Ш-2 (АШ-2)
Первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции Шаврова, эксплуатировался с 1932 по 1964 год. Всего произведено более 700 этих самолетов-амфибий.

Первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова

Эксплуатировался до середины 1960-х годов.

Ш-2Амфибия, полутораплан с очень коротким нижним крылом, на котором расположены поддерживающие поплавки. Конструкция смешанная. Спроектирован В.Б. Шавровым. Являлся развитием конструкции опытной амфибии Ш-1, совершившей первый полет 21 июня 1929 г. Первый Ш-2 (тогда именовался А-1) впервые поднялся в воздух 11 ноября 1930 г. Серийное производство на таганрогском заводе № 31 развернули в апреле 1932 году, в 1933-1934 годах эти амфибии делал завод № 23 в Ленинграде. Впоследствии Ш-2 строили также на ремзаводах и в мастерских ГВФ (например, АРБ-403 в Иркутске с конца 1942 года). Всего выпустили около 700 Ш-2, в т.ч. 270 в Таганроге. Экипаж - 2-3 чел. Двигатель М-11 (на всех самолетах, выпущенных до конца 1945 года). Вооружение 1x7,62 (только на Ш-2ВС), бомбовой нагрузки нет.

Ш-2 поступил в части советской морской авиации в мае 1933 года.

Гидросамолет Ш-2

Гидросамолет Ш-2 вид сбоку


Основные серийные модификации:

  • Ш-2 с открытой кабиной, без вооружения, подавляющее большинство построенных самолетов;
  • Ш-2С, санитарный вариант с закрытой кабиной;
  • Ш-2ВС для погранохраны с вооружением 1x7,62.

Гидросамолет Ш-2

Гидросамолет Ш-2 вид спереди

На самолетах, выпущенных во время войны, центроплан часто был деревянным.
Ш-2 мало использовался морской авиацией - только как связной и учебный. К началу войны в строевых частях на флотах их уже практически не было. Значительно больше Ш-2 имелось в частях ВВС: как самолеты связи они служили в Карелии, Белоруссии, на Дальнем Востоке. Много амфибий этого типа применялось в гражданской авиации, в т.ч. и во фронтовых транспортных отрядах, группах и полках. В Карелии они перевозили на передовую оружие и боеприпасы, вывозили раненых, обеспечивали связь с партизанскими отрядами.

Гидросамолет Ш-2

Гидросамолет Ш-2 вид сверху

В августе 1942 года две амфибии были захвачены финнами под Петрозаводском и до сентября 1944 года служили в финских ВВС как связные. Производство Ш-2 в Таганроге и Ленинграде прекратили в 1934 году, но в том же году возобновили в системе ГВФ и продолжали выпуск до 1952 года. В гражданской авиации они летали до 1964 года.

Тактико-технические характеристики Ш-2.

Размах: 13,0 м.

Длина: 8,2 м.

Моторы, количество х мощность: 1 х 100 л.с.

Взлетная масса:
максимальная: 980 кг.

Максимальная скорость: 140 км/ч.

Практический потолок: 3550 м.

Дальность: 1210 км.

Источники:

  • С. Малик Самолет-амфибия Ш-2.
  • А. Б. Григорьев. Альбатросы: Из истории гидроавиации.
  • Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
  • Игорь Костенко. Крылатая амфибия.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме