Конструкторскому бюро ОАО "Туполев" исполняется 90 лет
pro-samolet.ru   
В конце октября 2012 Конструкторскому бюро Туполева исполняется 90 лет. КБ Туполева имеет богатейшую историю, ведь за годы работы создано различные типы летательных аппаратов, выпущено тысячи самолетов. Тяжелая боевая авиация представлена бомбардировщиками от ТБ-1 до всемирно известных Ту-160.

22 октября 2012 года Авиационному Конструкторскому Бюро Туполева исполнится 90 лет

Конструкторское бюроКБ Туполев - авиационное конструкторское бюро, входящее в состав ОАО "Туполев", созданного в 1999 году. В стенах КБ Туполева за 90 лет работы разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Были реализованы в металле около 100 проектов, в серийном производстве находились более пятидесяти. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов. ОАО "Туполев" занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием летной годности авиатехники.

В наше время основными направлениями деятельности компании являются сертификация и продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации - ПАК ДА.

А.Туполев22 октября 2012 года исполнится 90 лет авиационнму конструкторскому бюро, которое было создано и, которое долгие годы возглавлял выдающийся авиаконструктор 20-го века Андрей Николаевич Туполев. Результатом органического воплощения и продолжения передовых тенденций, существовавших в начале 20-го века, и явилось создание, развитие и многолетняя работа КБ Туполева. Создание самолетов военного и гражданского назначения было и остается основным направлением деятельности Конструкторского Бюро. Кроме того, КБ создавало самолеты-истребители, гидросамолеты-летающие лодки, аэросани, торпедные катера. Всего за годы жизни КБ в небо поднялось около 19000 самолетов "Ту".

Эволюция отечественной тяжелой боевой авиации: от ТБ-1 до Ту-160

"Илья Муромец"В начале 20-го века в России была создана тяжелая боевая авиация, достигнув в своем развитии выдающихся результатов, ведь был пройден путь от первых четырехмоторных самолетов "Илья Муромец" И. И. Сикорского до современных тяжелых сверхзвуковых межконтинентальных ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160.

В 1925 году был создан ТБ-1 (АНТ-4) - цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двумя двигателями, установленными на крыле. Жесткость и высокую весовую отдачу конструкции обеспечила гофрированная обшивка из дуралюмина. После чего, был построен четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) в 1930 году. Прототипами всех многомоторных самолетов монопланной схемы и явились самолеты ТБ-1 и ТБ-3. В целом было построено 218 самолетов (вместе с опытными) ТБ-1 и 820 - ТБ-3.

Самолет

Первым советским бомбардировщиком с гладкой обшивкой стал, созданный в 1934 году, скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), который был основным, самым массовым (выпущено около 7000 самолетов) фронтовым бомбардировщиком периода перед второй мировой войной. Новый тяжелый самолет ТБ-7 (АНТ-42), воплотивший в себе достижения отечественной науки и техники, был создан в 1936 году; он стал, наряду бомбардировщиком В-17 США, первой четырехмоторной высотной "летающей крепостью" дальнего действия. Для самолетов-истребителей того времени самолет ТБ-7 был недосягаем. К сожалению, освоение самолета ТБ-7 совпало с проведением репрессий, реорганизацией и сменой руководства в авиапромышленности. Но несмотря ни на что, на Казанском авиационном заводе было развернуто серийное производство и выпущено 93 самолетов ТБ-7, который поступил в ВВС перед самой войной, и уже в 1941 эти самолеты нанесли Германии первые бомбовые удары. Самолеты ТБ-7 с успехом применялись во время всей Великой Отечественной войны.

Один из лучших фронтовых бомбардировщиков второй мировой войны стал самолет Ту-2, который был создан под руководством А.Н. Туполева накануне войны. В суровых условиях удалось развернуть серийное производство самолета. На заключительном этапе войны с фашистской Германией и при разгроме Японии активно применялись соединения Ту-2. В общей сложности в период до 1952 года было создано более 2500 самолетов Ту-2, которые применялись в качестве бомбардировщиков, разведчиков и торпедоносцев.

Ту-2

На серийном Ту-4 и опытном самолете Ту-80 продолжалось дальнейшее развитие технологии и конструкции тяжелых боевых самолетов. Переход тяжелого отечественного самолетостроения на современную техническую основу обеспечило создание самолета Ту-4 на базе бомбардировщика В-29. В кратчайшие сроки удалось ликвидировать отставание, которое было вызвано войной и ее последствиями. Было построено более 1200 самолетов Ту-4, использовавшихся почти 10 лет, после чего их сменили реактивные машины. В конце первой послевоенной пятилетки был создан стратегический самолет Ту-85 - это был следующий большой шаг в тяжелом самолетостроении. Ту-85 стал последним тяжелым бомбардировщиком отечественного производства с поршневыми двигателями и обладал межконтинентальным радиусом действия.

Прототип самолета

Программа летно-конструкторских работ на экспериментальных и опытных реактивных самолетах Ту-77, Ту-73 и Ту-82 была уже реализована к тому времени. Прошли испытания турбореактивные двигатели, стреловидные крылья, герметические кабины, оборудование и системы. Все это послужило основой для создания нового поколения боевых и гражданских реактивных самолетов. Обеспечение национальной безопасности после войны вызвало создание двух типов тяжелых бомбардировщиков - дальних и стратегических (сверхдальних). Два типа тяжелых бомбардировщиков определили разделение боевых задач:

  • дальние бомбардировщикам работают в прилегающих регионах и на морских театрах военных действий;
  • стратегическим бомбардировщикам отводится основная роль на других континентах и в дальней океанской зоне, при действии в удаленных регионах.

То есть, после Ту-4 и Ту-80 сложились следующие линии развития тяжелых бомбардировщиков:

  • дальние: Ту-16 ("88"), Ту-22 ("ЮЗА") и Ту-22М ("145");
  • стратегические: Ту-85, Ту-95, Ту-95МС и Ту-160.

Ту-160

Тяжелый реактивный самолет Ту-16 ("88") совершил первый полет 27 апреля 1952 года. Дальний реактивный бомбардировщик Ту-16 со стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями АМ-3 имел оригинальную аэродинамическую компоновку и конструктивно-силовую схему, которую высоко оценили авиационными специалистами. Параллельно с созданием Ту-16 шла разработка тяжелого стратегического самолета Ту-95, с использованием опыта работы по межконтинентальному бомбардировщику Ту-85. Новый стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 со стреловидным крылом и четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями поднялся в небо 11 ноября 1952 года. Аналогов в мировом самолетостроении самолет Ту-95 не имеет до сих пор. Всего было построено около 300 самолетов Ту-95 в различных вариантах.

Спойлер: Самолеты Ту-160 и Ту-95МС

Сегодня стратегический авиационный комплекс Ту-160 является самым мощным в мире. Разработка самолета началась в 1969-1970 гг. Опытный самолет Ту-160 совершил первый полет 18 декабря 1981 года. Серийно выпускался ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова". Первый самолет поступил в Дальнюю авиацию в 1987 году. Принят на вооружение в 2005 году. К конструктивным особенностям Ту-160 можно отнести интегральную схему аэродинамической компоновки, применение крыла изменяемой стреловидности, что дает возможность менять аэродинамическую конфигурацию самолета в зависимости от требуемого режима полета. Четыре мощных ТРДДФ типа НК-32 в сочетании с прекрасными аэродинамическими характеристиками обеспечивают высокие летные данные самолета. Максимальная скорость на высоте превышает М=2, дальность полета обеспечивает глобальность применения комплекса. Основное вооружение - 12 крылатых ракет большой дальности полета. Максимальная масса боевой нагрузки - 45 тонн, при максимальной взлетной массе - 275 тонн. Экипаж - четыре человека.

Стратегический авиационный комплекс Ту-95МС ведет свою родословную от стратегического бомбардировщика Ту-95. Прототип Ту-95 поднялся впервые в воздух 11 ноября 1952 года. Самолет прошел шестидесятилетний путь своего развития и совершенствования. В 50-е годы в серийное производство и в эксплуатацию поступили бомбардировщики Ту-95 и Ту-95М, в 60-е годы КБ подготовило и передало в серию самолеты-разведчики Ту-95МР, самолеты-ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, а также для ВМФ самолет разведки и целеуказания Ту-95РЦ. В 1970-1980 годы была осуществлена программа модернизации серийных самолетов-ракетоносцев.

Огромный опыт проектирования и эксплуатации самолетов семейства Ту-95 позволил КБ в 70-е годы приступить к проектированию стратегического самолета-ракетоносца Ту-95МС, вооруженного крылатыми ракетами большой дальности. Первый опытный самолет Ту-95МС совершил первый полет 14 сентября 1979 года. В 1982 году новый комплекс начал поступать на вооружение Дальней авиации. В 1983 году комплекс был принят на вооружение. В наше время на вооружении Дальней авиации РФ имеется насколько десятков самолетов Ту-95МС.

К конструктивным особенностям самолета Ту-95МС можно отнести наличие четырех мощных ТВД типа НК-12МП с соосными винтами, расположенных в гондолах на крыле стреловидностью 35 градусов. Вооружение - шесть крылатых ракет большой дальности полета. Оборонительное вооружение - две пушки типа ГШ-23. Экипаж - 7 человек. Максимальная масса боевой нагрузки 12-25 тонн. Максимальная взлетная масса - 185 тонн.



Спойлер: Самолеты Ту-160 и Ту-95МС

ТУ-95МС

В наши дни перед ОАО "Туполев" поставлены новые серьезные задачи - от создания перспективных авиационных комплексов боевой авиации нового поколения до создания комплексной системы послепродажного сервисного обслуживания, обеспечивающей эксплуатацию на протяжении всего жизненного цикла всех самолетов разработки КБ А.Н. Туполева. Многолетняя успешная работа КБ ОАО "Туполев", всемирно признанные успехи в создании новейших образцов авиационной техники позволяют коллективу ОАО "Туполев" уверенно смотреть в будущее, продолжая упорно работать над новыми проектами авиационной техники различного назначения.

Cпойлер: для справки

Генеральные конструкторы КБ "Туполев":

  • 1956-1973 - Андрей Николаевич Туполев
  • 1973-1992 - Алексей Андреевич Туполев
  • 2001-2011 - Игорь Сергеевич Шевчук

Руководители:

  • 1922-1973 - Андрей Николаевич Туполев
  • 1973-1992 - Алексей Андреевич Туполев (Генеральный конструктор)
  • 1992-1992 - Валентин Тихонович Климов (Генеральный директор АООТ "АНТК им. А.Н.Туполева")
  • 1992-1997 - Валентин Тихонович Климов (Генеральный директор ОАО "АНТК им. А.Н.Туполева")
  • 1998-1999 - Василий Егорович Александров (Генеральный директор ОАО "АНТК им. А.Н.Туполева")
  • 1999-2001 - Александр Петрович Поляков (Президент ОАО "Туполев")
  • 2001-2009 - Игорь Сергеевич Шевчук (Президент - Генеральный конструктор ОАО "Туполев")
  • с 2009 - Александр Петрович Бобрышев (Президент ОАО "Туполев").

Филиалы:

  • Жуковская летно-испытательная и доводочная база ОАО "Туполев" (ЖЛИиДБ)
  • Ульяновский филиал конструкторского бюро ОАО "Туполев" (УФКБ)
  • Казанский филиал конструкторского бюро ОАО "Туполев" (КФКБ)
  • Самарский филиал конструкторского бюро ОАО "Туполев" (СФКБ)
  • Таганрогское представительство ЦКБ ОАО "Туполев"


Cпойлер: для справки

Сайт ОАО "Туполев" - Сайт ОАО "Туполев"

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме