Средний бомбардировщик Bloch MB.200
До начала Второй мировой войны самолет Bloch MB.200 являлся одним из основных бомбардировщиков Франции. Но даже на момент своего принятия на вооружение, было ясно, что его характеристики не являются особенными. Поэтому средний бомбардировщик MB.200 в ходе боев был постепенно вытеснен на второстепенные роли.

Французский средний бомбардировщик Второй мировой войны Блок MB.200

Бомбардировщик ФранцииФранцузский цельнометаллический средний бомбардировщик периода Второй мировой войны Bloch MB.200 поступил на вооружение ВВС Франции осенью 1934 года. Во время Гражданской войны в Испании самолеты данного типа впервые участвовали в боевых действиях на стороне республиканцев. Хотя MB.200 был одним из основных французских бомбардировщиков середины и второй половины 30-х годов, однако, даже на момент своего создания это был самолет с вполне скромными летными характеристиками. Во время Второй мировой войны эта машина не могла применяться по прямому назначению (как бомбардировщик), ее оттеснили на вспомогательные роли (а в битве за Францию MB.200 использовались только как ночные и морские патрульные бомбардировщики).

Двухмоторный самолет разрабатывался под руководством М. Блока (Marcel Bloch) с 1932 года в соответствии с объявленным Министерством авиации конкурсом на новый 5-местный ночной бомбардировщик BN5, в котором со своими проектами приняли участие шесть фирм ("Лиор эт Оливье", "Фарман", Потэ, "Борделез", "Кузинэ" и "Авьонс Марсель Блок").

Bloch MB.200

Marcel Bloch создал свойственную для авиации Франции первой половины тридцатых годов машину - цельнометаллический угловатый моноплан с высокорасположенным крылом толстого профиля, фюзеляжем прямоугольного сечения и неубираемым подкосным шасси, колеса были заключены в обтекатели каплевидной формы. Оборонительное вооружение включало три 7,5-мм пулемета, а бомбовая нагрузка - 1200 кг. Экипаж должен был состоять из четырех человек во время ночных вылетов, а днем - из пяти.

С июня 1933 года проходил испытания прототип, оснащенный моторами Gnome-Rhône 14Krsd мощностью 770 л.с. Самолет продемонстрировал скорость на 18 процентов ниже требуемой заданием, но это обстоятельство восприняли, как незначительное для ночного бомбардировщика, и MB.200 был принят на вооружение. В июле 1934 года началось серийное производство, а общее количество построенных самолетов составило 208 (до июля 1936 года). Кроме того, эти машины по лицензии выпускались в Чехословакии (до апреля 1939 года), где построено 64 единицы.

Фотографии самолетов
Средний бомбардировщик Французский самолет Второй мировой войны
Французский самолет Второй мировой Французский самолет Второй мировой войны
Самолет WWII Бомбардировщик
Кликните на фото для увеличения

Основные модификации самолета:

  • MB.200BN4 - с двигателями GR 14Kirs/Kjrs (870 л.с.). Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета в носовой, верхней и нижней башнях. Масса бомбовой нагрузки - 1400 кг (800 кг в бомбоотсеке, остальные на внешней подвеске). Экипаж состоял из 4 человек.
  • "Аэро" MB.200 (Aero MB.200) - лицензионный вариант, строившийся в Чехословакии. Двигатели Walter K14-IP/L (лицензионные GR 14Krsd). Стрелковое вооружение - пять 7,92-мм пулеметов (один в носовой, по два в верхней и нижней башнях). Экипаж - 5-6 человек.

Бомбардировщик Bloch MB.200

Как уже было отмечено в начале этой статьи сайта pro-samolet.ru, боевой дебют самолетов MB.200 состоялся в Испании, республиканское правительство которой вскоре после начала Гражданской войны смогло приобрести четыре таких машины. В 1936-1937 гг. они производили разведку и бомбометание в районе Мадрида. MB.200 был одним из основных бомбардировщиков Франции середины и второй половины 30-х гг. Более современные MB.210 так и не вытеснили его из боевого состава, несмотря на то, что к началу Второй мировой войны отставание летных данных MB.200 от мирового уровня было очевидным.

Самолет Bloch MB.200 Самолет Bloch MB.200
Нажмите на изображение для увеличения

На начало Второй мировой войны ВВС Франции насчитывали 169 таких самолетов, из которых 91 были в боевых частях (четыре группы в метрополии, две в Северной Африке и одна в Сирии). Когда Франция вступила в войну, были попытки использования MB.200 в дневных разведывательных полетах. Но 9 сентября 1939 года два самолета 31-й эскадры были сбиты "Мессершмиттами", и MB.200 стали отводить в тыл для эксплуатации в качестве транспортных и учебных, хотя отдельные разведывательные полеты в ночное время осуществлялись до конца 1939 года.

Самолет Bloch MB.200

Кроме сирийской GB I/39 и дислоцированной в Тунисе GB I/25, самолеты которой вплоть до поражения Франции патрулировали Средиземное море, весной 1940 года большинство групп получили новые самолеты. Некоторое количество MB.200 в составе ВВС Виши продолжали использоваться во вспомогательных целях, а самолеты, находившиеся в Сирии, в июне 1941 года выполнили несколько ночных налетов на позиции противника во время конфликта с англичанами и войсками Свободной Франции.

На вооружении люфтваффе

В ВВС Чехословакии самолетами "Аэро" MB.200 оснастили шесть эскадрилий 5-го и 6-го авиаполков. После немецкой оккупации, трофеями Германии стали 67 самолетов, еще 4 были через некоторое время достроены и также переданы люфтваффе, и до весны 1941 года применялись как учебные. ВВС Болгарии получили 12 самолетов, которые использовались для патрулирования Черноморского побережья. В литературе есть информация, что несколько "Аэро" MB.200 были переданы Румынии и Хорватии. А ВВС Словакии получили один MB.200, который использовался до марта 1940 года.

Бомбардировщик Bloch MB.200

Бомбардировщик Bloch MB.200
Двигатели:  
тип Гном-Рон GR 14Kirs/Kjrs
мощность, л.с. 870
Размах крыла, м 22,45
Длина самолета, м 16,0
Высота самолета, м 3,92
Площадь крыла, кв. м 66,75
Масса, кг:  
пустого самолета 4195
нормальная взлетная 6785
максимальная взлетная 7480
Скорость максимальная, км/ч 295
Скороподъемность, м/с 4,33
Потолок, м 6900
Дальность полета, км 1000

Источники:

  • Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
  • Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-200;
  • French Aircraft of World War II;
  • А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме