Тяжелый истребитель Potez 631
Тяжелые истребители Франции Потез 631 имели мало внешних отличий от модификации P.630, но производились в годы Второй мировой войны в большем количестве. Самолеты, имевшие шанс стать хорошим оружием против машин пилотов люфтваффе, в ночных вылетах проявили себя очень слабо, и за все время не сбили ни одного самолета врага.

Тяжелые истребители Франции "Потэз" 631

Тяжелый истребительЭффективность тяжелых истребителей Potez Франции в воздушных боях нельзя назвать высокой. Пилоты сообщали о таких недостатках, как малая скорость и плохая скороподъемность. Но нельзя не отдать должное маневренности этих самолетов Второй мировой войны, поскольку данный показатель для двухмоторной машины был на отличном уровне. Но к сожалению, при встрече с некоторыми самолетами люфтваффе, для "потэзов" была возможна лишь пассивная оборона. Тяжелые истребители Potez могли бы успешно противостоять бомбардировщикам и дальним разведчикам врага, но для этого вооружение их было слишком слабо.

Potez 631

Многие Р.631 имели одну пушку и один пулемет вместо двух пушек, таким образом, их вооружение становилось слабее, чем у одномоторных французских истребителей Morane-Saulnier MS.406, Dewoitine D.520 и Bloch MB.152. Также надо отметить, что французская концепция использования двухмоторных истребителей, которая в итоге продемонстрировала свою несостоятельность, имела значительные отличия от немецкой: вместо концентрации самолетов данного типа, она предусматривала их рассредоточение по мелким частям. Неудачным был и опыт применения Р.631 в роли ночных истребителей.

Прототип самолета

Прототип Potez 631-01

Более подробные сведения о создании и развитии самолетов "Потэз" серии 63 изложены в статье про тяжелый истребитель Potez 630, здесь же уместно отметить, что самолеты Potez 630 и 631 внешне мало отличались, за исключением мотоустановок; капоты "Гном-Ронов" на Р.631 имели меньший диаметр, а воздухозаборник маслорадиатора находился снизу, у Р.630 заборник разместили сверху мотогондолы; а также приведем сравнительную таблицу характеристик машин данного типа:

63.0

Modèles Potez 63.0
Prototype 25/4/1936
Pilote Nicole
Production (1) 88
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.850 kg
Capacité de charge 500 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 460 Km/h à 5.000 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Hispano-Suiza 14 Ab
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 670 CV à 4.000 m
Tours/minute 2.400
Hélice Nom HamiltonTripale
Diam. 2, 9 m
Carburateur  
RéservoirsType AVIAL soudé 7651
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.1

Modèles Potez 63.1
Prototype 15/3/1937
Pilote Detré
Production (1) 215
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32.7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.760 kg
Capacité de charge 450 kg
Poids maximum 2 800 kg
Vitesse maximum 442 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 5'56"
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Gnôme -Rhône I4M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Gnome -Rhône tripale â pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Stromberg 125 G
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.3

Modèles Potez 63.3
Prototype 15/1/1937
Pilote Detré
Production (1) 71
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.500 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/h à 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'08"
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.320 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Ratier
Diam. 3, 07 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.7

Modèles Potez 63.7
Prototype octobre 1938
Pilote Nicole
Production (1) 61
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.225 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/hà 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 8000 m en 18'26
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.550 km
Motorisation Gnôme - Rhône 14M6/7
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 37030
Hélice Nom Ratier â pas variable
Diam. 3,06 m
Carburateur ZenithRGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.11

Modèles Potez 63.11
Prototype 31/12/1938
Pilote Detré
Production (1) 863
Envergure 16 m
Longueur 11,007 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.433 kg
Capacité de charge  
Poids maximum 2000 kg
Vitesse maximum 425 Km/hà 5.000 m
Vitesse ascensionnelle 2.000 m en4'
Plafond 8.500 m
Rayon d'action maximum 1.500 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute  
Hélice Nom Ratier à pas variable
Diam. 3,05 m
Carburateur Zenith
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

Potez 631

В Военно-воздушных силах Франции двухмоторными истребителями Potez планировалось вооружить звенья лидеров одномоторных истребителей (по 6 машин), включив их в состав истребительных эскадр (в феврале 1940 года звенья таких самолетов в истребительных эскадрах расформировали). Кроме того, ими комплектовались эскадрильи ночных истребителей (ECN) и многоместных дневных истребителей (ЕСМ). Особой популярностью Potez 630 не пользовались по причине ненадежности двигателей, в строевых частях эти машины считались временным вооружением, и по мере поставок Р.631 их передавали в школы.

Самолет Франции Potez 631
Potez 631 Французский самолет
Нажмите на изображение для увеличения

По состоянию на 1 сентября 1939 года в частях первой линии насчитывалось 65 Р.630 и 117 Р.631. С началом Второй мировой войны самолеты Potez 630 и 631 эскадрильи ЕСМ 1/16 использовались при патрулировании линии фронта для обнаружения самолетов противника и наводки на них истребителей. Продолжительность полета "потэзов" значительно превышала продолжительность полета одномоторных истребителей.

Potez 631

Силуэты истребителей "Потэз" Р.630 и Р.631 были похожи на самолеты люфтваффе Мессершмитт Вf 110, поэтому их часто путали, что приводило к атакам как с земли, так и с воздуха. Так, 21 мая истребитель Dewoitine D.520 атаковал Potez 631, который открыл ответный огонь, пилот самолета D.520 был убит. 23 мая три Bloch MB. 152 из состава группы GCI/1 сбили самолет из ECN 3/13. После этих печальных событий, на все "Потэзы" Р.631 нанесли специальные обозначения - все самолеты обозначили широкой белой полосой, которая шла вдоль борта слева и справа от национальных кругов, которые увеличили в размере и обвели большим кантом.

Тяжелый истребитель Potez 631

Из пяти АЭ ночных истребителей (ECN 1/13 - ECN 5/13) четыре прикрывали район Парижа, а пятая - Лион. На самолетах P.631CN2 отсутствовало какое-либо оборудование для обнаружения целей ночью, и за всю войну не было зафиксировано ни одного успешного ночного перехвата.

В январе-апреле 1940 года самолеты P.631C3 получили АЭ морской авиации АС1 и АС2. Сведенные в флотилию F1C, они дислоцировались в Кале и воевали на Potez с 10 по 21 мая 1940 года, записав на свой счет 12 воздушных побед и потеряв 8 своих машин. В общей сложности за май-июнь 1940 года экипажи французских "потэзов" сбили 17 самолетов противника.

Potez 631

После капитуляции в распоряжении ВВС Виши осталось 32 самолета Р.630 и 112 - Р.631, без учета нескольких самолетов в колониях. Из строевых частей эти самолеты остались лишь в двух АЭ ночных истребителей - ECN 1/3 и 3/13 (с июня 1941 года дислоцировалась в Тунисе). К ноябрю 1942 года ВВС Виши располагали только 6 Р.630 и 64 Р.631. После оккупации южной части Франции большинство "потэзов" стали трофеями Германии. В 1944 году три Р.631, отбитые у немцев, вошли в состав разведывательной группы GR III/33, затем их передали в одну из авиашкол, а списали уже в 1946 году.

Potez 631

Небольшое количество Р.630/631 шло на экспорт. Югославия заказала по одному самолету этих модификаций, но Р.631 был разбит в январе 1940 года в ходе испытательного полета во Франции и не попал к заказчику. Кроме того, в 1938 году два Р.630 поставили в Швейцарию, один Р.631 - в Румынию. Китай заказал четыре Potez 631, но самолеты были конфискованы французским правительством.

3D-модели самолеты румынских ВВС Второй мировой войны, в т.ч. и Potez:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Преимущества России в области РЭБ
Как преимущества России в области радиоэлектронной борьбы могут "приземлить" ВВС США Российский локомотив по разработке и производству средств радиоэлектронной борьбы -...
Высотный истребитель Фокке-Вульф Та 152
Немецкий высотный перехватчик Focke-Wulf Та 152 Немецкий самолет периода Второй мировой войны Focke-Wulf Та 152 являлся высотным истребителем, цельнометаллическим монопланом с...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме