Самолет Хейнкель Не 111 - Конструкция и камуфляж
Немецкий Не 111 изначально проектировался для использования и как бомбардировщик, и как пассажирский самолет. Принятая в 1932 году концепция, послужила созданию таких самолетов люфтваффе, как, например, Do 17, Ju 86 и Не 111. Первый прототип изготовили в феврале 1935 года, а полеты подтвердили, что получился самолет с хорошими летными данными.
Содержание
Самолет Хейнкель Не 111
Прототипы и модификации
Конструкция и камуфляж

Описание конструкции Не 111Н/Р

Фюзеляж.
Фюзеляж-цельнометаллический полумонокок, состоящий из 27 шпангоутов и 4 стрингеров, с обшивкой из дюралевых листов на заклепках с потайными головками. В передней части практически полностью остекленной секции находилась кабина летчика и штурмана-бомбардира. За кабиной экипажа располагался грузовой отсек с вертикальными кассетными бомбодержателями ESAC 250/IX, установленными у левой и правой стенок фюзеляжа с индивидуальными створками в нижней части. Между грузовыми отсеками был проход, соединяющий носовую кабину и отсек, в котором располагались стрелковые установки. Верхняя стрелковая установка закрывалась сдвижным прозрачным фонарем. В нижней установке, так называемой "ванне" имелся люк, через который экипаж попадал в самолет. Третий стрелок обслуживал боковые стрелковые установки - шкворневые пулеметы в иллюминаторах с левого и правого борта. В хвостовой секции фюзеляжа располагалась ниша хвостового колеса. Фюзеляж заканчивался съемным конусообразным дюралевым обтекателем, который мог заменяться на дополнительную стрелковую установку или буксировочное устройство для транспортно-десантных планеров.

Крыло.
Крыло-цельнометаллической конструкции состояло из 3-х частей: центроплана и двух трапецевидных в плане консолей с закругленными законцовками. К главному лонжерону в центроплане крепились стальные моторамы и стойки основного шасси. Элероны металлической конструкции имели полотняную обшивку. Посадочные щитки (максимальный угол отклонения 15е), как и крыло в целом обшивались дюралевыми листами на заклепках. На левой консоли были установлены трубка Пито и посадочная фара.

Хвостовое оперение.
Хвостовое оперение, эллиптическое в плане, металлической конструкции с дюралевой обшивкой. Угол установки стабилизатора можно было изменять на земле (три фиксированные положения: - 4,5 градусов, - 1,5 градуса и 0 градусов). Руль направления имел весовую компенсацию, руль высоты - аэродинамическую и весовую.

Шасси.
Шасси самолета-двухстоечное с хвостовой опорой. Колеса основных опор (1100x375) полностью убирались в ниши в мотогондолах и закрывались щитками. Убираемое хвостовое колесо (465x165) крепилось на самоориентирующейся вилке с фиксацией в нейтральном положении.

Винтомоторная группа.
Винтомоторная группа состояла из двух двигателей DB 601 (для модификации Р) или Jumo 217/213 (для модификации Н) с винтами изменяемого шага VDM или Junkers-Hamilton НРС, диаметром 3,4 м.

Топливная система.
Топливная система состояла из двух баков емкость по 700 л, в центроплане и двух баков по 1025 л в консолях. На отдельных модификациях в левом грузовом отсеке устанавливался дополнительный бак на 837 л (вместо бомбодержателя). Практически на всех модификациях Р и Н имелась возможность использования подвесных топливных баков.

Вооружение.
Первоначально оборонительное вооружение состояло из 3-х пулеметов MG15 калибра 7,9мм. В дальнейшем их заменили на пулеметы MG 17, MG 81 и MG 81Z (спаренный) того же калибра, на MG 131 калибра 13мм и пушку MG FF калибра 20мм. Количество стволов также увеличивалось (9 - на поздних версиях). Бомбовое вооружение на внутренней подвеске-до 2000кг, на наружной - до 3000кг.

Камуфляжная окраска самолетов Не 111Р/Н

До середины 1937 года все самолеты Люфтваффе, в том числе и Не 111, окрашивались полностью в серый цвет (RLM 02). С июля 1937 года на боевых самолетах Германии стала появляться камуфляжная окраска. На Не 111 она состояла из пятен коричневого (RLM 61), темно-зеленого (RLM 62) и серо-зеленого (RLM 63) цветов. Нижние поверхности окрашивались в светло-голубой цвет (RLM 65).

