Транспортный планер Мессершмитт Me 321 "Гигант"
Немецкий тяжелый транспортный планер Messerschmitt Me.321 Gigant понадобился люфтваффе в самом начале второй мировой войны. Согласно плану нападения на Британию необходимо было переправить технику и вооружение через пролив. Проект Мессершмитта был самым удачным и планер начали выпускать серийно в двух модификациях, которые отличались в основном составом вооружения. В ходе испытательных полетов происходило много катастроф с гибелью людей и техники.

Немецкий тяжелый транспортный планер Messerschmitt Me.321 Gigant

Мессершмитт Me 321В начале второй мировой войны Германия нуждалась в планере, который смог бы транспортировать вооружение и технику вермахта: танки, зенитные орудия и тягачи. Это требовалось для проведения десантной операции под кодовым названием "Морской лев" (Unternehmen Seelöwe) по высадке на Британские острова. Согласно плану от 16 июля 1940 года, войска Германии после форсирования Ла-Манша должны были высадиться между Дувром и Портсмутом в составе около двадцати пяти дивизий, после чего наступать, чтобы отрезать Лондон. Для достижения успеха, было принято решение доставить через пролив не только личный состав, но и тяжелое вооружение.

Messerschmitt Me 321 B-1

Отказ от проведения операции "Морской Лев" вовсе не означал отказа от разработки планера, поскольку его можно было задействовать в войне с Советским Союзом. В реализации программы (Операция Варшава) по созданию транспортно-десантного планера принимали участие фирмы Junkers и Messerschmitt.

Транспортный планер Мессершмитт Me 321

Однако, Ju.322 "Мамонт" (самый большой в мире цельнодеревянный планер) компании "Junkers", построенный по схеме "летающее крыло", получился неудачным и от него отказались. Более успешным был проект Мессершмитта, вначале получивший обозначение Ме.263, а затем (в декабре 1940 года) название планера сменили на Ме.321. 25 февраля 1941 года в полете был впервые испытан опытный образец. На роль буксировщика был выбран четырехмоторный самолет Юнкерс Ju 90 с двигателями BMW 132H мощностью по 898 л.с. И хотя сам планер показал удовлетворительные ЛТХ, но было очевидно, что требуется более мощный самолет для буксировки, который в начале второй мировой войны у люфтваффе отсутствовал.

Messerschmitt Me 321A-1

По этой причине разработали систему "тройка", включающую три самолета-буксировщика Me 110 - схему супер сложную по технике пилотирования: тросы боковых буксировщиков крепились к консолям крыла, а тросы среднего буксировщика - на планере под кабиной летчика. 8 марта 1941 года такая сцепка впервые провела полет. Состоялся также успешный полет с полной нагрузкой. Без происшествий проходили далеко не все испытания. Так, в катастрофе при взлете, погибли и планер, и буксировщики, 120 десантников и 9 человек летного состава по причине неодновременного включения ракетных ускорителей. Потери в авариях были большие, но немцы достаточно долго использовали "тройку", проводя поиск других вариантов буксировщиков, проблема частично была решена только ко времени появления модификации Me 321B.

В итоге Me.321 признали пригодным для боевого использования. Первые 100 планеров модификации Me 321A-1 построили еще во время испытаний опытных образцов. В июне 1941 года они поступили на вооружение в эскадры тяжелых планеров.

Messerschmitt Me-321

Messerschmitt Me.321 "Gigant" являлся новой разработкой, которая ранее не имела аналогов. В целом, по конструкции планер отличался простотой и невысокой стоимостью. Большой фюзеляж обшитый фанерой и полотном, имел грузовую кабину высотой 3,3 м, длиной 11 м, шириной 3,15 м. Носовая часть фюзеляжа была образована двумя створками, раскрывающимися в разные стороны и обеспечивавшими доступ в грузовую кабину. Десантники могли загружаться через двустворчатую дверь по левому борту фюзеляжа, а загрузка военной техники и крупногабаритных грузов осуществлялась по аппарелям через носовую часть фюзеляжа. В грузовой кабине мог разместиться средний танк или 88-мм зенитное орудие с тягачом. При транспортировке десанта в кабине ставилась горизонтальная перегородка, образуя две палубы, на которых можно было разместить до 200 солдат с оружием. Из пяти человек состоял экипаж планера - это были: пилот, два стрелка, радист и механик.

