|
Транспортный самолет Мессершмитт Me 323 - Варианты самолета
|
Немецкий тяжелый военно-транспортный самолет Messerschmitt Me.323 Gigant имел грузоподъемность до 23 тонн. Являлся самым тяжелым сухопутным самолетом Второй мировой войны. Построен на базе военного планера люфтваффе Me.321 Gigant. По грузоподъемности превосходил в пять раз основной транспортный самолет люфтваффе Ju.52. Немцы прозвали самолет тряпичным и лейкопластыревый бомбардировщик. В 2012 году один из самолетов обнаружили на дне моря недалеко от итальянского о-ва Сардиния.
Варианты "Мессершмитта" Me 321/323 "Гигант"
- Me 321А-1: первоначальный серийный планер с одним летчиком и различными взлетными ускорителями: вмещал до шести единиц груза весом до 1000 кг.
- Me 321 В-1: вторая партия серийных планеров с кабиной для двух летчиков и двойным управлением.
- Me 323 VI: прототип серии Me 323С с четырьмя двигателями GR 14N 48/49.
- Me 323 V2: прототип серии Me 323D с шестью двигателями GR 14N 48/49 Me 323С: проект четырехдвигательной версии планера, предназначавшийся для серийного выпуска.
- Me 323D-0: первые десять предсерийных самолетов, использовались для дальнейшего совершенствования машины: отличались от V2 в основном меньшим количеством окон кабины, четырьмя установками с пулеметами MG 17 (и пулеметными гнездами MG 34 или MG 42 в окнах) и хвостовой лыжей меньшего размера, смещенной назад.
- Me 323D-1: первая серийная версия, аналогична Me 323D-0, но со множеством дополнений и изменений, особенно касавшихся вооружения.
- Me 323D-2: доставившая много неприятностей версия с модифицированными силовыми установками LeO 451 первоначально с деревянными винтами постоянного шага "Ратье", а позднее "Гейне".
- Me 323D-6: модифицированный Me 323D-2 с винтами "Хавьер" как на Me 323D-1 плюс пулеметные установки с MG 17 над отсеком с радиооборудованием (спереди и сзади него).
- Me 323 V13: прототип облегченной версии с увеличенной емкостью топливной системы и улучшенным вооружением Me 323Е-1: серийная версия V13 с пулеметами MG 131. слева и справа в дверях носовой части и на установках в окнах задней части фюзеляжа.
- Me 323 V14: прототип с четырьмя двигателями Jumo 211F-1 Me 323 VI 5: прототип с двумя большими надкрыльевыми турелями HDL151.
- Me 323Е-2: серийная версия с двумя осевыми турелями EDL 151. пулеметом MG 131 для стрелка-радиста, но без задних надфюзеляжных кабин.
- Me 323E-2/WT: специальный военно-транспортный самолет с носовой турелью HDL 151, четырьмя крыльевыми турелями EDL 151, шестью ручными пушками MG 151/20 и четырьмя пулеметами MG 131.
- Me 323 V16: прототип проектировавшегося Me 323F с шестью двигателями Jumo 211R и вооружением с Me 323Е-2; полный полетный вес 58000 кг.
- Me 321 V17: прототип проектировавшегося Me 323G с полностью переделанным фюзеляжем, который мог выдерживать большие нагрузки, и с четырьмя двигателями GR 14R.
Тактико-технические характеристики Me 323 |
Экипаж 7-11 человек
Размах крыла, м 55,00 Длина, м 28,50 Высота, м 9,60 Площадь крыла, м2 300,00
Масса, кг пустого самолета 29000 нормальная взлетная 45000
Тип двигателя 6 ПД Gnome-Rhоne 14N 48/49 Мощность, л.с. 6 х 1140
Максимальная скорость , км/ч 250 Крейсерская скорость , км/ч 235
Практическая дальность, км 1300 Максимальная скороподъемность, м/мин 265 Практический потолок, м 4500
Полезная нагрузка: 10000 кг груза или 130 пассажиров
Вооружение: Две 20-мм пушки MG 151 в башнях EDL 151 на крыле, два 13-мм пулемета MG 131 в створках носового люка, один MG 131 в конце полетной палубы, четыре MG 131 в 2 верхних и два нижних боковых установках |
После поражения немцев в Северной Африке почти все "Мессершмитты" Me 323 перевели на Восточный фронт, где они напряженно выполняли транспортные задачи на обширной территории. Много изобретательности проявили в ходе эксплуатации машин, так, по одной схеме для замены двигателей под каждую консоль крыла устанавливали три люльки, смонтированные на грузовом автомобиле. Однако с середины 1943 года выпуск этих машин снижался, и хотя в начале 1944 года в Лейпхайме возобновили их строительство, построили только 198 Me 323 всех типов, последний сошел со стапелей в апреле 1944 года. К этому моменту выполнение программы было передано компании "Цеппелин Люфтшиффбау", расположенной в Фридрихсхафене, где и появился последний вариант - Me 323 V16 с шестью двигателями Jumo 211R, поднявшийся в воздух где-то 11 декабря 1943 года. В серийном производстве он должен был иметь обозначение Me 323F.
Источники:
- Котельников В .Р. Военно-транспортные самолеты 1939 - 1945 (Авиаколлекция).
- Константин Кузнецов. Тряпичный "Гигант" Люфтваффе.
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- Messerschmitt Me 323 D-1 Bedienvorschrift - Fl, 1942 год.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|