|
Итальянский штурмовик Breda Ba.65 представлял собой интересный вариант многоцелевого самолета, который использовался во время Гражданской войны и на начальном этапе Второй мировой. Где он мог и не участвовать, поскольку самолеты готовились на слом, но были отремонтированы и направлены в бой. Машина выпускалась в нескольких модификациях и поставлялась для ВВС других стран.
Итальянский штурмовик Бреда Ba.65
Вторая Мировая война дала этому самолету новый шанс.
Штурмовик Бреда Ба.65 применялся Военно-воздушными силами Италии в ходе Гражданской войны в Испании и во время Второй мировой войны. Кроме того, эти самолеты поставлялись в Ирак, Чили, Португалию. Самолет мог выполняться в одно- и двухместных вариантах, и оснащаться разными двигателями. Breda 65 являлся достаточно интересным примером создания многоцелевого самолета поля боя (вначале его пытались использовать в качестве истребителя), но уже в начале Второй мировой летные характеристики машины, которые явно не улучшал выбор силовой установки, были недостаточными. В итоге, Бреда Ba.65 лишь эпизодически участвовал в боевых действиях в Северной Африке.
Концепция самолета-штурмовика, которую фактически начали отрабатывать на "Капрони" АР.1 и "Бреда" Ва.64, была разработана итальянским полковником, авиатором А. Мечоцци (Amedeo Mecozzi) в начале 30-х годов ХХ века; машина предназначалась для нанесения ударов по целям противника на удалении до 300 км за линией фронта. Самолет должен был обладать хорошими маневренными и скоростными характеристиками, чтобы противодействовать истребителям врага, поскольку планировалось, что новые самолеты смогут работать без прикрытия своими истребителями.
Самолеты "Капрони" АР.1 и "Бреда" Ва.64 появились в 1933-1934 гг., но скоростные характеристики этих машин считались недостаточными. Поэтому фирма Breda взялась за разработку нового самолета, работы по которому возглавили А. Парано (Antonio Parano) и Дж. Панцери (Giuseppe Panzeri). Breda 65 являлся цельнометаллическим одномоторным монопланом с убирающимся шасси. Кроме того, в зависимости от пожеланий заказчика машина могла оснащаться моторами разных типов, и выполняться в одноместном и двухместном вариантах.
В сентябре 1935 года вышел на испытания прототип самолета, оборудованный 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14K. А в июне 1936 года начались поставки серийных самолетов. В период до июля 1939 года было построено 263 самолета данного типа.
Бреда Ba.65 в разных вариантах
|
|
|
|
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
Среди основных модификаций можно назвать (иногда используют такие обозначения, как Ba.65bis, Ba.65bisL, и Ba.65М - переделка в пикирующий бомбардировщик):
- Ва.65 с двигателем К14 (лицензионный GR 14К, которая производила фирма "Изота-Фраскини", мощностью 880 л.с), построен 81 самолет. Вооружение включало два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета в крыле, а в 2-местных самолетах - дополнительно в верхней установке устанавливался один 7,7-мм пулемет. Бомбовая нагрузка составляла 400 кг: четыре 100-кг или, четыре 50-кг бомбы, или же 168 2-кг бомб в четырех кассетах).
- Ва.65 - оснащен 18-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Fiat A.80, мощностью 1000 л.с. Строился с 1937 года. До июля 1939 года выпущено 162 самолета, в том числе 15 для Ирака и 10 для Португалии.
- Ва.65 - оборудован 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC40, мощностью 1000 л.с. Построено 20 машин, из которых 17 1-местных и 3 2-местных для Чили.
Основные ЛТХ самолетов Ba.65
|
1-местный с мотором К14 |
Двигатель, тип |
Изота-Фраскини К14 |
мощность, л.с. |
880 |
Размах крыла, м |
12,10 |
Длина самолета, м |
9,53 |
Высота самолета, м |
2,95 |
Площадь крыла, кв. м |
23,50 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2215 |
взлетная |
2765 |
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч |
357 |
Практический потолок, м |
|
Дальность полета, км |
515 |
Основные ЛТХ самолетов Ba.65
|
2-местный с мотором К14 |
Двигатель, тип |
Изота-Фраскини К14 |
мощность, л.с. |
880 |
Размах крыла, м |
12,10 |
Длина самолета, м |
9,53 |
Высота самолета, м |
2,95 |
Площадь крыла, кв. м |
23,50 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
|
взлетная |
3315 |
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч |
347 |
Практический потолок, м |
|
Дальность полета, км |
|
Основные ЛТХ самолетов Ba.65
|
1-местный с мотором А.80 |
Двигатель, тип |
Фиат А.80 |
мощность, л.с. |
1000 |
Размах крыла, м |
11,90 |
Длина самолета, м |
9,89 |
Высота самолета, м |
|
Площадь крыла, кв. м |
|
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2500 |
взлетная |
3150 |
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч |
430 |
Практический потолок, м |
6300 |
Дальность полета, км |
545 |
Спойлер: Более подробные характеристики самолетов
|
Breda 65 К 14 fc (monoposto) (single-seat) |
Motore |
I.F. К 14 |
Engine |
|
Potenza di decollo CV/giri/m |
880 |
Take-off power hp/rpm |
868 |
Apertura alare m |
12,100 |
Wing span ft |
39,6 |
Lunghezza in linea di volo m |
9,530 |
Length (flight line) ft |
31,2 |
Lunghezza semiala destra m |
4,625 |
Right wing length ft |
15,1 |
Lunghezza semiala sinistra m |
4,525 |
Left wing length ft |
24,8 |
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) |
2,950 |
Central plan length ft |
9,6 |
Peso a vuoto kg |
2.215 |
Empty zveight lbs |
4,884 |
Carico utile kg |
550 |
Useful load lbs |
1,222 |
Peso totale kg |
2765 |
Loaded weight lbs |
6,096 |
Velocita max al livello del mare km/h |
357 |
Maximum speed, sea level mph |
222 |
Autonomia km |
515 |
Range miles |
320 |
|
Breda 65 К 14 fc (biposto) (two-seat) |
Motore |
I.F. К 14 |
Engine |
|
Potenza di decollo CV/giri/m |
880 |
Take-off power hp/rpm |
868 |
Apertura alare m |
12,100 |
Wing span ft |
39,6 |
Lunghezza in linea di volo m |
9,530 |
Length (flight line) ft |
31,2 |
Lunghezza semiala destra m |
4,625 |
Right wing length ft |
15,2 |
Lunghezza semiala sinistra m |
4,525 |
Left wing length ft |
14,8 |
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) |
2,950 |
Central plan length ft |
9,6 |
Peso a vuoto kg |
2.215 |
Empty zveight lbs |
4,884 |
Carico utile kg |
1.100 |
Useful load lbs |
2,425 |
Peso totale kg |
3.315 |
Loaded weight lbs |
7,309 |
Velocita max al livello del mare km/h |
347 |
Maximum speed, sea level mph |
226 |
Autonomia km |
850 |
Range miles |
528 |
|
Breda 65 A 80 (monoposto) (single-seat) |
Motore |
Fiat A 80 |
Engine |
|
Potenza di decollo CV/giri/m |
1.000 |
Take-off power hp/rpm |
986 |
Apertura alare m |
11,900 |
Wing span ft |
39 |
Lunghezza in linea di volo m |
9,889 |
Length (flight line) ft |
32,4 |
Lunghezza semiala destra m |
4,425 |
Right wing length ft |
24,5 |
Lunghezza semiala sinistra m |
4,525 |
Left wing length ft |
14,8 |
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) |
2,950 |
Central plan length ft |
9,6 |
Peso a vuoto kg |
2.500 |
Empty zveight lbs |
5,511 |
Carico utile kg |
650 |
Useful load lbs |
1,433 |
Peso totale kg |
3.150 |
Loaded weight lbs |
6,944 |
Velocita max al livello del mare km/h |
352 |
Maximum speed, sea level mph |
229 |
Autonomia km |
544 |
Range miles |
338 |
Спойлер: Более подробные характеристики самолетов
Вначале Breda 65 поступили на вооружение в 5-й и 50-й штурмовые стормо ВВС Италии. Начиная с апреля 1937 года, 23 самолета, из которых 17 с моторами К14 и шесть с А.80, были доставлены в Испанию. Попытка использовать Ва.65 в качестве истребителя успехом не увенчалась (был сбит один бомбардировщик СБ), а штурмовиками эти самолеты оказались неплохими. Когда боевые действия завершились, 11 самолетов передали франкистским ВВС.
К 1939 году Breda 65 находились только в 50-м стормо, который в начале года передислоцировали в Ливию. Когда Италия вступила во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года в частях уже не было ни одного штурмовика Ва.65, поскольку все они находились в Ливии и в Италии, ожидая разборки на лом. Однако, этого не произошло как раз из-за войны. Ва.65 отремонтировали, и летом 1940 года они поступили на вооружение двух эскадрилий 50-го стормо и сразу вступили в бой. В основном Ва.65 применялись над полем боя, хотя порой привлекались и для атак целей в глубине территории противника. В сентябре Breda 65 осуществляли поддержку итальянского наступления на Сиди-Баррани, в декабре - старались сдержать британский контрудар. Самолеты несли потери, но кроме боевых, серьезными были и небоевые потери, поскольку двигатели А.80 изначально были спроектированы для бомбардировщиков, а на штурмовиках, работающих на низкой высоте, были подвержены воздействию пыли и быстро выходили из строя. 28 января 1941 года был зафиксирован последний боевой вылет Breda 65.
В Ираке Breda 65 поступили на вооружение 5-й АЭ, которая весной 1941 года участвовала в мятеже Рашида Али. Эти самолеты совершили несколько вылетов против британских войск. Потери были серьезными, в подразделении осталось только два таких штурмовика. В декабре 1938 года Ва.65 получили Чили, самолеты вошли в состав 4-й авиагруппы. Однако, целый ряд катастроф и аварий сопровождали освоение самолетов, что вызвало критику в СМИ. В результате Breda 65, хотя официально и сняты с вооружения в 1946 году, в реальности же летали до 1941 года, а потом уже не использовались. Ва.65 Португалии летали тоже мало, так как 15.02.1941 года все самолеты были уничтожены обрушившейся из-за урагана крышей ангара.
Источники:
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Garello, Giancarlo Breda Ba 65;
- Андрей Крумкач. Многоцелевой бомбардировщик Breda Ba.65;
- Ali d'Italia 7: Breda Ba 65;
- Michael J.H.Taylor " Jane's Encyclopedia of Aviation".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|