Итальянский штурмовик AP.1 (Assalto Pallavicino)
Наименование штурмовиков по внутреннему реестру фирмы: Са.301, Са.305, Са.307
Assalto (ит.) - штурмовик, штурм(овой), Pallavicino - Cesare Pallavicino (Чезаре Паллавичино) - инженер, авиаконструктор Caproni CAB.
До начала Второй мировой войны у Италии фактически отсутствовали хорошие пикирующие бомбардировщики, хотя, разумеется, военные самолеты разрабатывались и строились, причем, многие достойны внимания. Необходимость в машинах данного типа особенно остро проявилась в 1935 году, во время боевых действий в Эфиопии. Требовался бомбардировщик, который, обладая относительно высокими летными характеристиками, был способен наносить точные удары по целям на передовой, уничтожая противника в окопах и на марше. Самым активным сторонником итальянской штурмовой авиации в 30-х годах 20-го века был полковник А. Мечоцци (Amedeo Mecozzi), он, собственно, и выдвинул требования к самолету непосредственной поддержки войск, который обладая мощным вооружением, должен был бомбить с пикирования, разрушать вражеские склады и коммуникации. В 1933 году было официально выдано техзадание.
Создание штурмовика шло под руководством конструктора C. Pallavicino (Чезаре Паллавичино), который в соответствии с техническим заданием разработал первый проект, представлявший собой двухместный самолет с двигателем Piaggio P.IX RCP2 (600 л.с.) и вооружением из двух 7,7-мм или 12,7-ммпулеметов (Scotti или SAFAT), бомбовой нагрузкой до 500 кг. Новый самолет получил обозначение AP.1 (штурмовик Палавичино). Надо отметить, что концепция штурмовика непосредственной поддержки войск полковника Mecozzi отрабатывалась как на AP.1, так и на Breda 64.
Проект самолета был несколько переработан, экипаж сокращен до одного человека. Вооружение - два 12,7-мм пулемета в обтекателях основного шасси, бомбовая нагрузка такая же - 500 кг бомб на внешней подвеске. Двухлонжеронное крыло было металлическим с фанерной обшивкой. Поскольку основное внимание уделялось скоростным показетелям самолета, то от бронирования машины отказались, хотя такая возможность была. Это была ошибка, проявившаяся в Испании.
По внутреннему реестру фирмы самолет имел обозначение Са.301, контракт на который был заключен в 1933 году. В апреле 1934 было построено две опытные машины (ММ.242 и ММ.243). Первый прототип (MM.242) впервые поднялся в небо 27.04.1934 года, но при посадке получил повреждения и его отправили на ремонт. Прототип ММ.243 вышел на испытания 18.05.1934 года, которые завершились без происшествий. В феврале 1935 года эти прототипы прошли войсковые испытания, по итогам которых потребовались доработки:
- оборудовать машину местом стрелка для защиты от атак сзади;
- увеличить размах крыла;
- установить двигатель P.IX RC.40 (610 л.с.);
- убрать громоздкие обтекатели шасси.
Assalto Pallavicino
|
|
"Кликните" на самолет для увеличения |
Несмотря на то, что взлетная масса машина стала больше, но модификация имела бо́льшую скорость, нежели прототип. Самолет после улучшений получил обозначение AP.1bis (Са.305). В апреле 1935 года Министерство авиации Италии выдало заказ на постройку 12 машин первой серии, которые надо было выпустить к февралю 1936 года. В результате дальнейших усовершенствований, появился Са.307, оборудованного Alfa Romeo 125W RC.35 мощностью уже 680 л.с. Но 27 самолетов второй серии, заказ на которые был выдан в марте 1936 года, оснащались Alfa Romeo 126 RC.34 (780 л.с.).
Основные ЛТХ Caproni-Bergamasca AP.1bis
Экипаж, чел |
1 |
Размах крыла, м |
13,01 |
Длина, м |
9,80 |
Высота, м |
2,82 |
Площадь крыла, м2 |
24,1 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1600 |
нормальная взлетная |
2500 |
Тип двигателя |
1 ПД Alpha-Romeo 126 RC.34 |
Мощность, л.с |
1 х 650 |
Максимальная скорость, км/ч |
346 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Cкороподъемность - 4000 м, мин |
7,8 |
Практический потолок, м |
8000 |
Штурмовики поступили на вооружение шести штурмовых эскадрилий. Хотя машины соответствовали требованиям, но в реальности обладали невысокими летными характеристиками. Название Ca.308 было зарезервировано для поставок за границу (но в результате оно не поменялось), а 18 самолетов предназначалось для Военно-воздушных сил Парагвая (в итоге часть машин отправили в Испанию франкистам) и 4 - для ВВС Сальвадора.
К началу Второй Мировой четыре самолета были переоборудован под поплавки и эксплуатировались до 1941 года как легкие пикирующие бомбардировщики. В авиационных подразделениях последние AP.1 (окончательно сняты с вооружения 30.03.1942 года) заменялись Breda Ba.65, Ba.64 и Ba.88.
Источники:
- T. L. Barbero, I Cento Aeroplani Caproni 1909-1930;
- Taylor, Michael J.H. Jane's Encyclopedia of Aviation;
- Sapienza Fracchia, Antonio Luis:"La Contribucion Italiana en la Aviacion Paraguaya".