Самолет МДР-6 (ЧЕ-2)
Советский гидросамолет с двумя двигателями создан в ОКБ-45 под руководством И.В. Четверикова. Вначале был военной версией ледового разведчика АРК-3.

летающая лодкаСоветский гидросамолет, цельнометаллический моноплан с двумя двигателями. Колесное шасси выполнено съемным. Создан в ОКБ-45 под руководством И.В. Четверикова. Изначально являлся военной версией ледового разведчика АРК-3, испытанного в 1936 году. Первая опытная модель МДР-6 приступила к испытаниям в июле 1938 года, и почти сразу же потерпела катастрофу. Модернизированная последующая модель испытывалась с начала 1939 года, в июле того же года она прошла государственные испытания. Серийное производство этой летающей лодки освоили на заводе № 31 (Таганрог) в сентябре 1940 года. С начала 1941 года выпуск перенесли на завод № 30 в Савелово. Всего изготовлено 17 экземпляров (из них 13 экземпляров - в Таганроге). Экипаж - 4-5 человек. Двигатели М-63 (на ранних машинах), М-62 (на поздних). Вооружение 3x7,62 (в частях иногда переделывалось в 1x12,7+2x7,62), бомбы по 1200 кг (нормальная нагрузка 400 кг), на отдельных самолетах позднего выпуска монтировались НУР. Поздние машины получили усовершенствованную носовую стрелковую точку и верхнюю турель МВ-5.

советский гидросамолет

МДР-6 (Че-2) вид сбоку

Первые гидросамолеты МДР-6 (уже как Че-2) поступили на вооружение ВВС Балтийского флота в конце 1940 года. С июля 1941 года две эскадрильи этих машин воевали под Таллином. Эти летающие лодки вели разведку в средней и южной частях Балтийского моря, долетая иногда до побережья Германии. В конце лета 1941 года МДР-6 участвовали в обеспечении налетов на Берлин как мобильные маяки на воде.

В сентябре 1941 года с Балтики самолеты этого типа передали на Северный флот, где они служили в основном как дальние разведчики. Че-2 вели разведку ледовой обстановки и искали корабли противника. Основное число гидро-самолетов было потеряно к концу 1941 года, но одна летающая лодка дослужила на севере до окончания войны. На Черном море Че-2 действовали с лета 1942 года. Из Геленджика, а затем из Поти они производили разведку на коммуникациях фашистов. В ноябре-декабре эти самолеты участвовали в прикрытии набеговой операции группы кораблей во главе с крейсером "Ворошилов". С весны 1943 года Че-2 в основном искали подводные лодки противника. 4 августа того же года один самолет обнаружил и удачно отстрелял НУР субмарину недалеко от Сухуми. Позже подлодку уничтожили глубинными бомбами. Впоследствии выполнили еще несколько таких атак. На Черном море гидросамолеты Че-2 эксплуатировались до конца войны.

проекции летающей лодки

МДР-6 (Че-2) вид спереди,сверху,сбоку

На Тихом океане летающие лодки этого типа летали с 1941 года. Тихоокеанцы использовали их для операций против Японии в августе 1945 года.Производство Че-2 прекратили осенью 1941 года. С вооружения самолет окончательно сняли в 1946 году.

гидросамолет

МДР-6 (Че-2) вид сбоку

Тактико-технические характеристики МДР-6 (Че-2).

Размах: 19,5 м.

Длина: 14,68 м.

Моторы, количество х мощность: 2х 960 л.с.

Взлетная масса, максимальная: 7200 кг.

Максимальная скорость: 365 км/ч.

Практический потолок: 7800 м.

Дальность: 2500 км.

Источники:

  • М.Маслов "Повесть о морском дальнем разведчике Че-2".
  • Леонид Эгенбург. Летающие лодки Четверикова.
  • Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме