Тяжелый истребитель Potez 630
Тяжелый истребитель Potez 630, как и все французские самолеты Потэз серии 63, могли бы стать хорошими боевыми машинами Второй мировой войны. Чтобы это реализовать нужны были более совершенные моторы и вооружение. Кроме, того существенным недостатком было то, что эти истребители путали с самолетами люфтваффе, даже имели место печальные последствия.

Самолеты Франции "Потэз" серии 63

Тяжелый истребительФранцузские истребители Второй мировой войны "Потэз" Р.630/631 можно сравнить с самолетами люфтваффе Messerschmitt Bf.110. Если по вооружению машины были приблизительно равны, то начиная с модификации Bf 110С, Мессершмитты оснащались гораздо более мощными двигателями. Надо отметить также негативный для ВВС Франции факт - силуэт "Потэзов" очень походил на немецкие Bf 110, из-за этого самолеты Р.630 и Р.631 порой подвергались атакам c французской и английской стороны.

Истребитель Франции

В 1934 году стартовал конкурс на новый одноместный истребитель, способный развивать скорость не менее 450 км/ч и вооруженный одной-двумя 20-мм пушками. В результате был создан и принят на вооружение французских Военно-воздушных сил истребитель Morane-Saulnier МS.406. Параллельно с упомянутым конкурсом (в 1934 году) Минавиации Франции выдало задание на проектирование двухмоторного истребителя, который способен выполнять следующие функции:

  • дневного истребителя-штурмовика и истребителя сопровождения - двухместный С2;
  • лидера истребителей, с которого по радио руководили бы большой группой одномоторных машин - трехместный самолет класса С3;
  • ночного истребителя - двухместный CN2.

Самолет 630-01

Прототип Potez 630-01

Согласно спецификации, самолет, вооруженный двумя 20-мм пушками и 7,5-мм пулеметом на турели, должен был развивать скорость не менее 450 км/ч. По требованиям к маневренности машина не должна была проигрывать одномоторным истребителям, поэтому взлетную массу сначала ограничили 3000 кг, а впоследствии увеличили до 3500 кг. В конкурсе принимали участие пять проектов, однако до серийного производства довели два, из которых "Потэзы" пошли в серию в истребительном варианте, а "Бреге" Вr.69 строился только, как штурмовик.

Potez 630 Тяжелый истребитель
Potez 630 Potez 630
Кликните на изображение для увеличения

Проектирование двухмоторного французского истребителя Второй мировой велось в конструкторском бюро фирмы "Аэроплан Анри Потез" под руководством Луи Королье (Louis Coroller). Самолет, отличающийся чистыми аэродинамическими формами, представлял собой свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Параллельно прорабатывались два варианта, которые отличались силовой установкой:

  • Р.630 под "Испано-Сюиза" HS 14Н,
  • Р.631 под "Гном-Рон" GR 14М.

Оба мотора представляли новое поколение малогабаритных 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения.

Potez 630

Опытный образец с моторами HS 14Hbs (580 л.с.) "Потэз" 630-01, изготовление которого началось в апреле 1935 года, впервые поднялся в воздух 25 апреля 1936 года. Самолет в то время имел деревянный стабилизатор без поперечного V, усиленный лентами-расчалками. 6 мая в ходе полета оторвалась лопасть винта, а левый мотор получил повреждения во время вынужденной посадки. Машину отремонтировали, поставили новое, металлическое, горизонтальное оперение и стойки шасси большей длины. На самолет устанавливались моторы (один левого, а другой правого вращения) HS 14Аb-02/03, а затем - HS 14Аb-10/11 (725 л.с.).

Самолеты Франции

С марта 1937 года проходил испытания прототип Р.631, на котором были установлены моторы GR 14Mars мощностью 700 л.с. Самолеты Potez 630 и 631 внешне мало чем отличались, кроме мотоустановок. Капоты "Гном-Ронов" на Р.631 имели меньший диаметр, а воздухозаборник маслорадиатора находился снизу. У Р.630 заборник разместили сверху мотогондолы.

В феврале 1938 года совершил полет первый серийный Р.630. Серийное производство велось с января 1938 года по июнь 1941 года на заводах SNCAN (Société nationale de constructions aéronautiques du Nord) в городах Гавр, Кадебек, Ле Мюро, Мельта и Эвр. С точки зрения технологии, конструкция самолетов Potez была очень удачно продумана, поэтому на постройку одного самолета расходовалось несколько больше времени, чем на одномоторный французский истребитель Dewoitine D.520 и почти в два раза меньше, чем на Morane-Saulnier МS.406. Всего построено свыше 1275 самолетов данного типа (многие источники указывают разные данные). Самой массовой являлась модификация многоцелевого вспомогательного самолета Potez 63.11 (выпущено не менее 723 машин).

Potez 63.11

На фото: Potez 63.11

Основные технические характеристики самолетов "Potez"

P.630C3

  P.630C3
Двигатель Испано-Сюиза HS 14Аb-10/11
мощность, л.с. 725
Размах крыла, м 16,00
Длина самолета, м 11,07
Высота самолета, м 3,61
Площадь крыла, кв. м 32,70
Масса, кг:  
пустого самолета 2450
взлетная 3850
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли  
на высоте 448
Скороподъемность, м/с 10,3
Потолок, м 10000
Дальность полета, км 1300

P.631C3

  P.631C3
Двигатель Гном-Рон GR 14М-4/5
мощность, л.с. 700
Размах крыла, м 16,00
Длина самолета, м 11,07
Высота самолета, м 3,61
Площадь крыла, кв. м 32,70
Масса, кг:  
пустого самолета 2450
взлетная 3760
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 360
на высоте 442
Скороподъемность, м/с 11,8
Потолок, м 9500
Дальность полета, км 1220

Potez 630

Основные модификации самолетов:

  • P.630C3 - с двигателями HS 14Аb-02/03 (на первых 48 самолетах) или HS 14Аb-10/11 мощностью 725 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS S9 или HS 404 в нижней носовой части фюзеляжа, одного 7,5-мм пулемета MAC 1934 на верхней оборонительной установке. Часть самолетов оснащалась пулеметом MAC 1934 вместо одной из пушек. По данным разных источников, построено от 82 до 88 машин данного типа.
  • P.630DC (P.630lns) - самолеты P.630C3, переоборудованные в учебные с двойным управлением.
  • P.631C3 - с двигателями GR 14М-4/5 (700 л.с.). Вооружение, как у P.630C3, однако последние серии дополнительно оснащались четырьмя пулеметами MAC 1934 в подкрыльевых гондолах. Построено от 207 до 215 самолетов (по разным данным). Самолеты P.631CN2 практически не отличались от P.631C3.
  • P.635CN2 - прототип ночного истребителя не был достроен.
  • Р.63.12 - с американскими двигателями испытывался, но серийно не производился.

Французские ВВС перед объявлением войны Германии насчитывали 85 Р.630, из которых 65 самолетов в первой линии. Тогда же имелось 206 Potez 631, включая 117 в строевых частях.

Potez 630

Надеемся, что понимание подробной таблицы ЛТХ французских самолетов периода Второй мировой войны, находящихся под спойлером, не вызовет затруднений у людей, не владеющих французским языком.

Спойлер: Характеристики самолетов Potez

63.0

Modèles Potez 63.0
Prototype 25/4/1936
Pilote Nicole
Production (1) 88
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.850 kg
Capacité de charge 500 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 460 Km/h à 5.000 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Hispano-Suiza 14 Ab
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 670 CV à 4.000 m
Tours/minute 2.400
Hélice Nom HamiltonTripale
Diam. 2, 9 m
Carburateur  
RéservoirsType AVIAL soudé 7651
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.1

Modèles Potez 63.1
Prototype 15/3/1937
Pilote Detré
Production (1) 215
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32.7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.760 kg
Capacité de charge 450 kg
Poids maximum 2 800 kg
Vitesse maximum 442 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 5'56"
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Gnôme -Rhône I4M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Gnome -Rhône tripale â pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Stromberg 125 G
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.3

Modèles Potez 63.3
Prototype 15/1/1937
Pilote Detré
Production (1) 71
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.500 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/h à 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'08"
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.320 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Ratier
Diam. 3, 07 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.7

Modèles Potez 63.7
Prototype octobre 1938
Pilote Nicole
Production (1) 61
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.225 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/hà 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 8000 m en 18'26
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.550 km
Motorisation Gnôme - Rhône 14M6/7
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 37030
Hélice Nom Ratier â pas variable
Diam. 3,06 m
Carburateur ZenithRGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.11

Modèles Potez 63.11
Prototype 31/12/1938
Pilote Detré
Production (1) 863
Envergure 16 m
Longueur 11,007 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.433 kg
Capacité de charge  
Poids maximum 2000 kg
Vitesse maximum 425 Km/hà 5.000 m
Vitesse ascensionnelle 2.000 m en4'
Plafond 8.500 m
Rayon d'action maximum 1.500 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute  
Hélice Nom Ratier à pas variable
Diam. 3,05 m
Carburateur Zenith
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm
Canons  


Спойлер: Характеристики самолетов Potez

Источники:

  • Aero Journal Hors-Serie 10 (11-05) - Potez 630, 631, 633;
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
  • Aircraft Profile 195 - The Potez 63 Series;
  • Les Ailes de Gloire 09.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Около ста новых самолетов получат ВВС России в 2014 году
Михаил Погосян: в 2014 году мы должны приблизиться к цифре 100 самолетов Около ста новых боевых самолетов получат российские Военно-воздушные силы...
Многоцелевая амфибия "Douglas" "Dolphin"
"Douglas" многоцелевая амфибия "Dolphin" В 1930 году фирма "Дуглас" представила новую двухдвигательную коммерческую летающую лодку-амфибию под названием "Долфин" (Dolphin - "дельфин")....
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме