Штурмовик Caproni AP.1
Поскольку до начала Второй Мировой войны Италия не имела хорошего пикирующего бомбардировщика, то его разработка назрела уже в 1935 году. Штурмовик Caproni AP.1 разрабатывался в соответствии с концепцией на самолеты данного типа, участвовал на начальном этапе войны, но вскоре был вытеснен более совершенными штурмовиками итальянских ВВС.

Итальянский штурмовик AP.1 (Assalto Pallavicino)

Наименование штурмовиков по внутреннему реестру фирмы: Са.301, Са.305, Са.307

Итальянский штурмовикAssalto (ит.) - штурмовик, штурм(овой), Pallavicino - Cesare Pallavicino (Чезаре Паллавичино) - инженер, авиаконструктор Caproni CAB.
 До начала Второй мировой войны у Италии фактически отсутствовали хорошие пикирующие бомбардировщики, хотя, разумеется, военные самолеты разрабатывались и строились, причем, многие достойны внимания. Необходимость в машинах данного типа особенно остро проявилась в 1935 году, во время боевых действий в Эфиопии. Требовался бомбардировщик, который, обладая относительно высокими летными характеристиками, был способен наносить точные удары по целям на передовой, уничтожая противника в окопах и на марше. Самым активным сторонником итальянской штурмовой авиации в 30-х годах 20-го века был полковник А. Мечоцци (Amedeo Mecozzi), он, собственно, и выдвинул требования к самолету непосредственной поддержки войск, который обладая мощным вооружением, должен был бомбить с пикирования, разрушать вражеские склады и коммуникации. В 1933 году было официально выдано техзадание.

AP.1

Создание штурмовика шло под руководством конструктора C. Pallavicino (Чезаре Паллавичино), который в соответствии с техническим заданием разработал первый проект, представлявший собой двухместный самолет с двигателем Piaggio P.IX RCP2 (600 л.с.) и вооружением из двух 7,7-мм или 12,7-ммпулеметов (Scotti или SAFAT), бомбовой нагрузкой до 500 кг. Новый самолет получил обозначение AP.1 (штурмовик Палавичино). Надо отметить, что концепция штурмовика непосредственной поддержки войск полковника Mecozzi отрабатывалась как на AP.1, так и на Breda 64.

Прототип самолета

Проект самолета был несколько переработан, экипаж сокращен до одного человека. Вооружение - два 12,7-мм пулемета в обтекателях основного шасси, бомбовая нагрузка такая же - 500 кг бомб на внешней подвеске. Двухлонжеронное крыло было металлическим с фанерной обшивкой. Поскольку основное внимание уделялось скоростным показетелям самолета, то от бронирования машины отказались, хотя такая возможность была. Это была ошибка, проявившаяся в Испании.

Assalto Pallavicino

По внутреннему реестру фирмы самолет имел обозначение Са.301, контракт на который был заключен в 1933 году. В апреле 1934 было построено две опытные машины (ММ.242 и ММ.243). Первый прототип (MM.242) впервые поднялся в небо 27.04.1934 года, но при посадке получил повреждения и его отправили на ремонт. Прототип ММ.243 вышел на испытания 18.05.1934 года, которые завершились без происшествий. В феврале 1935 года эти прототипы прошли войсковые испытания, по итогам которых потребовались доработки:

  • оборудовать машину местом стрелка для защиты от атак сзади;
  • увеличить размах крыла;
  • установить двигатель P.IX RC.40 (610 л.с.);
  • убрать громоздкие обтекатели шасси.
Assalto Pallavicino
Итальянский штурмовик AP.1 Итальянский штурмовик
"Кликните" на самолет для увеличения

Несмотря на то, что взлетная масса машина стала больше, но модификация имела бо́льшую скорость, нежели прототип. Самолет после улучшений получил обозначение AP.1bis (Са.305). В апреле 1935 года Министерство авиации Италии выдало заказ на постройку 12 машин первой серии, которые надо было выпустить к февралю 1936 года. В результате дальнейших усовершенствований, появился Са.307, оборудованного Alfa Romeo 125W RC.35 мощностью уже 680 л.с. Но 27 самолетов второй серии, заказ на которые был выдан в марте 1936 года, оснащались Alfa Romeo 126 RC.34 (780 л.с.).

Assalto Pallavicino

Основные ЛТХ Caproni-Bergamasca AP.1bis
Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 13,01
Длина, м 9,80
Высота, м 2,82
Площадь крыла, м2 24,1
Масса, кг  
пустого самолета 1600
нормальная взлетная 2500
Тип двигателя 1 ПД Alpha-Romeo 126 RC.34
Мощность, л.с 1 х 650
Максимальная скорость, км/ч 346
Практическая дальность, км 1500
Cкороподъемность - 4000 м, мин 7,8
Практический потолок, м 8000

Штурмовики поступили на вооружение шести штурмовых эскадрилий. Хотя машины соответствовали требованиям, но в реальности обладали невысокими летными характеристиками. Название Ca.308 было зарезервировано для поставок за границу (но в результате оно не поменялось), а 18 самолетов предназначалось для Военно-воздушных сил Парагвая (в итоге часть машин отправили в Испанию франкистам) и 4 - для ВВС Сальвадора.

К началу Второй Мировой четыре самолета были переоборудован под поплавки и эксплуатировались до 1941 года как легкие пикирующие бомбардировщики. В авиационных подразделениях последние AP.1 (окончательно сняты с вооружения 30.03.1942 года) заменялись Breda Ba.65, Ba.64 и Ba.88.

Самолеты AP.1bis

Источники:

  • T. L. Barbero, I Cento Aeroplani Caproni 1909-1930;
  • Taylor, Michael J.H. Jane's Encyclopedia of Aviation;
  • Sapienza Fracchia, Antonio Luis:"La Contribucion Italiana en la Aviacion Paraguaya".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме