Легкий транспортный и учебный самолет Зибель Si 204
|
Легкий вспомогательный самолет Siebel Si 204
Легкий транспортный и учебный самолет Siebel Si 204 - двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Под руководством Ф. Фехера создан в КБ фирмы SFW ("Зибель флюгцойгверке") как пассажирский самолет, опытный образец которого впервые поднялся в воздух 23 мая 1941 года. Выпускать гражданские самолеты Si 204А начали на заводе SFW в Галле также в 1941 году. Военный вариант самолета - Si 204D, прототипом которого стал Si 204V3. В начале июня 1942 года военные самолеты стали производить на заводе SNCAC в Бурже (Франция), а с июня - на заводах "Аэро" и "CKD-Прага" в Праге и "Вальтер" в Янонице (Чехословакия).
Во время второй мировой войны было построено 1157 самолетов Si 204, позже - 179 самолетов, произведенных в Чехословакии, и 405 единиц - во Франции. В годы второй мировой самолеты Si 204 находились на вооружении только в Германии. С вооружения люфтваффе эти самолеты до самой капитуляции не снимались.
Серийно изготавливались варианты:
- Si 204А, пассажирский самолет на 8 мест с моторами As 410 (малая серия);
- Si 204D, учебно-тренировочная и транспортная модификация с новой носовой частью, моторами As 411ТА-1, поздние самолеты были оснащены усовершенствованными винтами.
В люфтваффе самолет Si-204D применялся достаточно широко. Помимо стандартного варианта связного и грузопассажирского самолета, существовали варианты санитарного самолета, самолета-фоторазведчика и разведчика погоды. Малая серия специальных "противопартизанских" Si 204Е имеющих вооружение 3x13+2xWfgr.21 (пусковые установки НУР) и бомбы до 800 кг проходили войсковые испытания в Белоруссии в 1943-1944 гг.
"Противопартизанский" самолет Si 204
Самолеты Si 204D в значительном количестве использовались в летных школах Германии с целью обучения пилотов, штурманов и радистов. Они работали также как штабные и связные самолеты, персональные машины командиров частей и соединений. Вместе с ними аналогично применялись Si 204А, реквизированные из гражданской авиации. Несколько Si 204D были оборудованы РЛС как учебные для подготовки операторов ночных истребителей. Некоторые оснащенные подобным образом самолеты применяли для патрулирования побережья.
Экипаж самолета состоял из 2 человек и 5-8 пассажиров (на учебной модификации Si 204D - 2 пилота, инструктор и 4 курсанта). Силовые установки ставились в зависимости от модификации. На серийных самолетах вооружение отсутствовало.
Основные характеристики самолета Siebel Si 204D-1
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3950 |
максимальная взлетная |
5600 |
топлива |
1650 |
Тип двигателя |
2 ПД Argus As 411 |
Мощность, л.с. |
2 х 580 |
Размах крыла, м |
21,33 |
Длина, м |
13,00 |
Высота, м |
4,25 |
Площадь крыла, кв. м |
46,00 |
Максимальная скорость, км/ч |
364 |
Крейсерская скорость, км/ч |
306 |
Практическая дальность, км |
1400 |
Практический потолок, м |
6400 |
В августе 1944 года производство самолетов было приостановлено во Франции, в Чехословакии же их строили до конца второй мировой войны. Трофейные самолеты Siebel Si 204 находились в различных странах мира, в том числе и в СССР, где они применялись в качестве пассажирских на Кавказе и Памире, а также в Полярной авиации и в Гидрометеослужбе.
Самолеты Si 204D производились в Чехословакии и Франции и после второй мировой.
Французские машины NC 701 "Мартинет" эксплуатировались как разведчики, связные и санитарные самолеты во время войны в Индокитае в 1948-1954 гг. Был вариант "колониального" штурмовика, имеющего вооружение 6x7,5 и бомбовую нагрузку до 300 кг. Их использовали в Индокитае, а позднее в Алжире до мая 1962 года. В 1964 году самолет был снят с вооружения во Франции. Транспортные С-103 и военные учебные С-3 до 1950 года производились в Чехословакии, и находились на вооружении до конца 1950-х гг.
Источники:
- Владимир Котельников. Двухмоторный "Зибель".
- Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
- У.Грин "Боевые самолеты Третьего Рейха".
- В.Котельников "Военно-транспортные самолеты 1939-1945" ("Авиаколлекция").