Каким быть новому дальнему бомбардировщику?
К 2025 году ВВС России должны принять на вооружение важную разработку, имеющую на данный момент аббревиатуру ПАК ДА - перспективный авиакомплекс дальней авиации. Пока в этом амплуа выступает крупнейший в мире сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160
pro-samolet.ru   

БомбардировщикиК 2025 году ВВС России должны принять на вооружение важную разработку, имеющую на данный момент аббревиатуру ПАК ДА - перспективный авиакомплекс дальней авиации. Пока в этом амплуа выступает крупнейший в мире сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Но, исходя из данных многих источников, некоторые характеристики старого самолета будут превосходить новый.

По словам командующего Дальней авиацией генерал-майора А. Жихарева, оборонно-промышленный комплексс получил от командования Дальней авиации РФ тактико-техническое задание на разработку перспективного стратегического бомбардировщика нового поколения, получившего условное название ПАК ДА.

"Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении Дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности", - сказал Анатолий Жихарев.

Ту-160

Финансирование разработки ведется в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года. По словам генерала аванпроект перспективного самолета будет представлен в 2012 году. Первый прототип создадут к 2020 году, а в 2025 году новый дальний бомбардировщик поступит на вооружение. Приблизительно в 2025-2030 годах завершится ресурс, стоящих на вооружении Дальней авиации бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95, т.е. и этим определяется срок поступления ПАК ДА на вооружение.

Программа разработки ПАК ДА - это ответ на американские проектные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации, начатые еще в 90-х годах 20-го века. Этот самолет должен заменить, используемые в настоящее время стратегические бомбардировщики В-52, В-1 и В-2, которые должны снять с вооружения в 2037 году. Последней программой его развития считается Next Generation Bomber (сокр. NGB). Вероятно, проектировать бомбардировщик будут до 2015 года. До 2020 года будет сделан выбор конкретного пректа бомбардировщика. В 2035 году начнется его серийное производство.

Интересно, что начав разработку в 90-х годах, американцы ждут реальных результатов работы не ранее 2035 года. Российский вариант – ПАК ДА – КБ "Туполева" ведет с 2008 года. Его принятие на вооружение планируется ориентировочно в 2025–2030-х годах.

Бомбардировщик

Новый бомбардировщик России

О новом российском бомбардировщике данных очень мало. Как сказал бывший начальник Вооружений Министерства обороны В. Поповкин - ПАК ДА должен быть средним арифметическим между бомбардировщиками России сверхзвуковым Ту-160 и турбовинтовым Ту-95.

"Если будет сверхзвуковой самолет, то он не заменит эти два самолета, если дозвуковой, то в чем-то теряем, зато этот самолет заменит сразу два самолета. Здесь ответов простых нет", – сказал относительно ПАК ДА Владимир Поповкин.

Такая неуверенность может быть объяснена тем, что сегодня до конца не решено:

  1. Каким именно должен быть перспективный бомбардировщик?
  2. Какие задачи (какого характера) предстоит ему решать?

Если вспомнить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла - Ту-160, разработка которого началась в 1981 году, а принятие на вооружение состоялось в 1987 году, то он строился, как средство поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Модификации Ту-160
  • Ту-160В (Ту-161) - проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом.
  • Ту-160 НК-74 - с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
    Ту-160М - носитель гиперзвуковых крылатых ракет Х-90, удлинённый вариант. Дальность ракет — до 3000 км, 2 ЯБЧ, с удалённостью между целями в 100 км.
  • Ту-160П - проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса "воздух - воздух" большой и средней дальности действия.
  • Ту-160ПП - самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • Ту-160К - эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса "Кречет". Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • Ту-160СК - самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы "Бурлак" массой 20 т.
    По своим характеристикам комплекс "Бурлак" должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя "Pegasus". Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов.
Модификации Ту-160

Имея высокую скорость, он мог достаточно быстро переместиться в любую точку мира и нанести удар по противнику. Бомбардировщик Ту-160 может подниматься в стратосферу, уходя от истребителей противника, прорывая противовоздушную оборону. В двух внутрифюзеляжных отсеках Ту-160 размещается боекомплект массой до 45 тонн:

  • стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц);
  • аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы).

Для поражения малоразмерных целей бомбардировщик может оснащаться корректируемыми авиационными бомбами калибром от 250 до 1500 кг. Все они были созданы под применение с ядерными боевыми частями.

ПАК ДА будет создаваться с оглядкой на США. Это позволит не только сэкономить средства, не повторяя чужих ошибок, но и сделать машину более современной.

Но требования, предъявляемые к бомбардировщику Ту-160 в настоящее время, значительно изменились. Было принято решение использовать самолет не только как средство ядерного сдерживания, но и как обычный бомбардировщик. И для противодействия террористам. Для этого самолет получил:

  • новый прицельный комплекс;
  • новые высокоточные крылатые ракеты большой дальности – Х-101 и Х-555.

Х-101 и Х-555

Х-101 имеет массу 2400 кг, боевая часть – 400 кг. Дальность полета – 5500 км. Летит по сложному профилю – постоянно меняя высоту и направление полета от 30 до 6000 метров над землей. Максимальная скорость – 270 метров в секунду делает ее практически неперехватываемой для средств ПВО-ПРО. Машина оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12–20 м.

Х-555 летит на дальность в 2,5 тысячи километров. На цель ее выводит спутниковая система навигации.

Х-101 и Х-555

Для Ту-160 разработаны и новые корректируемые авиабомбы КАБ-1500.

Самолет

Однако, экономически невыгодно использовать сверхзвуковой бомбардировщик для решиния "локальных" задач. На эту роль больше подошел бы дозвуковой самолет Ту-95, но эти бомбардировщики, несмотря на то, что прошли модернизацию и могут применять весь спектр высокоточного вооружения, но находятся в эксплуатации с 1956 года и в в перспективе должны быть сняты с вооружения.

Модификации самолета Ту-95
  • "95-1" - опытный образец с ТВД 2ТВ-2Ф (1952 год);
  • "95-2" - опытный образец с ТВД ТВ-12 (1955 год);
  • Ту-95 (изд. "В", Bear-A) - серийная модификация стратегического бомбардировщика с бомбовым вооружением, построенная на базе второго опытного самолёта "95/1" (1955 год);
  • Ту-95 заказ 244 - серийный Ту-95М с увеличенным запасом топлива;
  • Ту-95A (Bear-A) - стратегический бомбардировщик - носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа (1956 год);
  • Ту-95К (изделие "ВК", Bear-B) - бомбардировщик-носитель сверхзвуковых крылатых ракет Х-20, входящих в комплекс К-20 (1956 год);
  • Ту-95У - (изделие "ВУ") учебная модификация самолёта Ту-95 и Ту-95М;
  • Ту-95КУ - (изделие "ВКУ") учебная модификация самолёта Ту-95К, использовавшаяся для обучения экипажей применению комплекса К-20 с крылатыми ракетами Х-20 (1956 год);
  • Ту-96 - опытный образец высотного стратегического бомбардировщика; модификация Ту-95 с дополнительными высотными турбовинтовыми двигателями ТВ-16 и увеличенной площадью крыла. Заводские испытания самолёта проводились с невысотными двигателями ТВ-12 в 1955-1956 гг.
  • Ту-95Н - (заказ 236) самолёт-носитель стратегического подвесного бомбардировщика РС разработки КБ П.В.Цибина (1956 год);
  • Ту-116 - серийный бомбардировщик Ту-95, переоборудованный в дальний пассажирский самолёт, использовавшийся для литерных рейсов (1956 год);
  • Ту-95М - (изделие "ВМ") серийная модификация стратегического бомбардировщика с двигателями НК-12М, построено 19 машин (1957 год);
  • Ту-95М-5 - опытная машина - носитель КР КСР-5;
  •  Ту-95В - (заказ 242) переоборудованный серийный Ту-95, предназначенный для испытаний сверхмощной (50-100 Мт) термоядерной бомбы (1959 год);
  • Ту-95КД - (изд. "ВКД") модификация модели Ту-95К - бомбардировщика-носителя крылатых ракет Х-20 - дополнительно оборудованная системой дозаправки в воздухе (1961 год);
  • Ту-95РЦ (изделие "ВЦ", Bear-D) - разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ, построено 53 машины (1962 год);
  • Ту-95МР (излелие "ВР", Bear-E) - стратегический разведчик, построено 4 машины (1964 год);
  • Ту-95КМ (изделие "ВКМ", Bear-C) - модернизированный и перевооружённый на КР Х-20М вариант бомбардировщика Ту-95КД с обновлённым БРЭО (1968 год);
  • Ту-95К-22 (изделие "ВК-22") - модификация серийных Ту-95КМ в носители КР Х-22, ракетный комплекс К-95-22;
  • Ту-95МС (изделие "ВП-021", Ту-95МС6, Ту-95МС16, Bear-H) - самолёты-носители крылатых ракет Х-55 (1979 год и позже). Создан на базе Ту-142МК;
  • Ту-95МА - опытный образец для испытания перспективных ракет на базе Ту-95МС;
  • Ту-95М-55 - переделанный из Ту-95М-5 в летающую лабораторию по доводке комплекса Ту-95МС с ракетами Х-55.
  • Ту-95ЛАЛ (заказ 247) - переделанный из Ту-95М в летающую лабораторию по программе создания самолёта с ядерной силовой установкой. На самолёте отрабатывалась биологическая защита экипажа от радиации;
  • Ту-119 (проект) - летающая лаборатория, самолёт с двумя экпериментальными ядерными силовыми установками НК-14А и двумя штатными НК-12М, в рамках создания противолодочного самолёта с ЯСУ (1974 год).
Модификации самолета Ту-95

Компоновка бомбардировщика будущего

По некоторым данным, различных вариантов компоновки самолета будущего существует, как минимум десять. Вариант дозвукового бомбардировщика по схеме "летающее крыло", который базируется на наработках по теме дальнего противолодочного самолета Ту-202, признается самым перспективным. У бомбардировщика предусмотрен один бомбовый отсек, где должна разместиться многопозиционная катапультная установка на шесть крылатых ракет Х-101 или Х-555 общим весом 16 т. Радиус действия бомбардировщика должен быть не менее 7 тысяч км. Самолет должен поражать цели на удалении до 13,5 тысяч километров с учетом радиуса действия ракет.

Американцы сняли с производства свой F-22, а мы еще не поставили в серию свой Т-50. Но уже декларируем, что он самый лучший.

Вероятно, что силовая установка создается на базе перспективного двигателя "117С" НПО "Сатурн", который стал базовым – двигателем "первого этапа" для истребителя 5-го поколения Т-50, с которым самолет должен поступить в войска в 2017 году. На базе этого же мотора создается так называемый двигатель "второго этапа". Его особенностью станет повышенная тяговооруженность, возможность совершать крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях. На ПАК ДА предполагают ставить четыре таких мотора.

Технология малозаметности, о которой сказал генерал Жихарев, процитированный выше, по всей видимости, будет позаимствована у истребителя Т-50. Например, в конструкции истребителя впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков, которые в два раза легче алюминия, в четыре-пять раз – стали и в два раза легче титана. Новые материалы составляют 70 процентов покрытия истребителя. Его вес стал в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов. В ОАО "ОКБ Сухого" говорят о том, что применение новых материалов позволило добиться "беспрецедентно низкого" уровня радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности машины. К примеру, эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 равна 0,5 м2 (у Су-30МКИ – 20 м2). Это означает, что если на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, то отражение Т-50 – в 40 раз меньше. Это обеспечивает самолету не только малозаметность, но и значительно усложняет наведение на нее высокоточного оружия. Одной из проблем проекта станет электроника. В самолете Ту-160 стоит более 100 компьютеров. С учетом современных технологий в ПАК ДА их будет значительно меньше.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Пикирующий бомбардировщик "Юнкерс" Ju 87. Создание. Развитие. Применение.
(нем. Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик) Юнкерс Ю-87 (нем. название "штука", русское прозвище "лаптёжник", "лапоть", "лапотник") Лишь несколько самолетов когда-либо наводили такой...
Планер-истребитель DVL
DVL - Deutsches Versuchsanstalt fur Luftfahrt. Одним из самых крупных научных центров Германии - авиационным институтом DVL (немецкий НИИ авиации) в...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме