Тяжелый истребитель Potez 631
|
Тяжелые истребители Франции "Потэз" 631
Эффективность тяжелых истребителей Potez Франции в воздушных боях нельзя назвать высокой. Пилоты сообщали о таких недостатках, как малая скорость и плохая скороподъемность. Но нельзя не отдать должное маневренности этих самолетов Второй мировой войны, поскольку данный показатель для двухмоторной машины был на отличном уровне. Но к сожалению, при встрече с некоторыми самолетами люфтваффе, для "потэзов" была возможна лишь пассивная оборона. Тяжелые истребители Potez могли бы успешно противостоять бомбардировщикам и дальним разведчикам врага, но для этого вооружение их было слишком слабо.
Многие Р.631 имели одну пушку и один пулемет вместо двух пушек, таким образом, их вооружение становилось слабее, чем у одномоторных французских истребителей Morane-Saulnier MS.406, Dewoitine D.520 и Bloch MB.152. Также надо отметить, что французская концепция использования двухмоторных истребителей, которая в итоге продемонстрировала свою несостоятельность, имела значительные отличия от немецкой: вместо концентрации самолетов данного типа, она предусматривала их рассредоточение по мелким частям. Неудачным был и опыт применения Р.631 в роли ночных истребителей.
Прототип Potez 631-01
Более подробные сведения о создании и развитии самолетов "Потэз" серии 63 изложены в статье про тяжелый истребитель Potez 630, здесь же уместно отметить, что самолеты Potez 630 и 631 внешне мало отличались, за исключением мотоустановок; капоты "Гном-Ронов" на Р.631 имели меньший диаметр, а воздухозаборник маслорадиатора находился снизу, у Р.630 заборник разместили сверху мотогондолы; а также приведем сравнительную таблицу характеристик машин данного типа:
Modèles |
Potez 63.0 |
Prototype |
25/4/1936 |
Pilote |
Nicole |
Production (1) |
88 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
3.850 kg |
Capacité de charge |
500 kg |
Poids maximum |
|
Vitesse maximum |
460 Km/h à 5.000 m |
Vitesse ascensionnelle |
|
Plafond |
6.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.220 km |
Motorisation |
Hispano-Suiza 14 Ab |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
670 CV à 4.000 m |
Tours/minute |
2.400 |
Hélice |
Nom |
HamiltonTripale |
Diam. |
2, 9 m |
Carburateur |
|
RéservoirsType AVIAL soudé |
7651 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
1 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
Potez 63.1 |
Prototype |
15/3/1937 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
215 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32.7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
3.760 kg |
Capacité de charge |
450 kg |
Poids maximum |
2 800 kg |
Vitesse maximum |
442 Km/h à 4500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 5'56" |
Plafond |
6.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.220 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône I4M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
3.030 |
Hélice |
Nom |
Gnome -Rhône tripale â pas variable |
Diam. |
3, 05 m |
Carburateur |
Stromberg 125 G |
RéservoirsType AVIAL soudé |
765 1 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
1 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
Potez 63.3 |
Prototype |
15/1/1937 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
71 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.500 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
435 Km/h à 4.500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 6'08" |
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.320 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
3.030 |
Hélice |
Nom |
Ratier |
Diam. |
3, 07 m |
Carburateur |
Zenith 125 RGSL.8 |
RéservoirsType AVIAL soudé |
765 1 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
3 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Modèles |
Potez 63.7 |
Prototype |
octobre 1938 |
Pilote |
Nicole |
Production (1) |
61 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.225 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
435 Km/hà 4.500 m |
Vitesse ascensionnelle |
8000 m en 18'26 |
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.550 km |
Motorisation |
Gnôme - Rhône 14M6/7 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
37030 |
Hélice |
Nom |
Ratier â pas variable |
Diam. |
3,06 m |
Carburateur |
ZenithRGSL.8 |
RéservoirsType AVIAL soudé |
9501 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
3 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Modèles |
Potez 63.11 |
Prototype |
31/12/1938 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
863 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,007 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.433 kg |
Capacité de charge |
|
Poids maximum |
2000 kg |
Vitesse maximum |
425 Km/hà 5.000 m |
Vitesse ascensionnelle |
2.000 m en4' |
Plafond |
8.500 m |
Rayon d'action maximum |
1.500 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
|
Hélice |
Nom |
Ratier à pas variable |
Diam. |
3,05 m |
Carburateur |
Zenith |
RéservoirsType AVIAL soudé |
9501 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
В Военно-воздушных силах Франции двухмоторными истребителями Potez планировалось вооружить звенья лидеров одномоторных истребителей (по 6 машин), включив их в состав истребительных эскадр (в феврале 1940 года звенья таких самолетов в истребительных эскадрах расформировали). Кроме того, ими комплектовались эскадрильи ночных истребителей (ECN) и многоместных дневных истребителей (ЕСМ). Особой популярностью Potez 630 не пользовались по причине ненадежности двигателей, в строевых частях эти машины считались временным вооружением, и по мере поставок Р.631 их передавали в школы.
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
По состоянию на 1 сентября 1939 года в частях первой линии насчитывалось 65 Р.630 и 117 Р.631. С началом Второй мировой войны самолеты Potez 630 и 631 эскадрильи ЕСМ 1/16 использовались при патрулировании линии фронта для обнаружения самолетов противника и наводки на них истребителей. Продолжительность полета "потэзов" значительно превышала продолжительность полета одномоторных истребителей.
Силуэты истребителей "Потэз" Р.630 и Р.631 были похожи на самолеты люфтваффе Мессершмитт Вf 110, поэтому их часто путали, что приводило к атакам как с земли, так и с воздуха. Так, 21 мая истребитель Dewoitine D.520 атаковал Potez 631, который открыл ответный огонь, пилот самолета D.520 был убит. 23 мая три Bloch MB. 152 из состава группы GCI/1 сбили самолет из ECN 3/13. После этих печальных событий, на все "Потэзы" Р.631 нанесли специальные обозначения - все самолеты обозначили широкой белой полосой, которая шла вдоль борта слева и справа от национальных кругов, которые увеличили в размере и обвели большим кантом.
Из пяти АЭ ночных истребителей (ECN 1/13 - ECN 5/13) четыре прикрывали район Парижа, а пятая - Лион. На самолетах P.631CN2 отсутствовало какое-либо оборудование для обнаружения целей ночью, и за всю войну не было зафиксировано ни одного успешного ночного перехвата.
В январе-апреле 1940 года самолеты P.631C3 получили АЭ морской авиации АС1 и АС2. Сведенные в флотилию F1C, они дислоцировались в Кале и воевали на Potez с 10 по 21 мая 1940 года, записав на свой счет 12 воздушных побед и потеряв 8 своих машин. В общей сложности за май-июнь 1940 года экипажи французских "потэзов" сбили 17 самолетов противника.
После капитуляции в распоряжении ВВС Виши осталось 32 самолета Р.630 и 112 - Р.631, без учета нескольких самолетов в колониях. Из строевых частей эти самолеты остались лишь в двух АЭ ночных истребителей - ECN 1/3 и 3/13 (с июня 1941 года дислоцировалась в Тунисе). К ноябрю 1942 года ВВС Виши располагали только 6 Р.630 и 64 Р.631. После оккупации южной части Франции большинство "потэзов" стали трофеями Германии. В 1944 году три Р.631, отбитые у немцев, вошли в состав разведывательной группы GR III/33, затем их передали в одну из авиашкол, а списали уже в 1946 году.
Небольшое количество Р.630/631 шло на экспорт. Югославия заказала по одному самолету этих модификаций, но Р.631 был разбит в январе 1940 года в ходе испытательного полета во Франции и не попал к заказчику. Кроме того, в 1938 году два Р.630 поставили в Швейцарию, один Р.631 - в Румынию. Китай заказал четыре Potez 631, но самолеты были конфискованы французским правительством.