Ночной бомбардировщик Bloch MB.210 Verdun
|
Французский бомбардировщик Блок MB.210 "Верден"
Французский средний бомбардировщик периода Второй мировой войны Блок MB.210 создавался практически одновременно с Bloch MB.200. Очевидно, MB.210 Verdun за счет введения убирающегося шасси (другие отличия будут рассмотрены ниже) выглядел чуть более современным, но этот факт не мог гарантировать значительного увеличения летно-технических характеристик, и к началу Второй мировой войны самолет МВ.210 также устарел. Серийное производство Bloch MB.210 Verdun началось в декабре 1935 года и продолжалось до марта 1939 года. Помимо ВВС Франции (находился на вооружении с декабря 1935 года по ноябрь 1942 года), эти самолеты использовались в Румынии (с июня 1937 года), в Испании (с 1937 года), в Болгарии (с декабря 1942 года).
Проектирование самолета велось в КБ фирмы "Авьонс Марсель Блок" под руководством М.Блока (Marcel Bloch) с 1932 года по заданию ВМС на торпедоносец-бомбардировщик берегового базирования (в литературе также можно встретить информацию, что машина создавалась в порядке частной инициативы). При беглом взгляде на фотографию самолета Второй мировой войны Bloch MB.210, можно отметить сходство, но в отличие от MB.200 Verdun имел низкорасположенное крыло и удлиненный фюзеляж, а верхнюю и нижнюю стрелковые турели сделали убирающимися. Однако, некоторые эти отличия в большей степени сказались в результате на снижении аэродинамического сопротивления, чем на внешнем облике самолета.
MB.210 "Верден"
|
|
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
23 ноября 1934 года начались испытания первого прототипа MB.210.01 с двигателями Gnome-Rhône 14Kdrs/Kgrs мощностью 800 л.с. и неубирающимся шасси. Затем был построен второй самолет MB.211.01, но уже с Hispano-Suiza HS 12Y (12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения, мощность - 860 л.с.) и убирающимся шасси. Несмотря на в целом успешные испытания (и на колесном, и на поплавковом шасси), на вооружение морской авиации самолет принят не был. Но им заинтересовались французские ВВС, куда Bloch MB.210 и поступил на вооружение в качестве ночного бомбардировщика.
Серийные бомбардировщики Bloch MB.210 являлись своего рода комбинацией прототипов:
- от MB.211.01 он получил убирающееся шасси,
- от MB.210.01 - звездообразные моторы Gnome-Rhône.
Bloch MB.210 Verdun
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
За время серийного производства с декабря 1935 года, как уже было отмечено на нашем сайте pro-samolet.ru, до марта 1939 года было построено 257 самолетов данного типа. Основная модификация имела обозначение MB.210BN5 (BN5 - пятиместный ночной бомбардировщик) оснащенный двигателями Gnome-Rhône 14Kirs/Kjrs (900 л.с.), которые в ходе использования заменяли на Gnome-Rhône 14N10/11 мощностью 950 л.с. Масса бомбовой нагрузки включала 1600 кг (восемь 200-кг бомб), а стрелковое вооружение состояло из трех 7,5-мм пулеметов, размещенных в верхней и нижней выдвижных башнях, а также в носовой башне. Пять человек входили в экипаж самолета.
Bloch MB.210 "Verdun"
Двигатели: |
|
тип |
Гном-Рон GR 14N10/11 |
мощность, л.с. |
950 |
Размах крыла, м |
22,81 |
Длина самолета, м |
18,83 |
Высота самолета, м |
6,7 |
Площадь крыла, кв. м |
64,3 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
6400 |
нормальная взлетная |
9700 |
максимальная взлетная |
10 200 |
Скорость максимальная, км/ч |
332 |
Время набора высоты 4000 м, мин |
12 |
Потолок, м |
9900 |
На изображении: самолеты Detwoine D.520, Bloch MB 210, Breguet Bre.693
Французские бомбардировщики Блок MB.210 получили боевое крещение в ходе Гражданской войны в Испании (июль 1936 года - апрель 1939 года). Летом 1936 года республиканское правительство закупило три самолета данного типа, которые использовались с целью патрулирования побережья Каталонии, а также сделали несколько ночных налетов на объекты Балеарских островов. К началу Второй мировой войны бомбардировщики Bloch MB.210 Verdun находились на вооружении 12 групп ВВС Франции, которые во время "странной войны" (период Второй мировой войны с 03.09.1939 по 10.05.1940 года на Западном фронте) совершили несколько разведывательных полетов. К 10 мая 1940 года в частях первой линии еще было около 120 бомбардировщиков Bloch MB.210, хотя ранее (в сентябре) началась замена этих машин более современными самолетами. В тот период MB.210 находились на вооружении семи групп во Франции и трех в Марокко.
В группах GB I/21 и GB II/21, которые только начали осваивать бомбардировщики семейства Amiot 351/354, MB.210 применялись наиболее активно. Вступив в бой ночью на 16 мая 1940 года они совершили несколько налетов на цели у Рейна, в Бельгии и на уже занятой территории Франции. За период до 17 июня группы потеряли 10 самолетов MB.210, а девять были списаны из-за полученных повреждений.
Бомбардировщики Bloch MB.210 Verdun в составе ВВС Виши эксплуатировались как вспомогательные. После того, как Германия захватила неоккупированную часть Франции в ноябре 1942 года, немецкими трофеями стали по разным данным до 42 таких самолетов, которым не нашли практического применения; по существующим сведениям шесть самолетов передали Болгарии. 24 самолета MB.210 получила Румыния в 1937-38 годах, эти бомбардировщики принимали участие в войне против СССР, их использовали в основном днем.
Источники:
- Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
- Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-210;
- French Aircraft of World War II;
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".