Самолет FGFA (HAL Fifth Generation Fighter Aircraft) - истребитель российско-индийского производства
|
Ведущая индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (сокращенно - HAL, рус. - "Хиндустан Аэронотикс"), производящая самолеты, вертолеты, авиадвигатели, детали и запчасти, как собственной разработки, так и по лицензии, не так давно опубликовала на своем сайте основные характеристики Fifth Generation Fighter Aircraft "FGFA" - самолета 5-го поколения, создаваемого на базе российского ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) Т-50.
В чем-то цифры соответствуют российскому многоцелевому истребителю пятого поколения Т-50 , но некоторые данные порой ведут к непониманию. Очевидно, что это - неполные характеристики, и не получится сколь-либо серьезно рассуждать о ТТХ самолета.
FIFTH GENERATION FIGHTER AIRCRAFT
FGFA
The proposed FGFA will have air combat superiority, high tactical capability, group action capability in the regions even with poor communication support. The aircraft will have advanced features like
• Increased Stealth - Low radar cross-section (RCS), Internal deployment of weaponry
• Supersonic cruise and supersonic maneuvering capability
• Data link and network centric warfare capability.
Technical Parameters:
|
- Length : 22.6 m
- Height : 5.9 m
- MTOW : 34 Ton
- Range : 3880 km
- Speed : 2 Mach
- Max Weapon Load : 2.25 Ton (Int.) & 5.75 Ton (Ext)
- Thrust Vectoring : With Jet Nozzle (±15 є)
- Engine Thrust : 2X1400 kgf
|
FGFA will be co-developed with Russians. Sukhoi Design Bureau (SDB) has been selected as the Russian agency for this development project.
FIFTH GENERATION FIGHTER AIRCRAFT
Все работы по созданию и проектированию самолета "FGFA" проводят российская компания ОКБ "Сухой" и индийская "Hindustan Aeronautics Limited". Контракт на проектные работы Индия подписала с Россией в конце декабря 2010 года. Официальная сумма контракта составляет почти 9,5 миллиардов.
Из истории сотрудничества
17 октября 2007 года подписано соглашение о совместной разработке экспортного варианта истребителя пятого поколения. На первом этапе участие индийской стороны должно было быть только финансовым, а первоначальная стоимость работ оценивалась в 10 млрд долларов. Затем индийские специалисты должны доработать самолет под собственные нужды при участии российских коллег.
22 декабря 2008 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания занимается разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте берет на себя российская компания "Сухой".
31 августа 2010 года в подмосковном Жуковском в рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения состоялась демонстрация нового российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также индийской самолетостроительной корпорации HAL. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 процентов. Общая стоимость проекта оценивается в восемь-десять миллиардов долларов. Предполагается, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт
Из истории сотрудничества
Cогласно контракту конструкторы ОКБ "Сухой", за полтора года должны завершить проектные работы. Указывается, что долевое участие в проектировании индийской компании - 20 процентов. Российские разработчики пока не опубликовали официальных сведений о проводимых работах.
На сайте индийской компании есть информация, что истребитель FGFA станет одним из ряда самолетов, которые будут принимать участие в боевых сетецентрических операциях с доступом к объединенной базе Министерства обороны Индии. Самолет FGFA - HAL Fifth Generation Fighter Aircraft - будет истребителем, основным предназначением которого станет завоевание господства в небе. Истребитель получит системы для обмена информацией с однотипными самолетами, которую можно использовать в неудовлетворительных условиях связи, вероятно, под плохими условиями связи подразумевается мощное противодействие противника.
В октябре 2010 года в Индии начала работать единая информационная сеть "AFNET", которая создана и поставлена в строй благодаря индийской программе по формированию новейшей сетецентрической информационной сети, основной целью которой является общее управление Военно-воздушными силами страны и быстрое оперативное реагирование авиационного командования на всевозможные возникающие угрозы. "AFNET" сменила старую сеть, которая работала более 50 лет.
Ранее сообщалось
Информационная сеть AFNET
В сентябре 2010 года сообщалось, что ВВС Индии 14 сентября 2010 года планируют ввсести в строй новую цифровую информационную сеть, которая объединит все подразделения на территории страны. Новая сеть получила название AFNET. По данным ВВС, ее использование позволит воздушным силам более оперативно реагировать на угрозы. Высокоскоростная AFNET заменит использовавшуюся с 1950-х годов сеть обмена информацией ВВС. По словам источника агентства в штабе ВВС Индии, благодаря переходу на AFNET индийские ВВС станут первым в стране сетецентрическим родом войск. Запуск новой сети состоится в Нью-Дели. Его произведет министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони.
В июне 2010 года сообщалось, что МО Индии планирует в ближайшие несколько лет провести значительную модернизацию ВС, в результате которой страна получит сетецентрическую армию, все действия которой будут управляться посредством единой цифровой системы управления и связи. Как ожидается, переход на единую информационную систему всех родов войск завершится к 2017 году. Индия - не единственная страна, в чьи намерения входит создание сетецентрической армии на основе цифровой системы управления и связи. Аналогичные проекты в настоящее время реализуются в России, США, Израиле и ряде стран Евросоюза.
Ранее сообщалось
Самолеты FGFA будут оснащены двумя двигателями с управляемым вектором тяги. Угол отклонения сопел - до 15 градусов. Возможно, вектор тяги будет подобен аналогу самолета Т-50 – всеракурсным, однако точные данные пока отсутствуют. Некторое время назад глава Военно-воздушных сил Индии сказал средствам массовой информации, что двигатели для нового самолета уже выбраны, надо только оснастить ими самолет. Там же сообщается, что силовые установки будут превосходить по характеристикам аналоги Т-50. В ближайшие годы планируется собрать несколько прототипов, а настоящее время - самый разгар проектирования истребителей пятого поколения. Дата первого вылета прототипа уже известна - 2015 год, и предполагается, что серийно самолеты начнут выпускаться с 2017-18 года.
Предполагаемые конкуренты – Eurofighter "Typhoon", F-15 "Silent Eagle", F-35 "Lightning II".
|
В октябре 2011 года было сообщено, что предполагаемая партия закупки самолетов "FGFA" составит 214: из которых 48 - двухместные истребители, остальные же будут пилотироваться одним пилотом. Примерная сумма - в районе 23 млрд евро. Военные специалисты считают, что самолет 5-го поколения "FGFA" будет похож на истребитель Т-50, как ранее истребители Су-30МКИ индийских ВВС на Су-30.
Общие затраты на проектирование самолета FGFA - четыре с половиной миллиарда евро, из которых 2 миллиарда - долевое участие Индии.
|
Индийские конструкторы должны спроектировать:
- бортовой компьютер;
- навигационную систему;
- дисплеи вывода информации;
- систему самозащиты.
В августе 2011 года глава российской Объединенной авиастроительной корпорации сказал, что потребность авиационного рынка в истребителях Т-50 и "FGFA" сейчас составляет 600 самолетов.
Наиболее часто публикуемые характеристики самолетов 5-го поколения:
Страна
|
|
Самолёт |
ПАК ФА (Т-50)
|
Фото |
|
Максимальная взлётная масса, кг |
35 480
|
Максимальная скорость, км/ч |
2 600
|
Боевой радиус, км |
н/д
|
Дальность с боевой нагрузкой, км |
2 700
|
Максимальная дальность, км |
5 500
|
Рабочий потолок, м |
20 000
|
Совместная тяга двигателей, кгс |
2*17 600
|
Применение технологий снижения заметности |
да
|
Единиц произведено |
4
|
Страна
|
|
Самолёт |
|
Фото |
|
Максимальная взлётная масса, кг |
38 000
|
Максимальная скорость, км/ч |
2 500
|
Боевой радиус, км |
760 - 1 100
|
Дальность с боевой нагрузкой, км |
1 900
|
Максимальная дальность, км |
3330
|
Рабочий потолок, м |
19 800
|
Совместная тяга двигателей, кгс |
2*15 876
|
Применение технологий снижения заметности |
да
|
Единиц произведено |
181
|
Страна
|
|
Самолёт |
|
Фото |
|
Максимальная взлётная масса, кг |
34 000 - 36 000
|
Максимальная скорость, км/ч |
н/д
|
Боевой радиус, км |
н/д
|
Дальность с боевой нагрузкой, км |
н/д
|
Максимальная дальность, км |
н/д
|
Рабочий потолок, м |
н/д
|
Совместная тяга двигателей, кгс |
н/д
|
Применение технологий снижения заметности |
да
|
Единиц произведено |
н/д
|
Страна
|
|
Самолёт |
|
Фото |
|
Максимальная взлётная масса, кг |
н/д
|
Максимальная скорость, км/ч |
н/д
|
Боевой радиус, км |
н/д
|
Дальность с боевой нагрузкой, км |
н/д
|
Максимальная дальность, км |
н/д
|
Рабочий потолок, м |
н/д
|
Совместная тяга двигателей, кгс |
н/д
|
Применение технологий снижения заметности |
да
|
Единиц произведено |
н/д
|