Для сравнения:
Messerschmitt Me.321 Messerschmitt Me.323
Messerschmitt Me.321 Messerschmitt Me.323

Крыло строилось вокруг четырехугольной фермы, сваренной из стальных труб. Hосовая кромка обшивалась фанерой, далее тканью. Всю заднюю кромку крыла занимали элероны и закрылки, прикрепленные к задней стальной трубе набора крыла. Центроплан имел один подкос. Цельнодеревянная хвостовая часть крепилась к фюзеляжу с помощью шарнира, позволявшего менять угол установки от -5° до +2,5°. Под фюзеляжем были четыре подпружиненные лыжи. Взлетная тележка имела колеса от Ju.90. Шасси планера было достаточно слабым и имело четыре опоры, каждая из которых была снабжена одним колесом. Сразу после взлета производился сброс опор с колесами, а посадка производилась на четыре выдвижные подпружиненные лыжи. Чтобы облегчить взлет, предусматривалось применение до восьми ракетных ускорителей с тягой по 500 кг каждый, устанавливавшихся под консолями крыла. Для уменьшения посадочной дистанции использовались тормозные парашюты.

Транспортный планер

Вместе с доводкой Me 321A-1 велась разработка второго серийного варианта планера - Me 321B-1, который появился в начале 1942 года. Эта модификация имела двойное управление, по этой причине кабину пришлось проектировать заново. Кроме этого, усилили вооружение планера: в верхних амбразурах створок грузовой кабины были установлены 13-мм пулеметы MG 131, заменив два 7,92-мм пулеметы MG 15, для двух MG 15 в створках были сделаны еще и нижние амбразуры. По обоим бортам в окнах грузовой кабины смонтировали шкворневые установки для использования 7,92-мм пулеметов MG 34.

Heinkel He 111Z

В качестве самолета-буксировщика для планера стали использоваться два серийных двухмоторных бомбардировщика Хейнкель Не 111Н, соединенные между собой новой центральной секцией крыла (с установкой на него дополнительного двигателя). Данная конструкция самолета получила наименование Не 111Z (буква "Z" от немецкого слова Zwilling - близнецы), мощности всех двигателей хватало для подъема планера Me 321, и для буксировки со скоростью до 220 км/ч. В кабине левого фюзеляжа располагались командир (первый пилот), радист и бортмеханик; второй пилот, механик и стрелок находились в кабине правого фюзеляжа. Однако, самолетов Не 111Z построили только 12 единиц, что явно было недостаточно для 200 созданных планеров Messerschmitt Me.321 "Gigant". По этой причине привычной схемой буксировки продолжалась оставаться выше описанная "тройка".

 

Messerschmitt Me 321 и Heinkel He 111Z

Messerschmitt Me 321 и Heinkel He 111Z

Первое боевое применение состоялось на советско-германском фронте, когда немецкие тяжелые транспортные планеры Messerschmitt Me.321 Gigant 14 сентября 1941 года возили на остров Сааремаа в Балтийском море предметы снабжения немецким десантникам. После этого были разные операции по снабжению и эвакуации войск Германии на Восточном фронте. Часто тихоходные планерные поезда были доступной целью для истребителей.
Me.321 с середины 1943 года не участвовали в боевых действиях.

Основные характеристики планера Ме.321В-1 "Гигант"
Размах крыла, м 55
Длина, 28,15
Высота на взлетной тележке, м 10,1
Площадь крыла, кв.м. 300
Масса, кг  
пустого 12200
нормальная взлетная 34400
максимальная 39500
Макс. скорость буксировки, км/ч  
за He.111Z 220
за "тройкой" 210
Мин. скорость на буксире, км/ч 160
Скорость планирования, км/ч 140
Посадочная дистанция, м 400

Me 321B-1

Me 321B-1

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Пикирующий бомбардировщик "Юнкерс" Ju 87. Создание. Развитие. Применение.
(нем. Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик) Юнкерс Ю-87 (нем. название "штука", русское прозвище "лаптёжник", "лапоть", "лапотник") Лишь несколько самолетов когда-либо наводили такой...
Планер-истребитель DVL
DVL - Deutsches Versuchsanstalt fur Luftfahrt. Одним из самых крупных научных центров Германии - авиационным институтом DVL (немецкий НИИ авиации) в...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме