Самолет Хейнкель Не 111 - Конструкция и камуфляж
|
Описание конструкции Не 111Н/Р
Фюзеляж.
Фюзеляж-цельнометаллический полумонокок, состоящий из 27 шпангоутов и 4 стрингеров, с обшивкой из дюралевых листов на заклепках с потайными головками. В передней части практически полностью остекленной секции находилась кабина летчика и штурмана-бомбардира. За кабиной экипажа располагался грузовой отсек с вертикальными кассетными бомбодержателями ESAC 250/IX, установленными у левой и правой стенок фюзеляжа с индивидуальными створками в нижней части. Между грузовыми отсеками был проход, соединяющий носовую кабину и отсек, в котором располагались стрелковые установки. Верхняя стрелковая установка закрывалась сдвижным прозрачным фонарем. В нижней установке, так называемой "ванне" имелся люк, через который экипаж попадал в самолет. Третий стрелок обслуживал боковые стрелковые установки - шкворневые пулеметы в иллюминаторах с левого и правого борта. В хвостовой секции фюзеляжа располагалась ниша хвостового колеса. Фюзеляж заканчивался съемным конусообразным дюралевым обтекателем, который мог заменяться на дополнительную стрелковую установку или буксировочное устройство для транспортно-десантных планеров.
Крыло.
Крыло-цельнометаллической конструкции состояло из 3-х частей: центроплана и двух трапецевидных в плане консолей с закругленными законцовками. К главному лонжерону в центроплане крепились стальные моторамы и стойки основного шасси. Элероны металлической конструкции имели полотняную обшивку. Посадочные щитки (максимальный угол отклонения 15е), как и крыло в целом обшивались дюралевыми листами на заклепках. На левой консоли были установлены трубка Пито и посадочная фара.
Хвостовое оперение.
Хвостовое оперение, эллиптическое в плане, металлической конструкции с дюралевой обшивкой. Угол установки стабилизатора можно было изменять на земле (три фиксированные положения: - 4,5 градусов, - 1,5 градуса и 0 градусов). Руль направления имел весовую компенсацию, руль высоты - аэродинамическую и весовую.
Шасси.
Шасси самолета-двухстоечное с хвостовой опорой. Колеса основных опор (1100x375) полностью убирались в ниши в мотогондолах и закрывались щитками. Убираемое хвостовое колесо (465x165) крепилось на самоориентирующейся вилке с фиксацией в нейтральном положении.
Винтомоторная группа.
Винтомоторная группа состояла из двух двигателей DB 601 (для модификации Р) или Jumo 217/213 (для модификации Н) с винтами изменяемого шага VDM или Junkers-Hamilton НРС, диаметром 3,4 м.
Топливная система.
Топливная система состояла из двух баков емкость по 700 л, в центроплане и двух баков по 1025 л в консолях. На отдельных модификациях в левом грузовом отсеке устанавливался дополнительный бак на 837 л (вместо бомбодержателя). Практически на всех модификациях Р и Н имелась возможность использования подвесных топливных баков.
Вооружение.
Первоначально оборонительное вооружение состояло из 3-х пулеметов MG15 калибра 7,9мм. В дальнейшем их заменили на пулеметы MG 17, MG 81 и MG 81Z (спаренный) того же калибра, на MG 131 калибра 13мм и пушку MG FF калибра 20мм. Количество стволов также увеличивалось (9 - на поздних версиях). Бомбовое вооружение на внутренней подвеске-до 2000кг, на наружной - до 3000кг.
Камуфляжная окраска самолетов Не 111Р/Н
До середины 1937 года все самолеты Люфтваффе, в том числе и Не 111, окрашивались полностью в серый цвет (RLM 02). С июля 1937 года на боевых самолетах Германии стала появляться камуфляжная окраска. На Не 111 она состояла из пятен коричневого (RLM 61), темно-зеленого (RLM 62) и серо-зеленого (RLM 63) цветов. Нижние поверхности окрашивались в светло-голубой цвет (RLM 65).
В 1939 году на самолетах Не 111Р появился экспериментальный камуфляж, состоявший из пятен темно-зеленого, коричневого и песочного (иногда хаки) цветов. Однако он не прижился, и большая часть самолетов серии Р и Н несли двухцветный камуфляж из темно-зеленого и черно-зеленого цветов (RLM 71 и RLM 70 соответственно). Нередко в полевых условиях такой камуфляж дополнялся пятнами серого или песочного цветов (характерно для Восточного фронта), или же пятнами черного цвета (битва за Англию). Светло-голубой цвет нижних поверхностей нередко заменялся на черный (Восточный фронт, Англия, средиземноморский ТВД). Нередко встречались и полностью черные машины. В зимний период поверхности самолета окрашивались белой легко смываемой краской. Под влиянием погодных условий (в начале зимы и в весенний период) белая краска облезала и самолеты выглядели весьма пестро. Самолеты действовавшие на африканском континенте несли "пустынную" окраску: верхние и боковые поверхности - песочного цвета (RLM 79), нижние - голубые (RLM 78).
Помимо цветов менялись размеры, форма и характер нанесения цветовых пятен. Поначалу это был рубленный камуфляж с четкими прямолинейными границами цветов (преобладали острые углы) - так называемый деформирующий камуфляж. Позднее форма пятен изменилась, стали преобладать тупые углы в образующих. Стали уменьшаться и размеры цветовых полей. Границы между ними стали не такими четкими. Линия раздела цветов RLM 70/71 и RLM 65 поднялась до верхней поверхности фюзеляжа, а на светло-голубые боковые поверхности наносились мелкие и размытые пятна темно-зеленого, черно-зеленого и серого цветов (характерно для Не 111Н-22 и Не 111Z). В 1939-1945 гг. на Не 111 наносились кресты (на фюзеляж и крыло, сверху и снизу), свастики (на киль с обеих сторон), а так-же бортовой код, состоящий из букв и цифр. Например, 1Н+ВР, где 1Н означало принадлежность к данному соединению (в частности к KG 26), В - обозначение данной машины в эскадрилье и обозначение самой эскадрильи - Р. Обычно код наносился черной краской, а индивидуальное обозначение - цветом закрепленным заданной эскадрой, либо все - тонкой белой обводкой. На самолеты также наносились знаки быстрой идентификации. На Восточном фронте это были желтые законцовки крыла, полоса на фюзеляже и нижние поверхности капотов двигателей.
Тактико-технические характеристики
Модификации |
He 111В-2
|
He 111Е-3
|
He 111F-4
|
He 111J-1
|
Не 111Н-6
|
He 111H-21
|
Размах (м) |
22,61
|
22,61
|
22,50
|
22,50
|
22,50
|
22,50
|
Длина (м) |
17,51
|
17,51
|
17,51
|
17,51
|
16,40
|
16,40
|
Высота (м) |
4,20
|
4,20
|
4,20
|
4,20
|
4,00
|
4,00
|
Вес (кг) собственный |
5800
|
6140
|
6200
|
6120
|
6800
|
7050
|
Вес (кг) взлетный
|
8600
|
10500
|
10600
|
10550
|
13200
|
14000
|
Двигатель |
2х DB 600CG
|
2xJumo 2 11А- 1
|
2хJumo 211А-3
|
2х DB 600Ga
|
2xJumo 213F- 1
|
2xJumo 213Е-1
|
мощностью (л.с.) |
950
|
1075
|
1100
|
1050
|
1300
|
1750
|
Скорость
|
(км/ч) макс, (на высоте, м) |
370 (4000)
|
420 (5000)
|
430 (5000)
|
415 (5000)
|
430 (6000)
|
480 (7000)
|
крейсерская |
344
|
380
|
385
|
370
|
390
|
410
|
Потолок (м) |
7000
|
8000
|
8000
|
7000
|
8500
|
10000
|
Дальность (км) |
1065
|
1065
|
1820
|
1820
|
2060
|
2060
|
Вооружение
|
стрелково-пушечное |
3x7,9мм
|
3x7,9мм
|
3x7,9мм
|
3x7,9мм
|
6x7,9мм +1х20мм + 3х13мм
|
4x7,79мм +1х20мм
|
бомбовое кг |
1500
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
3000
|
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Владимир Котельников. "Хенкаль" He 111 - Бомбардировщик блицкрига.
- Стальные крылья. He-111.
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- Крылья Родины. Сергей Колов. Классический "Хейнкель".
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.