Многоцелевой биплан У-2/По-2 - Техническое описание самолета
Многоцелевой биплан Поликарпова У-2, легендарный самолет Второй мировой войны, изначально создавался для обучения пилотов. Учебно-боевой вариант - У-2ВС. За годы производства с 1929 по 1959 произведено более 40000 самолетов У-2.
Содержание
Многоцелевой биплан У-2/По-2
Техническое описание самолета
Модификации самолета

Техническое описание самолета У-2/По-2

У-2 опытной серии

Пилоты были в восторге от новой машины, которая была очень проста в управлении, и прощали даже грубые ошибки-немаловажное достоинство при начавшейся в те годы в СССР массовой подготовке летчиков. В 1928 году самолет был продемонстрирован на авиасалоне в Берлине, а вскоре началось его серийное производство ленинградским заводом № 23 "Красный летчик" (опытная серия из шести самолетов была заказана еще в марте). В основном машина выпускалась на заводах авиационной промышленности, но ее также собирали в аэроклубах и ремонтных мастерских из готовых частей или элементов нескольких списанных самолетов.

По-2

У-2 (По-2) вид сбоку

В сборочном цехе завода "Красный летчик" строились одновременно как У-2, так и легкие самолеты Яковлева. С момента полета прототипа в 1927 году и до 1953 года, когда производство самолетов По-2 завершилось в СССР, и далее до 1955 года - времени прекращения серийного выпуска самолетов в Польше, число только основных модификаций достигло дюжины. Изменения в конструкцию стали вноситься уже в 1930 году, когда развернулось массовое производство самолета.

Доработки производились непрерывно, что приводило к неразберихе на сборочных линиях. Чтобы решить эту проблему стали использовать следующий метод: после внесения определенного числа доработок конструкция "замораживалась" (дальнейшие изменения не допускались) и создавался так называемый эталон, включавший все доработки до определенной даты. Для строившихся до войны У-2 эталоны обозначались цифрой года: эталон 1933 года, 1934,1936,1938, 1939 и 1940 годов.

Двигатели.

Своим успехом У-2/По-2 во многом обязан тому, что в наличии имелся подходящий серийный двигатель. Пятицилиндровый мотор воздушного охлаждения М-11 конструкции Швецова создавался параллельно с У-2. Первые М-11 имели номинальную мощность 100 л.с. (74 кВт) максимальную 110 л.с. (81 кВт). В 1939 году появился М-11Г (такой же мощности), а за ним усовершенствованный М-11Д номинальной/максимальной мощностью 115/125 л.с. (85/92 кВт). Послевоенные самолеты оснащались моторами М-11Д и М-11Ф (140 Л.С./103 кВт), М-11К, Л, М, МФ и, возможно, М-ПФР (160 л.с./118 кВт). Моторы модификации М-11М/МФ (146 л.с./106 кВт) были первыми существенно модернизированными М-11 и имели заметные внешние отличия от своих предшественников-площадь оребрения головок цилиндров была значительно увеличена, чтобы обеспечить приемлемый температурный режим. Кроме того, сделали закрытыми толкатели клапанов, что позволило увеличить ресурс мотора, а ФР имел более выпуклый картер.

Помимо М-11 на У-2/По-2 устанавливались и другие моторы. Самым мощным из них был американский Райт "Циклон" (714 л.с./524 кВт), которым оснастили модернизированный У-2, получивший обозначение РВ-23 (Рекорд высоты). Самолет был построен на заводе № 23 "Красный Летчик" в Ленинграде под руководством Николая Густавовича Михельсона. Следует отметить, что эта машина очень отличалась от У-2 - она имела два поплавка. А размах крыльев был увеличен с 11,4 до 17 м. Предполагалось, что самолет сможет набрать высоту 14000 м - новый мировой рекорд для гидросамолетов, но удалось достичь "только" 13430 м. Для действий в условиях Арктики одна машина (вероятно имевшая бортовой У-2ВВС/У-2ВС - наиболее массовая предвоенная модификация У-2 номер СССР-Н5) была оснащена более мощным и надежным двигателем Сименс Гальске Sh 14 мощностью 125 л.с. (92 кВт). Кроме того самолет получил дополнительный топливный бак для увеличения дальности полета. Он был поставлен Комсевморпути-организации, отвечающей за Северный морской путь-в январе 1932 года, где прослужил около трех месяцев, прежде чем потерпел аварию.

кукурузник

У-2 (По-2) в наши дни

Наверное, наименее эффективными из устанавливавшихся на У-2 моторов был ряд модифицированных автомобильных двигателей ГАЗавиа, созданных на Горьковском автомобильном заводе. Они разрабатывались на базе лицензионных моторов Форд группой энтузиастов при поддержке руководства предприятия, и были построены небольшой серией. Предполагалось, что удастся создать дешевый массовый мотор для широкого использования в аэроклубах. Первый в семействе двигатель ГАЗ А развивал всего 46 л.с.(34 кВт) и был готов к летным испытаниям в 1934 году. За ним последовал ГАЗавиа М-60 мощностью 56 л.с. (41 кВт), а в 1937 году был создан ГАЗ-11, мощность которого сумели увеличить с первоначальных 85 л.с. (63 кВт) до 92-97 л.с. (68-71 кВт). Эти моторы, выполненные с широким использованием чугуна и имевшие громоздкие радиаторы, были слишком тяжелыми и маломощными и плохо подходили для установки на самолет. В ходе летных испытаний У-2 с мотором ГАЗ М-60 (один из таких самолетов принадлежал Осавиахиму и имел регистрационный номер СССР 2483 уступали своим собратьям с мотором М-11. Такие же неутешительные результаты продемонстрировали У-2 с мотором ГАЗ1-11, одним из которых был СССР-И 201.

Но не все попытки замены двигателя были столь же неудачными. Пятицилиндровый мотор воздушного охлаждения М-12 (200 л.с./ 147 кВт), разработанный под руководством М.А. Коссова, был в 1943 году установлен на У-2 МБ М-12, добавив "живости" биплану, которому уже не хватало мощности. Новый мотор был разработан так, что узлы его крепления были полностью идентичны таковым у М-11. Летные испытания продолжительностью 75 часов показали значительное увеличение летных характеристик, но несмотря на это М-12 в серию не пошел. Еще одна успешная "пересадка сердца" была проведена в Югославии в шестидесятых годах прошлого века. Югославы имели большое количество У-2 (По-2) советской постройки, к которым позднее прибавились выпущенные в Польше Po-2W и Po-2W SS. В сороковых и пятидесятых годах эти самолеты преимущественно несли службу в ВВС Югославии (JRV). Старые М-11 на них заменили четырехцилиндровыми рядными моторами жидкостного охлаждения Вальтер "Минор" мощностью 105 л.с. (77 кВт), которые выпускались в Чехословакии. Такая замена серьезно повлияла на внешний вид По-2, который стал напоминать британский "Тайгер Мое".



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме