Самолет F-111 "Трубкозуб": летный трансформер с двухместной спасательной капсулой
В составе ВВС США этот самолет, находившийся в эксплуатации с 1967 по 1998 г., называли Aardvark (Трубкозуб), а в ВВС Австралии неофициально - Pig (Свинья). Чем запомнился этот двухместный самолет F-111 компании General Dynamics?
pro-samolet.ru   

Самолеты F-111Объединяя самые современные технологии и ведущие конструктивные элементы, самолет F-111 "Aardvark" корпорации General Dynamics был одной из самых амбициозных авиационных программ своей эпохи. Даже незаметная катапультная система самолета скорее подходила для конструктивных решений на космических кораблях НАСА, чем для летательного аппарата ВВС США.

В течение 30 лет службы F-111 выполнял разнообразные задачи. Построенный, прежде всего, как всепогодный ЛА средней дальности для изоляции района боевых действий и тактический ударный самолет, "Трубкозуб" также действовал как стратегический бомбардировщик, выполнял задачи разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также осуществлял функции платформы РЭБ.

73-футовый самолет F-111 объединил в себе ряд новых технологий, включая крыло изменяемой стреловидности. Эти крылья можно было сложить в сторону фюзеляжа в полете, снижая их размах от 63 футов до 32, и одновременно улучшая управляемость самолета на высоких скоростях. Также на этом самолете впервые внедрены ТРДД с форсажными камерами. Пара Pratt & Whitney TF30 обеспечила 17900 lbf (25500 lbf на форсаже) на каждый (прим.pro-samolet.ru: lbf - фунт-сила - единица силы в системе английских мер, равная 4,44822 ньютона), а также - максимальную скорость M=2,5 и боевой радиус 1330 миль.

При отсутствии возможности пронестись на высоте за системой обороны противника, самолет Aardvark опирался на другой вид новой технологии: РЛС обеспечения полета с огибанием рельефа местности, аналогичную тем, которые используются на крылатых ракет "Томагавк" и других ЛА, летящих на предельно малой высоте. Более того, благодаря бортовой системе самолета Pave Tack (прим.pro-samolet.ru: включает в себя лазерный дальномер и тепловизионную систему переднего обзора), F-111 предоставляется непревзойденный уровень ситуационной осведомленности - способность найти, прицелиться, отследить и уничтожить вражеские объекты - независимо от погодных условий или освещенности.

Самолет F-111 Aardvark

Пожалуй, наиболее интересной особенностью самолета было расположение сидений бок о бок в кабине экипажа. Вся кабина больше походит на капсулу с экипажем НАСА, чем классический кокпит, в том плане, что там и там оба члена команды должны катапультироваться вместе, потому что из летательного аппарата отстреливается вся кабина, а не только кресла. Эта капсула была неопрокидывающейся, водонепроницаемой, и могла использоваться в качестве спасательного плота.

В кабине самолета

Так почему только 563 самолета Aardvark было создано за всю историю? Ограниченный успех F-111 был обусловлен, в частности, быстро меняющимися требованиями и задачами холодной войны, но главным образом - из-за неоднократных и досадных неудач в техническом исполнении и организации.

Программа F-111 получила прозвище 'глупость Макнамары' (прим.pro-samolet.ru: Роберт Стрэйндж Макнамара - министр обороны США при Кеннеди и Джонсоне: 1961-1968) за многократный перерасход средств, конструктивные качества ниже нормы (что потребовало для устранения 100 млн долларов и вмешательство НАСА) и почти полную бездарность материально-технического обеспечения.

Все-таки, несмотря на эти ранние трудности роста, F-111 в конце концов стал одним из самых безопасных и самых смертоносных самолетов во Вьетнаме, совершив 4 тысячи боевых вылетов и потеряв всего шесть машин, продемонстрировав лучшие показатели безопасности среди крупных истребителей.

F-111 устарел к 1990-м годам и ВВС США решили оставить программу в пользу F-15E Strike Eagle и B-1B Lancer. Парк самолетов F-111 также добросовестно служил Австралийским королевским ВВС до 2010 года (прим.pro-samolet.ru: на вооружении ВВС Австралии самолеты F-111 имели неофициальное прозвище - Pig).

Источник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Bell V-280 Valor - конвертоплан третьего поколения
Bell Helicopter представила проект конвертоплана третьего поколения Проект конвертоплана третьего поколения представила компания Bell Helicopter. V-280 Valor был представлен на...
Ночной истребитель Дорнье Do 215B-5
Тяжелый ночной истребитель Dornier Do 215B-5 "Kauz" III Дорнье Do 215B-5 являлся тяжелым ночным истребителем. Цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме