|
Истребитель Кодрон CR.714
|
Легкий французский истребитель Caudron CR.714 Cyclone имел деревянную конструкцию. Во Второй мировой войне участие на этом самолете принимали польские пилоты в системе ПВО Парижа. Проблема истребителя была в его концепции, поскольку легкий истребитель имел массу недостатков, при устранении которых он мог быть переоборудован только в самолет среднего класса.
Легкий истребитель деревянной конструкции Caudron CR.714 Cyclone
Одноместный деревянный истребитель Второй мировой войны Caudron C.714 разработки КБ фирмы "Сосьете де авьонс Кодрон" (Société des Avions Caudron), находился на вооружении единственной боевой части французских ВВС - GC I/145, которая была укомплектована польскими пилотами. В январе 1940 года подразделение получило истребители данного типа и в мае вступило в бой, работая в системе ПВО Парижа, записала на свой счет шесть сбитых самолетов врага, потеряв три своих машины - это были боевые потери. Истребители Кодрон C.714 строились с июня 1939 по февраль 1940 года на заводе фирмы "Рено" в Париже, было выпущено порядка 90 самолетов.
К сказанному выше надо добавить, что в конце боевых действий два самолета использовались в составе звена ПВО; один из этих истребителей стал единственным самолетом данного типа, который получил опознавательные знаки ВВС Виши. Он был в разведывательной группе GAO 501 и был поврежден при посадке 20 августа 1940 года. Люфтваффе самолеты CR.714C1 особо не интересовали - существуют фотографии только одной такой машины с немецкими опознавательными знаками, возможно, она была облетана с целью ознакомления. В Финляндию в мае 1940 года были поставлены шесть самолетов, однако в марте 1941 года полеты были запрещены по причине плохого технического состояния.
Создание самолета
Caudron Airplane Company (Société des Avions Caudron) - французская авиационная компания, которая основана в 1909 году братьями Gaston Caudron (1882-1915) и René Caudron (1884-1959). Компания являлась одной из первых производителей самолетов во Франции, выпускала самолеты для Первой мировой и Второй мировой войн.
До начала Второй мировой войны "Кодрон" (Caudron) последовательно проводила линию развития легких истребителей, на примере которых выявились все недостатки концепции. Ведь на истребителях легкого класса невозможно установить достаточно тяжелое вооружение, использовать бронеспинку сиденья летчика, протектирование бензобаков и др. Любые попытки устранить недостатки подобного рода, вели к увеличению размеров планера и необходимости установки более мощного двигателя, и следовательно, легкий истребитель таковым уже переставал являться.
На фото: С.710 и C.714
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
В 1936 году был объявлен конкурс, на базе требований которого под руководством М. Риффара был спроектирован легкий истребитель. В разработке машины был учтен опыт создания учебного самолета С.690, это определило и высокий темп работ - прототип С.710 10 июля 1936 года впервые совершил полет. Планировалось, что изготовленный из древесины самолет, станет дополнением к базовому истребителю металлической конструкции и с нормальными массогабаритными характеристиками. Прототип С.710 с неубирающимся шасси был оснащен 12-цилиндровым мотором "Рено" 12R01 мощностью 450 л.с. Несмотря на успешные испытания и максимальную скорость в 460 км/ч, было очевидно, что этой машине не суждено стать серийной, поскольку заказчик изменил требования к скорости, увеличив до 500 км/ч. А для этого надо было делать шасси убирающимся.
С.713 - наименование прототипов с убираемым шасси, их построили две единицы, причем один создали заново, а второй переоборудовали из С.710. В декабре 1937 года обе машины вышли на испытания, результаты которых продемонстрировали необходимость небольших изменений. Доработанный самолет получил обозначение С.714. Потенциально данный истребитель рассматривали, как замену самолетов Второй мировой войны Dewoitine D.500 (D.501/510).
К 6 июля 1938 года прототип С.714 был построен и в середине сентября начались летные испытания. Самолет смог развить скорость 480 км/ч на высоте 4500 м. В конце октября началось испытание вооружения. Если ранее планировалась установка пары 20-мм пушек, то сейчас использовали только 7,5-мм пулеметы MAC 1934. Далее последовал заказ на 200 машин, который был уменьшен до 120 самолетов, в то время как реально смогли построить 62 истребителя.
Основной модификацией являлся самолет CR.714C1 оснащенный двигателем "Рено" 12R03 (450 л.с.) и четырьмя 7,5-мм пулеметами MAC 1934, которые устанавливались попарно в обтекателях под крылом.
Истребители CR.714C1
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение, чтобы увеличить |
Дальнейшим развитием истребителя CR.714C1 стали два построенных самолета:
- CR.760 - с 12-ти цилиндровым итальянским двигателем "Дельта" RC-40 мощностью 730 л.с. Фюзеляж уже не был полностью цельнодеревянной конструкции, а получил набор из хромомолибденовых труб. Вооружение состояло из шести 7,5-мм пулеметов, а серийное производство предусматривало (бы) их замену двумя 20-мм пушками. 6 апреля 1940 года (по другим сведениям - дата иная) прототип впервые совершил полет, продемонстрировав отличные летные характеристики:
• максимальная скорость составляла 570 км/ч, • высоту 4000 самолет набирал за 5 минут, • 10000 метров - за 12 минут 30 секунд. Но Франция капитулировала, по это причине самолет CR.760 в серийное производство не пошел. По некоторой информации, единственный самолет был захвачен немцами;
- CR.770 - модификация с 16-ти цилиндровым двигателем "Рено" 626 мощностью 800 л.с. Первый полет 10 ноября 1939 года был прерван по причине остановки мотора, который и в дальнейшем не удалось доработать. По этой причине было предложено установить на самолет двигатель "Испано-Сюиза" HS 12Y45, но реализовать это не успели.
Спойлер: Тактико-технические характеристики
|
CR.760 |
CR.770 |
Envergure : |
8,97 m |
9,00 m |
Longueur : |
8,89 m |
8,92 |
Hauteur : |
2,90 m |
2,92 m |
Surface portante : |
12,50 m2 |
|
Poids à vide : |
1 550 kg |
1 740 kg |
Poids total : |
2 000 kg |
2 250 kg |
Vitesse maximale au niveau du sol : |
480 km/h |
|
Vitesse maximale à 5 000 m : |
570 km/h |
- |
Vitesse minimum (volets à 45°) : |
140 km/h |
- |
Montée à 4 000 m : |
5 min |
|
Montée à 8 000 m : |
12 min 30 s |
- |
Autonomie : |
3 h 10 min (vitesse de croisière) |
- |
Plafond pratique : |
10 300 m |
- |
Charge alaire : |
160 kg/m2 |
180 kg/m2 |
Rapport poids/puissance : |
2,74 kg/ch |
2,82 kg/ch |
Спойлер: Тактико-технические характеристики
Кроме того, разрабатывались модернизированные самолеты, которые либо так и остались проектами, либо просто не успели попасть в серийное производство, например:
- проект С.711 - развитие С.710 с удлиненным фюзеляжем;
- проект CR.780 - на базе С.713 под новый 12-ти цилиндровый двигатель "Рено" 468. Планировалось оснащение двумя трехлопастными соосными винтами противоположного вращения. Максимальная скорость должна была составить 530 км/ч.
Летно-технические характеристики самолета CR.714C1
Двигатель: |
|
тип |
Рено 12R03 |
мощность, л.с. |
450 |
Размах крыла, м |
8,97 |
Длина самолета, м |
8,63 |
Высота самолета, м |
2,80 |
Площадь крыла, м2 |
12,50 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1395 |
взлетная |
1880 |
Максимальная скорость, км/ч |
460 |
Время набора высоты, мин/м |
9,66/4000 |
Дальность полета, км |
900 |
Практический потолок, м |
9100 |
Источники:
- K.Keskinen, K.Stenman, K.Niska "Suomen Ilmavoimien Historia - Morane-Saulnier МS.406 - Caudron C.714";
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
- Bartlomiej Belcarz "Polish Wings. Caudron CR.714, Morane Saulnier MS 406 C1, Bloch MB 151/152 C1";
- Avions. Hors Serie №11. "Les Chasseurs Caudron. Caudron CR.714 et derives".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|