Первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова
Эксплуатировался до середины 1960-х годов.
Амфибия, полутораплан с очень коротким нижним крылом, на котором расположены поддерживающие поплавки. Конструкция смешанная. Спроектирован В.Б. Шавровым. Являлся развитием конструкции опытной амфибии Ш-1, совершившей первый полет 21 июня 1929 г. Первый Ш-2 (тогда именовался А-1) впервые поднялся в воздух 11 ноября 1930 г. Серийное производство на таганрогском заводе № 31 развернули в апреле 1932 году, в 1933-1934 годах эти амфибии делал завод № 23 в Ленинграде. Впоследствии Ш-2 строили также на ремзаводах и в мастерских ГВФ (например, АРБ-403 в Иркутске с конца 1942 года). Всего выпустили около 700 Ш-2, в т.ч. 270 в Таганроге. Экипаж - 2-3 чел. Двигатель М-11 (на всех самолетах, выпущенных до конца 1945 года). Вооружение 1x7,62 (только на Ш-2ВС), бомбовой нагрузки нет.
Ш-2 поступил в части советской морской авиации в мае 1933 года.
Гидросамолет Ш-2 вид сбоку
Основные серийные модификации:
- Ш-2 с открытой кабиной, без вооружения, подавляющее большинство построенных самолетов;
- Ш-2С, санитарный вариант с закрытой кабиной;
- Ш-2ВС для погранохраны с вооружением 1x7,62.
Гидросамолет Ш-2 вид спереди
На самолетах, выпущенных во время войны, центроплан часто был деревянным.
Ш-2 мало использовался морской авиацией - только как связной и учебный. К началу войны в строевых частях на флотах их уже практически не было. Значительно больше Ш-2 имелось в частях ВВС: как самолеты связи они служили в Карелии, Белоруссии, на Дальнем Востоке. Много амфибий этого типа применялось в гражданской авиации, в т.ч. и во фронтовых транспортных отрядах, группах и полках. В Карелии они перевозили на передовую оружие и боеприпасы, вывозили раненых, обеспечивали связь с партизанскими отрядами.
Гидросамолет Ш-2 вид сверху
В августе 1942 года две амфибии были захвачены финнами под Петрозаводском и до сентября 1944 года служили в финских ВВС как связные. Производство Ш-2 в Таганроге и Ленинграде прекратили в 1934 году, но в том же году возобновили в системе ГВФ и продолжали выпуск до 1952 года. В гражданской авиации они летали до 1964 года.
Тактико-технические характеристики Ш-2.
|
Размах: 13,0 м.
Длина: 8,2 м.
Моторы, количество х мощность: 1 х 100 л.с.
Взлетная масса: максимальная: 980 кг.
Максимальная скорость: 140 км/ч.
Практический потолок: 3550 м.
Дальность: 1210 км.
|
Источники:
- С. Малик Самолет-амфибия Ш-2.
- А. Б. Григорьев. Альбатросы: Из истории гидроавиации.
- Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
- Игорь Костенко. Крылатая амфибия.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.