Средний бомбардировщик Bloch MB.200
|
Французский средний бомбардировщик Второй мировой войны Блок MB.200
Французский цельнометаллический средний бомбардировщик периода Второй мировой войны Bloch MB.200 поступил на вооружение ВВС Франции осенью 1934 года. Во время Гражданской войны в Испании самолеты данного типа впервые участвовали в боевых действиях на стороне республиканцев. Хотя MB.200 был одним из основных французских бомбардировщиков середины и второй половины 30-х годов, однако, даже на момент своего создания это был самолет с вполне скромными летными характеристиками. Во время Второй мировой войны эта машина не могла применяться по прямому назначению (как бомбардировщик), ее оттеснили на вспомогательные роли (а в битве за Францию MB.200 использовались только как ночные и морские патрульные бомбардировщики).
Двухмоторный самолет разрабатывался под руководством М. Блока (Marcel Bloch) с 1932 года в соответствии с объявленным Министерством авиации конкурсом на новый 5-местный ночной бомбардировщик BN5, в котором со своими проектами приняли участие шесть фирм ("Лиор эт Оливье", "Фарман", Потэ, "Борделез", "Кузинэ" и "Авьонс Марсель Блок").
Marcel Bloch создал свойственную для авиации Франции первой половины тридцатых годов машину - цельнометаллический угловатый моноплан с высокорасположенным крылом толстого профиля, фюзеляжем прямоугольного сечения и неубираемым подкосным шасси, колеса были заключены в обтекатели каплевидной формы. Оборонительное вооружение включало три 7,5-мм пулемета, а бомбовая нагрузка - 1200 кг. Экипаж должен был состоять из четырех человек во время ночных вылетов, а днем - из пяти.
С июня 1933 года проходил испытания прототип, оснащенный моторами Gnome-Rhône 14Krsd мощностью 770 л.с. Самолет продемонстрировал скорость на 18 процентов ниже требуемой заданием, но это обстоятельство восприняли, как незначительное для ночного бомбардировщика, и MB.200 был принят на вооружение. В июле 1934 года началось серийное производство, а общее количество построенных самолетов составило 208 (до июля 1936 года). Кроме того, эти машины по лицензии выпускались в Чехословакии (до апреля 1939 года), где построено 64 единицы.
Фотографии самолетов
|
|
|
|
|
|
Кликните на фото для увеличения |
Основные модификации самолета:
- MB.200BN4 - с двигателями GR 14Kirs/Kjrs (870 л.с.). Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета в носовой, верхней и нижней башнях. Масса бомбовой нагрузки - 1400 кг (800 кг в бомбоотсеке, остальные на внешней подвеске). Экипаж состоял из 4 человек.
- "Аэро" MB.200 (Aero MB.200) - лицензионный вариант, строившийся в Чехословакии. Двигатели Walter K14-IP/L (лицензионные GR 14Krsd). Стрелковое вооружение - пять 7,92-мм пулеметов (один в носовой, по два в верхней и нижней башнях). Экипаж - 5-6 человек.
Как уже было отмечено в начале этой статьи сайта pro-samolet.ru, боевой дебют самолетов MB.200 состоялся в Испании, республиканское правительство которой вскоре после начала Гражданской войны смогло приобрести четыре таких машины. В 1936-1937 гг. они производили разведку и бомбометание в районе Мадрида. MB.200 был одним из основных бомбардировщиков Франции середины и второй половины 30-х гг. Более современные MB.210 так и не вытеснили его из боевого состава, несмотря на то, что к началу Второй мировой войны отставание летных данных MB.200 от мирового уровня было очевидным.
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
На начало Второй мировой войны ВВС Франции насчитывали 169 таких самолетов, из которых 91 были в боевых частях (четыре группы в метрополии, две в Северной Африке и одна в Сирии). Когда Франция вступила в войну, были попытки использования MB.200 в дневных разведывательных полетах. Но 9 сентября 1939 года два самолета 31-й эскадры были сбиты "Мессершмиттами", и MB.200 стали отводить в тыл для эксплуатации в качестве транспортных и учебных, хотя отдельные разведывательные полеты в ночное время осуществлялись до конца 1939 года.
Кроме сирийской GB I/39 и дислоцированной в Тунисе GB I/25, самолеты которой вплоть до поражения Франции патрулировали Средиземное море, весной 1940 года большинство групп получили новые самолеты. Некоторое количество MB.200 в составе ВВС Виши продолжали использоваться во вспомогательных целях, а самолеты, находившиеся в Сирии, в июне 1941 года выполнили несколько ночных налетов на позиции противника во время конфликта с англичанами и войсками Свободной Франции.
В ВВС Чехословакии самолетами "Аэро" MB.200 оснастили шесть эскадрилий 5-го и 6-го авиаполков. После немецкой оккупации, трофеями Германии стали 67 самолетов, еще 4 были через некоторое время достроены и также переданы люфтваффе, и до весны 1941 года применялись как учебные. ВВС Болгарии получили 12 самолетов, которые использовались для патрулирования Черноморского побережья. В литературе есть информация, что несколько "Аэро" MB.200 были переданы Румынии и Хорватии. А ВВС Словакии получили один MB.200, который использовался до марта 1940 года.
Бомбардировщик Bloch MB.200
Двигатели: |
|
тип |
Гном-Рон GR 14Kirs/Kjrs |
мощность, л.с. |
870 |
Размах крыла, м |
22,45 |
Длина самолета, м |
16,0 |
Высота самолета, м |
3,92 |
Площадь крыла, кв. м |
66,75 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
4195 |
нормальная взлетная |
6785 |
максимальная взлетная |
7480 |
Скорость максимальная, км/ч |
295 |
Скороподъемность, м/с |
4,33 |
Потолок, м |
6900 |
Дальность полета, км |
1000 |
Источники:
- Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
- Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-200;
- French Aircraft of World War II;
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".