Истребитель-перехватчик "Хейнкель" He P.1077 "Юлия"
|
Немецкий проект истребителя-перехватчика Heinkel He P.1077 Julia
Согласно конкурсу Министерства авиации Германии на создание недорогого истребителя-перехватчика с целью защиты важных объектов, фирма Heinkel в 1944 году разработала самолет, конструкция которого соответствовала всем необходимым требованиям. При постройке самолета не нужны были дефицитные материалы, производство можно было развернуть на небольших предприятиях, с привлечением сотрудников не очень высокой квалификации. Особенностью и этой машины было то, что летчик размещался в кабине самолета в положении лежа. Смотрите, например, реактивный пикирующий бомбардировщик и перехватчик Henschel Hs 132, где лежачее положении должно было помогать пилоту лучше переносить большие перегрузки, которые при пикировании составляли. 10-11 g.
Запуск этого немецкого самолета второй мировой войны должен был осуществляться вертикально вверх с пусковой установки, с применением стартовых пороховых ракет "Шмиддинг" (в количестве четырех единиц), каждая из которых в течение десяти секунд достигала тяги 1200 кг.
Надо отметить, что подобный способ взлета не требовал применения специальной системы управления, используемой на вертикально взлетающих самолетах, и практически был подготовлен опытом постройки и испытаний исследовательских ракет, которые запускались с помощью вертикальных направляющих. Еще 6 июля 1939 года в меморандуме Техническому департаменту конструктор ракетных двигателей и ракет Вернер фон Браун впервые предложил концепцию вертикально стартующего перехватчика. Самолет должен был взлетать вертикально с помощью направляющих длиной 6 м, за 53 секунды должна была набираться боевая высота в 8000 метров. Несмотря на то, что данная схема тогда была отклонена, но концепцию использовали позже.
Что же касается проекта истребителя-перехватчика Хейнкель He P.1077 "Юлия", то после того как отделяться стартовые ракеты, должен влючиться маршевый ракетный двигатель HWK 109-509-A2 с максимальной тягой 1700 кг. Данная комбинация двигателей должна была способствовать выходу самолета за 72 секунды на высоту 15 тысяч метров. Максимальная скорость самолета (расчетная) должна была составлять 1000 километров в час. После этого летчик за 5 минут должен был сблизиться с самолетом врага, прицелиться и поразить его, ведя огонь из двух автоматических пушек МК 108 калибром 30 мм, размещенных в обтекателях по обе стороны фюзеляжа. Для посадки машина была оснащена выдвижной посадочной лыжей, находящейся под кабиной летчика. Следовательно, сохранялась возможность повторного боевого вылета данного самолета.
Основные технические характеристики самолета He P.1077 "Юлия"
Длина, м |
6,47 |
Размах крыла, м |
4,6 |
Максимальная взлетная масса, кг |
1800 |
Количество двигателей х тяга, кг |
1 ЖРД х 1700 4 стартовые ракеты х 1200 |
Макс. скорость полета (расчетная), км/ч |
1000 |
Скороподъемность (начальная), м/с |
200 |
Практический потолок, м |
15000 |
Радиус действия на высоте 12 000 м, км |
50-75 |
Вооружение |
3 х 30-мм авиапушки MK 108 |
Экипаж, чел. |
1 |
Работы над проектом истребителя-перехватчика Heinkel He P.1077 Julia шли не так быстро, как например, в случае с Бахем Ва 349 "Наттер" (о котором также можно прочитать на нашем сайте pro-samolet.ru). И к концу второй мировой войны люфтваффе, разумеется, не могли принять его на вооружение, некоторые источники сообщают, что успели создать только полноразмерный макет самолета, а два прототипа для летных испытаний, находились в стадии сборки.
Но согласно данным других источников, разработка проекта двух вариантов самолета "Юлия" 2 была завершена с лежачим и обычным положением летчика и были проведены испытания их моделей. Постройку полномасштабного макета и пяти опытных самолетов начали в сентябре 1944 года, но закончить помешало поражение немцев во второй мировой войне. Однако, макет все же был испытан в воздухе - его буксировали на тросе.
Несмотря на некоторые несостыковки различных источников, жизнеспособность самой идеи истребителя-перехватчика "Хейнкель" He P.1077 "Юлия" подтвердилась в ходе испытаний, проводившихся в СССР в конце 40-х гг 20-го века, примерно аналогичного перехватчика "Зибель 346" с ЖРД (не следует путать с легким вспомогательным немецким самолетом Зибель Si 204), проходившего по советским документам как "самолет 346". После испытаний самолета появился отчет, в котором сообщалось:
- возможность пилотирования самолета в лежачем положении, допускающем, по сравнению с обычным положением, значительно большие перегрузки на организм летчика;
- возможность посадки самолета с лыжным шасси на малоподготовленный грунтовый аэродром на скоростях до 330 км/ч;
- высокая скороподъемность и интенсивный набор скорости самолетов с жидкостно-реактивными двигателями.
Для справки и сравнения - два проекта "Юлия" и "Ромео"
Источники:
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.