфтваффе. После польской и французской кампаний самолет стал почти легендой, и его сторонники создали вокруг него ореол превосходного и непревзойденного оружия.
Огненная дуга
На рассвете 5 июля 1943 года началась Курская битва. В воздухе сразу завязались ожесточенные схватки. Немецкая авиация группами до 100 -150 самолетов атаковала позиции советских войск. Немцы успешно использовали старые тактические приемы. Группы Bf 109 или Fw 190 вытесняли советские истребители из зоны патрулирования, a Ju 87 без помех бомбили свои цели. Учитывая высокую насыщенность района боевых действий танками, обе стороны применили свои технические новинки: немцы Ju 87G с 37-мм пушками, а русские Ил-2 с кассетными бомбами ПТАБ-2,5-1,5. В дальнейшем выяснилось, что советские штурмовики оказались гораздо эффективнее в борьбе с вражеской бронетехникой. Только при одной бомбежке немецкой 9-й танковой дивизии, несколько эскадрилий Ил-2 сожгли до 70 немецких танков. Потери же советских танков от огня пушечных Ju 87 были единичны.
12 июля в небе над Огненной дугой произошел уникальный случай, когда группа из 12 штурмовиков Ил-2 под командованием майора Мельникова наносила удар по вражеским позициям. На высоте их прикрывали четыре "Яка". Получив по радио предупреждение о подходе большой группы немецких бомбардировщиков, советские летчики разделились. И пока наши истребители разбиралисьс немецкими, штурмовики Ил-2 пошли в атаку на "юнкерсы". В итоге Ил-2 сбили восемь "лаптежников".
Надо отметить, что "завалить лапотника" не считалось у советских пилотов особенным событием, гораздо сложнее было сбить Не 111 или Fw 189. Из 5709 выпущенных самолетов Ju 87, более трех с половиной тысяч было потеряно в боях с Красной армией. Почти все советские летчики асы имеют на своем боевом счету не по одному сбитому Ju 87. У А. И. Покрышкина числится уничтоженными 23 "Штуки", у И.Н. Кожедуба - 18 штук, а у Н.Д.Гулаева -15 пикировщиков. Рекорд по количеству сбитых в одном бою Ju 87 установил 6 июля 1943 года заместитель командира эскадрильи 88 ГИАП Александр Горовец. Он уничтожил сразу девять немецких пикировщиков, но сам погиб в этом бою. Последний крупный успех во Второй мировой войне пришел к Ju 87 в начале октября 1943 года. При атаке кораблей Черноморского флота. Пилоты из StG 77 потопили лидер "Харьков" и два эсминца.
Модель
|
Ju 87G-2
|
Экипаж,человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
15,00
|
Площадь крыла, м2
|
33,68
|
Длина самолета, м
|
11,50
|
Высота самолета, м
|
3,88
|
Двигатель
|
Jumo 210J-1
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
3400
|
Вес пустого
|
2300
|
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
|
380
|
Практический потолок, м
|
8000
|
Дальность полета, км
|
1000
|
Число пулеметов
|
нет данных
|
Бомбовая нагрузка
|
нет данных
|
Модель
|
Ju 87H-1
|
Экипаж,человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
15,00
|
Площадь крыла, м2
|
33,68
|
Длина самолета, м
|
11,50
|
Высота самолета, м
|
3,88
|
Двигатель
|
Jumo 210J-1
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
4250
|
Вес пустого
|
2710
|
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
|
380
|
Практический потолок, м
|
8000
|
Дальность полета, км
|
790
|
Число пулеметов
|
нет данных
|
Бомбовая нагрузка
|
нет данных
|
Модель
|
Ju 87R-2
|
Экипаж,человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
13,80
|
Площадь крыла, м2
|
31,90
|
Длина самолета, м
|
11,50
|
Высота самолета, м
|
4,01
|
Двигатель
|
Jumo 211Da
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
4250
|
Вес пустого
|
2750
|
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
|
410
|
Практический потолок, м
|
7285
|
Дальность полета, км
|
590
|
Число пулеметов
|
нет данных
|
Бомбовая нагрузка
|
нет данных
|
Модель
|
Ju 87D-5
|
Экипаж,человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
13,80
|
Площадь крыла, м2
|
31,90
|
Длина самолета, м
|
11,50
|
Высота самолета, м
|
3,88
|
Двигатель
|
Jumo 211J-1
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
6580
|
Вес пустого
|
3940
|
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч
|
400
|
Практический потолок, м
|
7500
|
Дальность полета, км
|
1530
|
Число пулеметов
|
3
|
Бомбовая нагрузка
|
1000
|
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Анатолий Демин. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87.
- Сергей Цветков. "Штучка" в "штанах".
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- К. Беккер. Военные дневники Люфтваффе.
- Weal, John. Junkers Ju 87 Stukageschwader 1937-41.
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|