В 1939 году на самолетах Не 111Р появился экспериментальный камуфляж, состоявший из пятен темно-зеленого, коричневого и песочного (иногда хаки) цветов. Однако он не прижился, и большая часть самолетов серии Р и Н несли двухцветный камуфляж из темно-зеленого и черно-зеленого цветов (RLM 71 и RLM 70 соответственно). Нередко в полевых условиях такой камуфляж дополнялся пятнами серого или песочного цветов (характерно для Восточного фронта), или же пятнами черного цвета (битва за Англию). Светло-голубой цвет нижних поверхностей нередко заменялся на черный (Восточный фронт, Англия, средиземноморский ТВД). Нередко встречались и полностью черные машины. В зимний период поверхности самолета окрашивались белой легко смываемой краской. Под влиянием погодных условий (в начале зимы и в весенний период) белая краска облезала и самолеты выглядели весьма пестро. Самолеты действовавшие на африканском континенте несли "пустынную" окраску: верхние и боковые поверхности - песочного цвета (RLM 79), нижние - голубые (RLM 78).

Помимо цветов менялись размеры, форма и характер нанесения цветовых пятен. Поначалу это был рубленный камуфляж с четкими прямолинейными границами цветов (преобладали острые углы) - так называемый деформирующий камуфляж. Позднее форма пятен изменилась, стали преобладать тупые углы в образующих. Стали уменьшаться и размеры цветовых полей. Границы между ними стали не такими четкими. Линия раздела цветов RLM 70/71 и RLM 65 поднялась до верхней поверхности фюзеляжа, а на светло-голубые боковые поверхности наносились мелкие и размытые пятна темно-зеленого, черно-зеленого и серого цветов (характерно для Не 111Н-22 и Не 111Z). В 1939-1945 гг. на Не 111 наносились кресты (на фюзеляж и крыло, сверху и снизу), свастики (на киль с обеих сторон), а так-же бортовой код, состоящий из букв и цифр. Например, 1Н+ВР, где 1Н означало принадлежность к данному соединению (в частности к KG 26), В - обозначение данной машины в эскадрилье и обозначение самой эскадрильи - Р. Обычно код наносился черной краской, а индивидуальное обозначение - цветом закрепленным заданной эскадрой, либо все - тонкой белой обводкой. На самолеты также наносились знаки быстрой идентификации. На Восточном фронте это были желтые законцовки крыла, полоса на фюзеляже и нижние поверхности капотов двигателей.

Тактико-технические характеристики

Модификации
He 111В-2
He 111Е-3
He 111F-4
He 111J-1
Не 111Н-6
He 111H-21
Размах (м)
22,61
22,61
22,50
22,50
22,50
22,50
Длина (м)
17,51
17,51
17,51
17,51
16,40
16,40
Высота (м)
4,20
4,20
4,20
4,20
4,00
4,00
Вес (кг) собственный
5800
6140
6200
6120
6800
7050

Вес (кг) взлетный

8600
10500
10600
10550
13200
14000
Двигатель
2х DB 600CG
2xJumo
2 11А- 1
2хJumo
211А-3
2х DB 600Ga
2xJumo
213F- 1
2xJumo
213Е-1
мощностью (л.с.)
950
1075
1100
1050
1300
1750
Скорость
(км/ч) макс, (на высоте, м)
370
(4000)
420
(5000)
430
(5000)
415
(5000)
430
(6000)
480
(7000)
крейсерская
344
380
385
370
390
410
Потолок (м)
7000
8000
8000
7000
8500
10000
Дальность (км)
1065
1065
1820
1820
2060
2060
Вооружение
стрелково-пушечное
3x7,9мм
3x7,9мм
3x7,9мм
3x7,9мм
6x7,9мм +1х20мм + 3х13мм
4x7,79мм +1х20мм
бомбовое кг
1500
2000
2000
2000
2000
3000

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Владимир Котельников. "Хенкаль" He 111 - Бомбардировщик блицкрига.
  • Стальные крылья. He-111.
  • Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • Крылья Родины. Сергей Колов. Классический "Хейнкель".
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме