Штурмовик Breda Ba.65
Итальянский штурмовик Breda Ba.65 представлял собой интересный вариант многоцелевого самолета, который использовался во время Гражданской войны и на начальном этапе Второй мировой. Где он мог и не участвовать, поскольку самолеты готовились на слом, но были отремонтированы и направлены в бой. Машина выпускалась в нескольких модификациях и поставлялась для ВВС других стран.

Итальянский штурмовик Бреда Ba.65

Вторая Мировая война дала этому самолету новый шанс.

ШтурмовикШтурмовик Бреда Ба.65 применялся Военно-воздушными силами Италии в ходе Гражданской войны в Испании и во время Второй мировой войны. Кроме того, эти самолеты поставлялись в Ирак, Чили, Португалию. Самолет мог выполняться в одно- и двухместных вариантах, и оснащаться разными двигателями. Breda 65 являлся достаточно интересным примером создания многоцелевого самолета поля боя (вначале его пытались использовать в качестве истребителя), но уже в начале Второй мировой летные характеристики машины, которые явно не улучшал выбор силовой установки, были недостаточными. В итоге, Бреда Ba.65 лишь эпизодически участвовал в боевых действиях в Северной Африке.

Концепция самолета-штурмовика, которую фактически начали отрабатывать на "Капрони" АР.1 и "Бреда" Ва.64, была разработана итальянским полковником, авиатором А. Мечоцци (Amedeo Mecozzi) в начале 30-х годов ХХ века; машина предназначалась для нанесения ударов по целям противника на удалении до 300 км за линией фронта. Самолет должен был обладать хорошими маневренными и скоростными характеристиками, чтобы противодействовать истребителям врага, поскольку планировалось, что новые самолеты смогут работать без прикрытия своими истребителями.

Самолеты "Капрони" АР.1 и "Бреда" Ва.64 появились в 1933-1934 гг., но скоростные характеристики этих машин считались недостаточными. Поэтому фирма Breda взялась за разработку нового самолета, работы по которому возглавили А. Парано (Antonio Parano) и Дж. Панцери (Giuseppe Panzeri). Breda 65 являлся цельнометаллическим одномоторным монопланом с убирающимся шасси. Кроме того, в зависимости от пожеланий заказчика машина могла оснащаться моторами разных типов, и выполняться в одноместном и двухместном вариантах.

Breda Ba.65

В сентябре 1935 года вышел на испытания прототип самолета, оборудованный 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14K. А в июне 1936 года начались поставки серийных самолетов. В период до июля 1939 года было построено 263 самолета данного типа.

Бреда Ba.65 в разных вариантах
Шутрмовик Breda Итальянские штурмовики
Шутрмовик Итальянские штурмовики Бреда
Шутрмовик Ba.65bisL
Кликните на изображение для увеличения

Среди основных модификаций можно назвать (иногда используют такие обозначения, как Ba.65bis, Ba.65bisL, и Ba.65М - переделка в пикирующий бомбардировщик):

  • Ва.65 с двигателем К14 (лицензионный GR 14К, которая производила фирма "Изота-Фраскини", мощностью 880 л.с), построен 81 самолет. Вооружение включало два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета в крыле, а в 2-местных самолетах - дополнительно в верхней установке устанавливался один 7,7-мм пулемет. Бомбовая нагрузка составляла 400 кг: четыре 100-кг или, четыре 50-кг бомбы, или же 168 2-кг бомб в четырех кассетах).
  • Ва.65 - оснащен 18-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Fiat A.80, мощностью 1000 л.с. Строился с 1937 года. До июля 1939 года выпущено 162 самолета, в том числе 15 для Ирака и 10 для Португалии.
  • Ва.65 - оборудован 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC40, мощностью 1000 л.с. Построено 20 машин, из которых 17 1-местных и 3 2-местных для Чили.

Самолет Ва.65

1-местный с К14

Основные ЛТХ самолетов Ba.65
  1-местный с мотором К14
Двигатель, тип Изота-Фраскини К14
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 12,10
Длина самолета, м 9,53
Высота самолета, м 2,95
Площадь крыла, кв. м 23,50
Масса, кг:  
пустого самолета 2215
взлетная 2765
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 357
Практический потолок, м  
Дальность полета, км 515

2-местный с К14

Основные ЛТХ самолетов Ba.65
  2-местный с мотором К14
Двигатель, тип Изота-Фраскини К14
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 12,10
Длина самолета, м 9,53
Высота самолета, м 2,95
Площадь крыла, кв. м 23,50
Масса, кг:  
пустого самолета  
взлетная 3315
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 347
Практический потолок, м  
Дальность полета, км  

1-местный с А.80

Основные ЛТХ самолетов Ba.65
  1-местный с мотором А.80
Двигатель, тип Фиат А.80
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 11,90
Длина самолета, м 9,89
Высота самолета, м  
Площадь крыла, кв. м  
Масса, кг:  
пустого самолета 2500
взлетная 3150
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 430
Практический потолок, м 6300
Дальность полета, км 545

Ва.65 с двигателем К14

Спойлер: Более подробные характеристики самолетов

Breda 65 К14 monoposto

  Breda 65 К 14 fc
(monoposto)
(single-seat)
Motore I.F. К 14
Engine  
Potenza di decollo CV/giri/m 880
Take-off power hp/rpm 868
Apertura alare m 12,100
Wing span ft 39,6
Lunghezza in linea di volo m 9,530
Length (flight line) ft 31,2
Lunghezza semiala destra m 4,625
Right wing length ft 15,1
Lunghezza semiala sinistra m 4,525
Left wing length ft 24,8
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) 2,950
Central plan length ft 9,6
Peso a vuoto kg 2.215
Empty zveight lbs 4,884
Carico utile kg 550
Useful load lbs 1,222
Peso totale kg 2765
Loaded weight lbs 6,096
Velocita max al livello del mare km/h 357
Maximum speed, sea level mph 222
Autonomia km 515
Range miles 320

Breda 65 К14 biposto

  Breda 65 К 14 fc
(biposto)
(two-seat)
Motore I.F. К 14
Engine  
Potenza di decollo CV/giri/m 880
Take-off power hp/rpm 868
Apertura alare m 12,100
Wing span ft 39,6
Lunghezza in linea di volo m 9,530
Length (flight line) ft 31,2
Lunghezza semiala destra m 4,625
Right wing length ft 15,2
Lunghezza semiala sinistra m 4,525
Left wing length ft 14,8
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) 2,950
Central plan length ft 9,6
Peso a vuoto kg 2.215
Empty zveight lbs 4,884
Carico utile kg 1.100
Useful load lbs 2,425
Peso totale kg 3.315
Loaded weight lbs 7,309
Velocita max al livello del mare km/h 347
Maximum speed, sea level mph 226
Autonomia km 850
Range miles 528

Breda 65 A80

  Breda 65 A 80
(monoposto)
(single-seat)
Motore Fiat A 80
Engine  
Potenza di decollo CV/giri/m 1.000
Take-off power hp/rpm 986
Apertura alare m 11,900
Wing span ft 39
Lunghezza in linea di volo m 9,889
Length (flight line) ft 32,4
Lunghezza semiala destra m 4,425
Right wing length ft 24,5
Lunghezza semiala sinistra m 4,525
Left wing length ft 14,8
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) 2,950
Central plan length ft 9,6
Peso a vuoto kg 2.500
Empty zveight lbs 5,511
Carico utile kg 650
Useful load lbs 1,433
Peso totale kg 3.150
Loaded weight lbs 6,944
Velocita max al livello del mare km/h 352
Maximum speed, sea level mph 229
Autonomia km 544
Range miles 338


Спойлер: Более подробные характеристики самолетов

Вначале Breda 65 поступили на вооружение в 5-й и 50-й штурмовые стормо ВВС Италии. Начиная с апреля 1937 года, 23 самолета, из которых 17 с моторами К14 и шесть с А.80, были доставлены в Испанию. Попытка использовать Ва.65 в качестве истребителя успехом не увенчалась (был сбит один бомбардировщик СБ), а штурмовиками эти самолеты оказались неплохими. Когда боевые действия завершились, 11 самолетов передали франкистским ВВС.

Самолет в Испании

К 1939 году Breda 65 находились только в 50-м стормо, который в начале года передислоцировали в Ливию. Когда Италия вступила во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года в частях уже не было ни одного штурмовика Ва.65, поскольку все они находились в Ливии и в Италии, ожидая разборки на лом. Однако, этого не произошло как раз из-за войны. Ва.65 отремонтировали, и летом 1940 года они поступили на вооружение двух эскадрилий 50-го стормо и сразу вступили в бой. В основном Ва.65 применялись над полем боя, хотя порой привлекались и для атак целей в глубине территории противника. В сентябре Breda 65 осуществляли поддержку итальянского наступления на Сиди-Баррани, в декабре - старались сдержать британский контрудар. Самолеты несли потери, но кроме боевых, серьезными были и небоевые потери, поскольку двигатели А.80 изначально были спроектированы для бомбардировщиков, а на штурмовиках, работающих на низкой высоте, были подвержены воздействию пыли и быстро выходили из строя. 28 января 1941 года был зафиксирован последний боевой вылет Breda 65.

Иракский самолет

В Ираке Breda 65 поступили на вооружение 5-й АЭ, которая весной 1941 года участвовала в мятеже Рашида Али. Эти самолеты совершили несколько вылетов против британских войск. Потери были серьезными, в подразделении осталось только два таких штурмовика. В декабре 1938 года Ва.65 получили Чили, самолеты вошли в состав 4-й авиагруппы. Однако, целый ряд катастроф и аварий сопровождали освоение самолетов, что вызвало критику в СМИ. В результате Breda 65, хотя официально и сняты с вооружения в 1946 году, в реальности же летали до 1941 года, а потом уже не использовались. Ва.65 Португалии летали тоже мало, так как 15.02.1941 года все самолеты были уничтожены обрушившейся из-за урагана крышей ангара.

Самолет Чили

Источники:

  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Garello, Giancarlo Breda Ba 65;
  • Андрей Крумкач. Многоцелевой бомбардировщик Breda Ba.65;
  • Ali d'Italia 7: Breda Ba 65;
  • Michael J.H.Taylor " Jane's Encyclopedia of Aviation".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме