Транспортный самолет Мессершмитт Me 323 - Боевое применение
|
Боевое применение самолета Ме 323: тяжелые потери
Самолеты Me 323 немцы решили сосредоточить в созданной в 1942 году эскадре KG 323 z.b.V. (Kampfgeschwader zur besonden Vertugung - бомбардировочная эскадра специального с назначения), в состав которой вошли две группы. Сначала это соединение базировалось прямо на заводском аэродроме "Мессершмитта" в Лепхейме. Затем его перебросили в Италию. В ноябре с аэродромов Неаполь, Лечче, Помильяно, Кастель-Ветрано, Пистоя транспортники стали возить в Тунис не только горючее, запчасти, продовольствие, амуницию, но и легкую бронетехнику, а также различные артсистемы, включая 150-мм гаубицы. Обратно доставляли пустые бочки из-под топлива, стреляные гильзы и раненых. Как правило, самолеты летали невысоко, по одиночке или небольшими группами.
У немецких солдат самолет Me 323 получил презрительное прозвище "тряпичный" или "пластыревый" бомбардировщик. Обшитый полотном и фанерой, он казался более пожароопасным, чем цельнометаллический Ju 52, но на практике выяснилось, что это далеко не так. Зато ремонтировать его было гораздо проще. Сбить шестимоторный транспортник тоже оказалось непростым делом. В общем до мая 1944 года эти транспортные самолеты выполнили на Восточном фронте около 2000 вылетов, в которых перебросили почти 18000 тонн грузов.
Так как активность советских истребителей на коммуникациях противника была невысокой, "Гиганты" несли в воздухе небольшие потери. В литературных источниках упоминается лишь один Me 323, сбитый советскими летчиками. С неожиданным противником экипажам "Гигантов" пришлось столкнуться при полетах над районом, где действовала Первая Украинская партизанская дивизия П.П.Вершигоры. Огромный, медленно летящий на небольшой высоте самолет представлял хорошую мишень, и партизанам удалось сбить две таких машины. 25 августа TG 5 расформировали, в дальнейшем использование этих транспортных самолетов носило эпизодический характер. Большинство этих самолетов было уничтожено на земле, некоторые, поврежденные машины захватили наступавшие войска стран антигитлеровской коалиции. Ни один Me 323 не сохранился до конца войны в составе люфтваффе. По имеющимся сведениям, немцы почти не использовали Me 323 для перевозок в тылу. Исключением стала доставка в сентябре 1942 году двенадцати фюзеляжей для опытной партии самолетов Не 219 из польского города Мелеца на аэродром Швехат возле Вены, из-за того,что на одном из заводов австрийской столицы проводилась окончательная сборка этих машин.
Эти транспортники сыграли отличились в основном на Средиземноморье. На других театрах военных действий эти самолеты оказались на вторых ролях. Немецкие солдаты не любили "пластыревый бомбардировщик" за его гигантские размеры, низкую скорость, неповоротливость, и как следствие,уязвимость от истребителей противника. Хотя оборонительное вооружение постоянно усиливали, нижняя полусфера так и осталась неприкрытой.
Но у Me 323 было немало и положительных качеств. Он превосходил основной транспортник люфтваффе Ju 52 по грузоподъемности в пять раз, а по экономичности - почти в два раза. Огромная дверь в носу фюзеляжа обеспечила свободный доступ в грузовую кабину на всю ее ширину и высоту, что очень облегчало погрузочные работы. Установка второй палубы сильно увеличила транспортные возможности самолета. Me 323 можно считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолетом.
Однако были случаи, когда различные варианты Me 323D расстреливали в щепки. Самым худшим периодом для 323-й транспортной эскадры стал апрель 1943 года, в течение которого она потеряла 43 машины, оставшись с единственным уцелевшим самолетом после окончательного поражения в Тунисе в середине мая. Из них по крайней мере 29 были сбиты, остальные уничтожены на аэродромах. Эти потери существенно уменьшили число имевшихся Me 323, несмотря на то, что их производство в то время достигло почти одной машины в день, то есть максимального уровня.
Серьезные изменения привели к созданию новых версий. Me 323Е-1 к апрелю 1943 года стал новой стандартной моделью.У него увеличили емкость топливной системы, усилили фюзеляж и улучшили вооружение. Хотя исходные верхние и нижние установки носового люка на некоторое время сохранились (но без пулеметов), посредине выступающей носовой части установили пулеметы MG 131, а по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа вырезали квадратные окна и разместили в них MG 131 на шарнирных опорах. Таких машин построили всего несколько штук, после чего появились Me 323Е-2 с электрифицированной турелью (EDL 151с пушкой MG 151/20 калибра 20 мм), создававшей низкое аэродинамическое сопротивление и устанавливавшейся на каждой консоли крыла за задним лонжероном с внутренней стороны от внешних двигателей (высокие турели HDL 151 применялись на прототипе Me 323 V15, но лобовое сопротивление оказалось слишком высоким). Эти отдельные турели серьезно увеличили огневую мощь машины, но только в верхней полусфере.