|
Тяжелый истребитель Potez 630
|
Тяжелый истребитель Potez 630, как и все французские самолеты Потэз серии 63, могли бы стать хорошими боевыми машинами Второй мировой войны. Чтобы это реализовать нужны были более совершенные моторы и вооружение. Кроме, того существенным недостатком было то, что эти истребители путали с самолетами люфтваффе, даже имели место печальные последствия.
Самолеты Франции "Потэз" серии 63
Французские истребители Второй мировой войны "Потэз" Р.630/631 можно сравнить с самолетами люфтваффе Messerschmitt Bf.110. Если по вооружению машины были приблизительно равны, то начиная с модификации Bf 110С, Мессершмитты оснащались гораздо более мощными двигателями. Надо отметить также негативный для ВВС Франции факт - силуэт "Потэзов" очень походил на немецкие Bf 110, из-за этого самолеты Р.630 и Р.631 порой подвергались атакам c французской и английской стороны.
В 1934 году стартовал конкурс на новый одноместный истребитель, способный развивать скорость не менее 450 км/ч и вооруженный одной-двумя 20-мм пушками. В результате был создан и принят на вооружение французских Военно-воздушных сил истребитель Morane-Saulnier МS.406. Параллельно с упомянутым конкурсом (в 1934 году) Минавиации Франции выдало задание на проектирование двухмоторного истребителя, который способен выполнять следующие функции:
- дневного истребителя-штурмовика и истребителя сопровождения - двухместный С2;
- лидера истребителей, с которого по радио руководили бы большой группой одномоторных машин - трехместный самолет класса С3;
- ночного истребителя - двухместный CN2.
Прототип Potez 630-01
Согласно спецификации, самолет, вооруженный двумя 20-мм пушками и 7,5-мм пулеметом на турели, должен был развивать скорость не менее 450 км/ч. По требованиям к маневренности машина не должна была проигрывать одномоторным истребителям, поэтому взлетную массу сначала ограничили 3000 кг, а впоследствии увеличили до 3500 кг. В конкурсе принимали участие пять проектов, однако до серийного производства довели два, из которых "Потэзы" пошли в серию в истребительном варианте, а "Бреге" Вr.69 строился только, как штурмовик.
|
|
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
Проектирование двухмоторного французского истребителя Второй мировой велось в конструкторском бюро фирмы "Аэроплан Анри Потез" под руководством Луи Королье (Louis Coroller). Самолет, отличающийся чистыми аэродинамическими формами, представлял собой свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Параллельно прорабатывались два варианта, которые отличались силовой установкой:
- Р.630 под "Испано-Сюиза" HS 14Н,
- Р.631 под "Гном-Рон" GR 14М.
Оба мотора представляли новое поколение малогабаритных 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения.
Опытный образец с моторами HS 14Hbs (580 л.с.) "Потэз" 630-01, изготовление которого началось в апреле 1935 года, впервые поднялся в воздух 25 апреля 1936 года. Самолет в то время имел деревянный стабилизатор без поперечного V, усиленный лентами-расчалками. 6 мая в ходе полета оторвалась лопасть винта, а левый мотор получил повреждения во время вынужденной посадки. Машину отремонтировали, поставили новое, металлическое, горизонтальное оперение и стойки шасси большей длины. На самолет устанавливались моторы (один левого, а другой правого вращения) HS 14Аb-02/03, а затем - HS 14Аb-10/11 (725 л.с.).
С марта 1937 года проходил испытания прототип Р.631, на котором были установлены моторы GR 14Mars мощностью 700 л.с. Самолеты Potez 630 и 631 внешне мало чем отличались, кроме мотоустановок. Капоты "Гном-Ронов" на Р.631 имели меньший диаметр, а воздухозаборник маслорадиатора находился снизу. У Р.630 заборник разместили сверху мотогондолы.
В феврале 1938 года совершил полет первый серийный Р.630. Серийное производство велось с января 1938 года по июнь 1941 года на заводах SNCAN (Société nationale de constructions aéronautiques du Nord) в городах Гавр, Кадебек, Ле Мюро, Мельта и Эвр. С точки зрения технологии, конструкция самолетов Potez была очень удачно продумана, поэтому на постройку одного самолета расходовалось несколько больше времени, чем на одномоторный французский истребитель Dewoitine D.520 и почти в два раза меньше, чем на Morane-Saulnier МS.406. Всего построено свыше 1275 самолетов данного типа (многие источники указывают разные данные). Самой массовой являлась модификация многоцелевого вспомогательного самолета Potez 63.11 (выпущено не менее 723 машин).
На фото: Potez 63.11
Основные технические характеристики самолетов "Potez"
|
P.630C3 |
Двигатель |
Испано-Сюиза HS 14Аb-10/11 |
мощность, л.с. |
725 |
Размах крыла, м |
16,00 |
Длина самолета, м |
11,07 |
Высота самолета, м |
3,61 |
Площадь крыла, кв. м |
32,70 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2450 |
взлетная |
3850 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
|
на высоте |
448 |
Скороподъемность, м/с |
10,3 |
Потолок, м |
10000 |
Дальность полета, км |
1300 |
|
P.631C3 |
Двигатель |
Гном-Рон GR 14М-4/5 |
мощность, л.с. |
700 |
Размах крыла, м |
16,00 |
Длина самолета, м |
11,07 |
Высота самолета, м |
3,61 |
Площадь крыла, кв. м |
32,70 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2450 |
взлетная |
3760 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
360 |
на высоте |
442 |
Скороподъемность, м/с |
11,8 |
Потолок, м |
9500 |
Дальность полета, км |
1220 |
Основные модификации самолетов:
- P.630C3 - с двигателями HS 14Аb-02/03 (на первых 48 самолетах) или HS 14Аb-10/11 мощностью 725 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS S9 или HS 404 в нижней носовой части фюзеляжа, одного 7,5-мм пулемета MAC 1934 на верхней оборонительной установке. Часть самолетов оснащалась пулеметом MAC 1934 вместо одной из пушек. По данным разных источников, построено от 82 до 88 машин данного типа.
- P.630DC (P.630lns) - самолеты P.630C3, переоборудованные в учебные с двойным управлением.
- P.631C3 - с двигателями GR 14М-4/5 (700 л.с.). Вооружение, как у P.630C3, однако последние серии дополнительно оснащались четырьмя пулеметами MAC 1934 в подкрыльевых гондолах. Построено от 207 до 215 самолетов (по разным данным). Самолеты P.631CN2 практически не отличались от P.631C3.
- P.635CN2 - прототип ночного истребителя не был достроен.
- Р.63.12 - с американскими двигателями испытывался, но серийно не производился.
Французские ВВС перед объявлением войны Германии насчитывали 85 Р.630, из которых 65 самолетов в первой линии. Тогда же имелось 206 Potez 631, включая 117 в строевых частях.
Надеемся, что понимание подробной таблицы ЛТХ французских самолетов периода Второй мировой войны, находящихся под спойлером, не вызовет затруднений у людей, не владеющих французским языком.
Спойлер: Характеристики самолетов Potez
Modèles |
Potez 63.0 |
Prototype |
25/4/1936 |
Pilote |
Nicole |
Production (1) |
88 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
3.850 kg |
Capacité de charge |
500 kg |
Poids maximum |
|
Vitesse maximum |
460 Km/h à 5.000 m |
Vitesse ascensionnelle |
|
Plafond |
6.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.220 km |
Motorisation |
Hispano-Suiza 14 Ab |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
670 CV à 4.000 m |
Tours/minute |
2.400 |
Hélice |
Nom |
HamiltonTripale |
Diam. |
2, 9 m |
Carburateur |
|
RéservoirsType AVIAL soudé |
7651 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
1 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
Potez 63.1 |
Prototype |
15/3/1937 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
215 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32.7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
3.760 kg |
Capacité de charge |
450 kg |
Poids maximum |
2 800 kg |
Vitesse maximum |
442 Km/h à 4500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 5'56" |
Plafond |
6.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.220 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône I4M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
3.030 |
Hélice |
Nom |
Gnome -Rhône tripale â pas variable |
Diam. |
3, 05 m |
Carburateur |
Stromberg 125 G |
RéservoirsType AVIAL soudé |
765 1 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
1 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
Potez 63.3 |
Prototype |
15/1/1937 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
71 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.500 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
435 Km/h à 4.500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 6'08" |
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.320 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
3.030 |
Hélice |
Nom |
Ratier |
Diam. |
3, 07 m |
Carburateur |
Zenith 125 RGSL.8 |
RéservoirsType AVIAL soudé |
765 1 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
3 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Modèles |
Potez 63.7 |
Prototype |
octobre 1938 |
Pilote |
Nicole |
Production (1) |
61 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.225 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
435 Km/hà 4.500 m |
Vitesse ascensionnelle |
8000 m en 18'26 |
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.550 km |
Motorisation |
Gnôme - Rhône 14M6/7 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
37030 |
Hélice |
Nom |
Ratier â pas variable |
Diam. |
3,06 m |
Carburateur |
ZenithRGSL.8 |
RéservoirsType AVIAL soudé |
9501 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
3 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Modèles |
Potez 63.11 |
Prototype |
31/12/1938 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
863 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,007 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.433 kg |
Capacité de charge |
|
Poids maximum |
2000 kg |
Vitesse maximum |
425 Km/hà 5.000 m |
Vitesse ascensionnelle |
2.000 m en4' |
Plafond |
8.500 m |
Rayon d'action maximum |
1.500 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
|
Hélice |
Nom |
Ratier à pas variable |
Diam. |
3,05 m |
Carburateur |
Zenith |
RéservoirsType AVIAL soudé |
9501 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Спойлер: Характеристики самолетов Potez
Источники:
- Aero Journal Hors-Serie 10 (11-05) - Potez 630, 631, 633;
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
- Aircraft Profile 195 - The Potez 63 Series;
- Les Ailes de Gloire 09.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|