Тяжелый истребитель Potez 630, как и все французские самолеты Потэз серии 63, могли бы стать хорошими боевыми машинами Второй мировой войны. Чтобы это реализовать нужны были более совершенные моторы и вооружение. Кроме, того существенным недостатком было то, что эти истребители путали с самолетами люфтваффе, даже имели место печальные последствия.
Самолеты Франции "Потэз" серии 63
Французские истребители Второй мировой войны "Потэз" Р.630/631 можно сравнить с самолетами люфтваффе Messerschmitt Bf.110. Если по вооружению машины были приблизительно равны, то начиная с модификации Bf 110С, Мессершмитты оснащались гораздо более мощными двигателями. Надо отметить также негативный для ВВС Франции факт - силуэт "Потэзов" очень походил на немецкие Bf 110, из-за этого самолеты Р.630 и Р.631 порой подвергались атакам c французской и английской стороны.
В 1934 году стартовал конкурс на новый одноместный истребитель, способный развивать скорость не менее 450 км/ч и вооруженный одной-двумя 20-мм пушками. В результате был создан и принят на вооружение французских Военно-воздушных сил истребитель Morane-Saulnier МS.406. Параллельно с упомянутым конкурсом (в 1934 году) Минавиации Франции выдало задание на проектирование двухмоторного истребителя, который способен выполнять следующие функции:
дневного истребителя-штурмовика и истребителя сопровождения - двухместный С2;
лидера истребителей, с которого по радио руководили бы большой группой одномоторных машин - трехместный самолет класса С3;
ночного истребителя - двухместный CN2.
Прототип Potez 630-01
Согласно спецификации, самолет, вооруженный двумя 20-мм пушками и 7,5-мм пулеметом на турели, должен был развивать скорость не менее 450 км/ч. По требованиям к маневренности машина не должна была проигрывать одномоторным истребителям, поэтому взлетную массу сначала ограничили 3000 кг, а впоследствии увеличили до 3500 кг. В конкурсе принимали участие пять проектов, однако до серийного производства довели два, из которых "Потэзы" пошли в серию в истребительном варианте, а "Бреге" Вr.69 строился только, как штурмовик.
Кликните на изображение для увеличения
Проектирование двухмоторного французского истребителя Второй мировой велось в конструкторском бюро фирмы "Аэроплан Анри Потез" под руководством Луи Королье (Louis Coroller). Самолет, отличающийся чистыми аэродинамическими формами, представлял собой свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Параллельно прорабатывались два варианта, которые отличались силовой установкой:
Р.630 под "Испано-Сюиза" HS 14Н,
Р.631 под "Гном-Рон" GR 14М.
Оба мотора представляли новое поколение малогабаритных 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения.
Опытный образец с моторами HS 14Hbs (580 л.с.) "Потэз" 630-01, изготовление которого началось в апреле 1935 года, впервые поднялся в воздух 25 апреля 1936 года. Самолет в то время имел деревянный стабилизатор без поперечного V, усиленный лентами-расчалками. 6 мая в ходе полета оторвалась лопасть винта, а левый мотор получил повреждения во время вынужденной посадки. Машину отремонтировали, поставили новое, металлическое, горизонтальное оперение и стойки шасси большей длины. На самолет устанавливались моторы (один левого, а другой правого вращения) HS 14Аb-02/03, а затем - HS 14Аb-10/11 (725 л.с.).
С марта 1937 года проходил испытания прототип Р.631, на котором были установлены моторы GR 14Mars мощностью 700 л.с. Самолеты Potez 630 и 631 внешне мало чем отличались, кроме мотоустановок. Капоты "Гном-Ронов" на Р.631 имели меньший диаметр, а воздухозаборник маслорадиатора находился снизу. У Р.630 заборник разместили сверху мотогондолы.
В феврале 1938 года совершил полет первый серийный Р.630. Серийное производство велось с января 1938 года по июнь 1941 года на заводах SNCAN (Société nationale de constructions aéronautiques du Nord) в городах Гавр, Кадебек, Ле Мюро, Мельта и Эвр. С точки зрения технологии, конструкция самолетов Potez была очень удачно продумана, поэтому на постройку одного самолета расходовалось несколько больше времени, чем на одномоторный французский истребитель Dewoitine D.520 и почти в два раза меньше, чем на Morane-Saulnier МS.406. Всего построено свыше 1275 самолетов данного типа (многие источники указывают разные данные). Самой массовой являлась модификация многоцелевого вспомогательного самолета Potez 63.11 (выпущено не менее 723 машин).
На фото: Potez 63.11
Основные технические характеристики самолетов "Potez"
P.630C3 - с двигателями HS 14Аb-02/03 (на первых 48 самолетах) или HS 14Аb-10/11 мощностью 725 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS S9 или HS 404 в нижней носовой части фюзеляжа, одного 7,5-мм пулемета MAC 1934 на верхней оборонительной установке. Часть самолетов оснащалась пулеметом MAC 1934 вместо одной из пушек. По данным разных источников, построено от 82 до 88 машин данного типа.
P.630DC (P.630lns) - самолеты P.630C3, переоборудованные в учебные с двойным управлением.
P.631C3 - с двигателями GR 14М-4/5 (700 л.с.). Вооружение, как у P.630C3, однако последние серии дополнительно оснащались четырьмя пулеметами MAC 1934 в подкрыльевых гондолах. Построено от 207 до 215 самолетов (по разным данным). Самолеты P.631CN2 практически не отличались от P.631C3.
P.635CN2 - прототип ночного истребителя не был достроен.
Р.63.12 - с американскими двигателями испытывался, но серийно не производился.
Французские ВВС перед объявлением войны Германии насчитывали 85 Р.630, из которых 65 самолетов в первой линии. Тогда же имелось 206 Potez 631, включая 117 в строевых частях.
Надеемся, что понимание подробной таблицы ЛТХ французских самолетов периода Второй мировой войны, находящихся под спойлером, не вызовет затруднений у людей, не владеющих французским языком.