Летающая лодка МДР-5 (МС-5)
МДР-5 (Морской Дальний Разведчик) — летающая лодка, разработанная в 1938 году в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Самолёт показал неудовлетворительные лётные качества, поэтому в серию не пошел. Гидросамолет дебютировал в 1938 году в количестве двух единиц, причем второй - в варианте амфибии. Первый прототип взлетел в небо в мае 1938 года, под управлением летчика-испытателя П.А.Номан.

Самолет-амфибия МДР-5 (МС-5)

значокКоллектив конструктора Г.М.Бериева приступил к проектированию нового гидросамолета, получившего название МДР-5, в конце 1937 года. В 1938 году к дальнему разведчику были скорректированы технические требования. МДР-5 (МС-5) представлял собой цельнометаллический моноплан с центропланом на широком пилоне, по схеме - моноплан-парасоль с центропланом на широком пилоне без подкосов. На консолях крыла - подкрыльные поплавки на длинных стойках с лентами-расчалками, винты ВИШ-3, капоты с управляемыми створками - "юбками". Конструкция из дюралюминия с обшивкой рулей и элеронов из полотна. Крыло профиля МОС-2718 девяти процентной относительной толщины, моноблочное, с четырьмя тонкостенными лонжеронами и подкрепленной работающей обшивкой, удлинение - 7,96. Элероны - у концов крыла, оставлявшие много места для посадочных щитков. Летающая лодка была произведена в 1938 году в количестве двух самолетов, причем последний - в амфибийном варианте. Первый прототип поднялся в небо в мае 1938 года под управлением летчика-испытателя П.А.Номана.

В процессе ряда испытаний пришли к выводу о целесообразности удлинения носа гидросамолета на 0,3 м по условиям мореходности на волне, а шасси было решено упразднить, и ниши под колеса заделать. В ходе заводских испытаний были выявлены несколько конструктивных дефектов. Так, 23 мая в одном из полетов произошел обрыв ленты-расчалки правого поплавка, который стал раскачиваться, затрудняя управление.

генеральный конструктор

Летчику с трудом удалось посадить самолет с креном на левое крыло. 10 сентября 1938 года при посадке лодка ударилась носовой частью о воду и разломалась. Все члены экипажа остались живы. Причиной аварии стала высокая посадочная скорость. Восстановить опытный экземпляр не удалось. Заводские испытания были продолжены на втором, амфибийном варианте МДР-5.

боковая проекция гидросамолета

Было выявлено, что самолет устойчиво летел на одном моторе, допускал развороты как в сторону остановленного мотора, так и в сторону работающего двигателя. Усилия, прилагаемые к штурвалу и на педали, при этом были нормальными. Вибрации крыла и хвостового оперения наблюдались в перегрузочном варианте, при выходе на редан, на левую часть фонаря кабины летчика попадали сильные брызги. Техника пилотирования самолета требовала от летчика квалификации не ниже средней.

верхняя проекция самолета-амфибии

Системы стрелкового, бомбового и химического вооружения работали безотказно. Таким образом, по основным техническим данным и пилотажным свойствам самолет удовлетворял тактико-техническим требованиям. Он был допущен к войсковым испытаниям, которые проводились с 28 октября 1939 года по 21 января 1940 года также на базе завода № 31.

передняя проекция амфибийного самолета

Летные качества получились, как упоминалось выше, достаточно удовлетворительные: скорость 345 км/ч на высоте 5250 м и потолок 8150 м. Но продолжительность и дальность полета были откровенно малы, примерно в два раза меньше, чем у аналогичных американских летающих лодок. Произошло это из-за утяжеления конструкции. Масса пустого самолета была около шести тонн, а полетная - около восьми тонн, с перегрузкой - до десяти тонн, весовая отдача - порядка 24-34 процентов, что было недопустимо. В серийное производство самолет не был запущен по причине успешного завершения испытаний более удачного гидросамолета МДР-6 конструкции И.В.Четверикова. Но МДР-5 - амфибия все же применялся для транспортировки грузов до 1943 года, ведь в условиях военного времени любая боевая единица была на "вес золота".

МДР-5
Экипаж человек 5
Размах крыла, м 25,00
Длина, м 15,88
Высота, м нет данных
Площадь крыла, м2 78,50
Масса пустого, кг 6083
Масса нормальная взлетная, кг 8000
Масса максимальная взлетная, кг 9200
Силовая установка 2 х М-87А
Мощность, л.с 2 х 950
Крейсерская скорость , км/ч 242
Максимальная скорость , км/ч (у земли) 283
Максимальная скорость , км/ч (на высоте) 345
Практическая дальность, км 2415
Скороподъемность, м/мин 278
Практический потолок, м 8150
Вооружение пулеметы, мм 3 х 7,62 ШКАС
Вооружение пушки, мм отсутствуют
Вооружение бомбы, кг 1000

Источники:

  • Андрей Крумкач. Морской дальний разведчик Бериев МДР-5.
  • А.Заблотский, А. Сальников. История ТАНТК им. Г.М. Бериева.
  • Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме