Ночной бомбардировщик Bloch MB.210 Verdun
Ночной бомбардировщик Bloch MB.210 Verdun французских ВВС изначально разрабатывался для морской авиации. Этот самолет имел некоторые отличия от MB.200, но они не позволили получить значительных улучшений характеристик. И бомбардировщик к началу Второй мировой войны уже устарел.

Французский бомбардировщик Блок MB.210 "Верден"

Самолет WWIIФранцузский средний бомбардировщик периода Второй мировой войны Блок MB.210 создавался практически одновременно с Bloch MB.200. Очевидно, MB.210 Verdun за счет введения убирающегося шасси (другие отличия будут рассмотрены ниже) выглядел чуть более современным, но этот факт не мог гарантировать значительного увеличения летно-технических характеристик, и к началу Второй мировой войны самолет МВ.210 также устарел. Серийное производство Bloch MB.210 Verdun началось в декабре 1935 года и продолжалось до марта 1939 года. Помимо ВВС Франции (находился на вооружении с декабря 1935 года по ноябрь 1942 года), эти самолеты использовались в Румынии (с июня 1937 года), в Испании (с 1937 года), в Болгарии (с декабря 1942 года).

Bloch MB.210 Verdun

Проектирование самолета велось в КБ фирмы "Авьонс Марсель Блок" под руководством М.Блока (Marcel Bloch) с 1932 года по заданию ВМС на торпедоносец-бомбардировщик берегового базирования (в литературе также можно встретить информацию, что машина создавалась в порядке частной инициативы). При беглом взгляде на фотографию самолета Второй мировой войны Bloch MB.210, можно отметить сходство, но в отличие от MB.200 Verdun имел низкорасположенное крыло и удлиненный фюзеляж, а верхнюю и нижнюю стрелковые турели сделали убирающимися. Однако, некоторые эти отличия в большей степени сказались в результате на снижении аэродинамического сопротивления, чем на внешнем облике самолета.

MB.210 "Верден"
Самолеты Франции Бомбардировщик
Bloch MB.210 Бомбардировщики
Нажмите на фото для увеличения

23 ноября 1934 года начались испытания первого прототипа MB.210.01 с двигателями Gnome-Rhône 14Kdrs/Kgrs мощностью 800 л.с. и неубирающимся шасси. Затем был построен второй самолет MB.211.01, но уже с Hispano-Suiza HS 12Y (12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения, мощность - 860 л.с.) и убирающимся шасси. Несмотря на в целом успешные испытания (и на колесном, и на поплавковом шасси), на вооружение морской авиации самолет принят не был. Но им заинтересовались французские ВВС, куда Bloch MB.210 и поступил на вооружение в качестве ночного бомбардировщика.

Серийные бомбардировщики Bloch MB.210 являлись своего рода комбинацией прототипов:

  • от MB.211.01 он получил убирающееся шасси,
  • от MB.210.01 - звездообразные моторы Gnome-Rhône.
Bloch MB.210 Verdun
Bloch MB.210 Verdun Самолет Франции
Кликните на изображение для увеличения

За время серийного производства с декабря 1935 года, как уже было отмечено на нашем сайте pro-samolet.ru, до марта 1939 года было построено 257 самолетов данного типа. Основная модификация имела обозначение MB.210BN5 (BN5 - пятиместный ночной бомбардировщик) оснащенный двигателями Gnome-Rhône 14Kirs/Kjrs (900 л.с.), которые в ходе использования заменяли на Gnome-Rhône 14N10/11 мощностью 950 л.с. Масса бомбовой нагрузки включала 1600 кг (восемь 200-кг бомб), а стрелковое вооружение состояло из трех 7,5-мм пулеметов, размещенных в верхней и нижней выдвижных башнях, а также в носовой башне. Пять человек входили в экипаж самолета.

Bloch MB.210 Verdun

Bloch MB.210 "Verdun"
Двигатели:  
тип Гном-Рон GR 14N10/11
мощность, л.с. 950
Размах крыла, м 22,81
Длина самолета, м 18,83
Высота самолета, м 6,7
Площадь крыла, кв. м 64,3
Масса, кг:  
пустого самолета 6400
нормальная взлетная 9700
максимальная взлетная 10 200
Скорость максимальная, км/ч 332
Время набора высоты 4000 м, мин 12
Потолок, м 9900

Самолеты Франции WWII

На изображении: самолеты Detwoine D.520, Bloch MB 210, Breguet Bre.693

Французские бомбардировщики Блок MB.210 получили боевое крещение в ходе Гражданской войны в Испании (июль 1936 года - апрель 1939 года). Летом 1936 года республиканское правительство закупило три самолета данного типа, которые использовались с целью патрулирования побережья Каталонии, а также сделали несколько ночных налетов на объекты Балеарских островов. К началу Второй мировой войны бомбардировщики Bloch MB.210 Verdun находились на вооружении 12 групп ВВС Франции, которые во время "странной войны" (период Второй мировой войны с 03.09.1939 по 10.05.1940 года на Западном фронте) совершили несколько разведывательных полетов. К 10 мая 1940 года в частях первой линии еще было около 120 бомбардировщиков Bloch MB.210, хотя ранее (в сентябре) началась замена этих машин более современными самолетами. В тот период MB.210 находились на вооружении семи групп во Франции и трех в Марокко.

Bloch MB 210 в полете

В группах GB I/21 и GB II/21, которые только начали осваивать бомбардировщики семейства Amiot 351/354, MB.210 применялись наиболее активно. Вступив в бой ночью на 16 мая 1940 года они совершили несколько налетов на цели у Рейна, в Бельгии и на уже занятой территории Франции. За период до 17 июня группы потеряли 10 самолетов MB.210, а девять были списаны из-за полученных повреждений.

Bloch MB.210 Verdun

Бомбардировщики Bloch MB.210 Verdun в составе ВВС Виши эксплуатировались как вспомогательные. После того, как Германия захватила неоккупированную часть Франции в ноябре 1942 года, немецкими трофеями стали по разным данным до 42 таких самолетов, которым не нашли практического применения; по существующим сведениям шесть самолетов передали Болгарии. 24 самолета MB.210 получила Румыния в 1937-38 годах, эти бомбардировщики принимали участие в войне против СССР, их использовали в основном днем.

Самолет Bloch

Источники:

  • Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
  • Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-210;
  • French Aircraft of World War II;
  • А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Юнкерс Ju 87 "Штука"
Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик. Едва придя к власти в Германии в 1933 году, руководство нацистской партии предприняло...
О возможных закупках Як-130
Формирование государственной программы вооружений на 2016-2025 годы начало российское военное ведомство. Уже достигнуты первые договоренности: Министерство обороны в рамках...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме