Советский гидросамолет, цельнометаллический моноплан с двумя двигателями. Колесное шасси выполнено съемным. Создан в ОКБ-45 под руководством И.В. Четверикова. Изначально являлся военной версией ледового разведчика АРК-3, испытанного в 1936 году. Первая опытная модель МДР-6 приступила к испытаниям в июле 1938 года, и почти сразу же потерпела катастрофу. Модернизированная последующая модель испытывалась с начала 1939 года, в июле того же года она прошла государственные испытания. Серийное производство этой летающей лодки освоили на заводе № 31 (Таганрог) в сентябре 1940 года. С начала 1941 года выпуск перенесли на завод № 30 в Савелово. Всего изготовлено 17 экземпляров (из них 13 экземпляров - в Таганроге). Экипаж - 4-5 человек. Двигатели М-63 (на ранних машинах), М-62 (на поздних). Вооружение 3x7,62 (в частях иногда переделывалось в 1x12,7+2x7,62), бомбы по 1200 кг (нормальная нагрузка 400 кг), на отдельных самолетах позднего выпуска монтировались НУР. Поздние машины получили усовершенствованную носовую стрелковую точку и верхнюю турель МВ-5.
МДР-6 (Че-2) вид сбоку
Первые гидросамолеты МДР-6 (уже как Че-2) поступили на вооружение ВВС Балтийского флота в конце 1940 года. С июля 1941 года две эскадрильи этих машин воевали под Таллином. Эти летающие лодки вели разведку в средней и южной частях Балтийского моря, долетая иногда до побережья Германии. В конце лета 1941 года МДР-6 участвовали в обеспечении налетов на Берлин как мобильные маяки на воде.
В сентябре 1941 года с Балтики самолеты этого типа передали на Северный флот, где они служили в основном как дальние разведчики. Че-2 вели разведку ледовой обстановки и искали корабли противника. Основное число гидро-самолетов было потеряно к концу 1941 года, но одна летающая лодка дослужила на севере до окончания войны. На Черном море Че-2 действовали с лета 1942 года. Из Геленджика, а затем из Поти они производили разведку на коммуникациях фашистов. В ноябре-декабре эти самолеты участвовали в прикрытии набеговой операции группы кораблей во главе с крейсером "Ворошилов". С весны 1943 года Че-2 в основном искали подводные лодки противника. 4 августа того же года один самолет обнаружил и удачно отстрелял НУР субмарину недалеко от Сухуми. Позже подлодку уничтожили глубинными бомбами. Впоследствии выполнили еще несколько таких атак. На Черном море гидросамолеты Че-2 эксплуатировались до конца войны.
МДР-6 (Че-2) вид спереди,сверху,сбоку
На Тихом океане летающие лодки этого типа летали с 1941 года. Тихоокеанцы использовали их для операций против Японии в августе 1945 года.Производство Че-2 прекратили осенью 1941 года. С вооружения самолет окончательно сняли в 1946 году.
МДР-6 (Че-2) вид сбоку
Тактико-технические характеристики МДР-6 (Че-2).
|
Размах: 19,5 м.
Длина: 14,68 м.
Моторы, количество х мощность: 2х 960 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 7200 кг.
Максимальная скорость: 365 км/ч.
Практический потолок: 7800 м.
Дальность: 2500 км.
|
Источники:
- М.Маслов "Повесть о морском дальнем разведчике Че-2".
- Леонид Эгенбург. Летающие лодки Четверикова.
- Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.