FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Вас ждет боевая авиация и бронетехника Второй Мировой войны

Юнкерс Ju 290
Самолет был переделан из транспортного, который в свою очередь был развитием дальнего бомбардировщика. Что ж, довольно запутанная история. Первый Ju 290А-0 из установочной партии был выпущен заводом в Бернбурге в октябре 1942 года. А между тем, люфтваффе очень нуждались в тяжелых транспортных самолетах, что заставляло забирать готовые Юнкерсы прямо со сборочной линии. Как, например, в 1943 году.
Содержание
Юнкерс Ju 290
Боевая карьера самолета

Junkers Ju 290

ju290Судьба немецкого стратегического бомбардировщика Ju 290 является одной из наиболее запутанных из всех самолетов Второй мировой войны, эта машина,была переделана из транспортного самолета, который в свою очередь был развитием дальнего бомбардировщика.История Ju 290 начинается еще 1935 года с так называемого "уралбомбера" первого начальника ипаба люфтваффе Вальтера Вефера, который был ярым сторонником стратеги ческой авиации. В результате работы "Юнкерc флюгцойг унд моторенверке" по этому заданию появился Ju 89, три опытных экземпляра которого были закаааны на заводе в Дессау.

Но к ноябрю 1936 г стало ясно, что вся программа будет свернута, и компания "Юнкерc" запросила у РЛМ разрешение на использование узлом третьего опытного Ju 89 V3 (№ 4913) для переделки в транспортный самолет. Разрешение было получено 1 января 1937 года с условием, что вместо планировавшихся на бомбардировщике двигателей Jumo 211 или DB 600 будут использованы другие моторы. На первом транспортном самолете пришлось оставить DB 600, так как крыло было уже готово. В результате сочетания крыла, двигателей, шасси и оперения от Ju 89 V3 с совершенно новым фюзеляжем появился Ju 90 VI - "дер гроссен Дессауер" (D-AALU).

ju290

Работы по транспортному варианту Ju 89 были начаты его главным конструктором Эрнстом Цинделем в апреле 1936 года в порядке личной инициативы. Но к началу 1937 года интерес к новому самолету окреп, даже несмотря на то, что возможная альтернатива двигателям Jumo 211 и DB 600 — BMW 132 не обладал достаточной мощностью. В результате еще до первого попета Ju 90 VI Эрнст Циндель и Крафт начали работу по новому варианту самолета —Ju 90S (S — тяжелый). В Дессау начались работы над тремя опытными самолетами и установочной партией из 10 38-40-местных транспортных Ju 90В-1, оснащенных девятицилиндровыми дви гателями BMW 132Н взлетной мощность 880 л.с. Ju 90 V2 (№ 4914 D-A1VI) "Пруссен" и V3 (№ 4915 D-AURE) "Байери" были готовы в начале 1938 года.

Летом, чтобы привлечь внимание к новому самолету, были установлены два мировых рекорда (подъем 5000 кг на высоту 9318 м и 10000 кг на высоту 7247 кг). Причем утверждалось, что рекорды были установлены на Ju 90 VI, хотя он был разбит во время испытания на флаттер 6 февраля 1938 года. Реально рекорды были установлены на первом опытном бомбардировщике Ju 89 VI. Ju 90 V3 был продемонстрирован публично вТемпельгофе 19 июля 1938 года, a Ju 90 V2 был разбит через пять месяцев в Батхурсте. когда был сдан "Люфтганзе" в наем дли испытаний в условиях тропиков Тем не менее "Люфтганза" заключила доювор на восемь Ju 90В-1, а "Южно-Африканские авиалинии" приобрели из первой партии два оставшихся самолета, которые с двигателями "Пратт Уитни" получили обозначение Ju 90Z-2.

ju290smoll

Ju 290 нажмите,чтобы увеличить

Поставки Ju 90В-1 в "Люфтганзу" начались в конце 1938 года. К этому времени на линии Берлин-Вена уже работал Ju 90 V3. Прототипом серии В был Ju 90 V4 (№ 4916 D-ADLH) "Сахсен". 10 серийных машин получили заводские номера от 90 0001 до 0010. Так же они получили номера "ферзух" Первый серийный Ju 90В-1 (№90 0001 D-ABDG) также назывался Ju 90 V5, а два Ju 90Z-2 (N9 90 0004 и 0005) назывались Ju 90 V8 и V9. Они должны были получить регистрацию ZS-ANG и ZS-ANH. но реально в Южную Африку они так и не попали.

В течение второй половины 1937 года и начала 1938 года были продолжены работы по доводке Ju 90S. Крафг предполагал установить на самолет двигатели воздушного охлаждения BMW 139. Для этого был выделен Ju 90 V5 (D-ABDG) Вюрттемберг. В начале 1939 года Ju 90 V4 получил новое крыло с прямым в плане центропланом и сужающимися к концам консолями. Одновременно для сохранения устойчивости на курсе при планируемой установке более мощных двигателей были смонтированы шайбы оперения большей площади. Ныли установлены и новые, усиленные двухколесные стойки шасси. Кроме того на самолете был использован новый Trapoklappe - выпускаемая гидравлически погрузочная рампа в хвостовой части фюзеляжа. Будучи полностью выпушенной. рампа поднимала хвост самолета, что позволяло подогнать под него машину для прямой загрузки с кузова Рампа могла также выпускаться в полете для обеспечения парашютных прыжков десантников.

Когда в конце 1939 года "Юнкерсу" достались три чешских авиационно-конструкторских бюро, было решено всю программу работ по Ju 90S перевести из Дессау в Прагу. Одновременно Крафт был назначен главным конструктором всего проекта. Для конструкторских работ, изготовления макета и проведения статических испытаний использовался бывший завод "Летов" в Летнани. Завод в Дессау использовался для изготовления опытных самолетов, их сборки и испытания, а завод "Юнкерса" в Бернбурге отвечал за серийное производство. Вскоре после начала боевых действий люфтваффе за брали из "Люфтганзы" несколько уже поставленных ей Ju 90В-1. Одновременно с завода были забраны уже готовые самолеты. Только двум из них довелось вернуться к гражданской профессии — D-AEDS "Пруссеен" и D-ADLH "Сахсен", а остальные использовались для транспортных перевозок в люфтваффе или были возвращены в Дессау для модификации в опытные по программе Ju 290 (так теперь стал называться Ju 90S). В течение 1940 г Ju 90 V4 был пере оснащен — двигатели BMW 132Н были заменены на 14-цилиндровые BMW 801 MA. Новые двигатели сменили неудавшийся BMW 139. Позже на BMW 801 MA был переоснащен и V5, который использовался в Летнани для испытания новых закрылков. Испытания оказались неудачными, и по предложению Хертеля, пришедшего в мае 1939 года на "Юнкерс", элероны и закрылки самолета были перепроектированы.

Ju 90V7 (CF-KJH - бывший Ju 90В-1 № 90 0003 D ADFJ "Бадей") получил еще дополнительную фюзеляжную секцию длиной 2 м сразу за вторым лонжероном крыла. Общая длина фюзеляжа увеличилась с 26,5 м до 28,7 м. Это позволило улучшить устойчивость машины на курсе и восстановить центровку, нарушенную вследствие установки более мощных и тяжелых двигателей. Одновременно была усилена центропланная секция крыла. К этому времени Ju 290 планировалось использовать в качестве транспортного самолета и морского дальнего разведчика. Следующий опытный Ju 90V8 (бывший Ju 907,-2 N? 90 0004) получил оборонительное вооружение. Ju 90 V8 (DJ+YE) получил удлиненный фюзеляж по образцу V7 и небольшую нижнюю гондолу слева под фюзеляжем. В ней располагалась 20-мм пушка MG 151, стрелявшая вперед, и 13 мм пулемет MG 131 назад. За кабиной была установлена гидравлически управляемая башня с 20-мм пушкой MG 151, а третья MG 151 была в хвостовой кабине стрелка. В боковых окнах была предусмотрена установка двух пулеметов MG 131.

Подготовка серийного производства Ju 290А началась в Бернбурге в первые месяцы 1942 года, но потребовались еще дополнительные доработки конструкции крыла. Ju 90 VII или Ju 290 VI (бывший Ju 90В-1 № 90 0007 D-AFHG "Ольденбург") получил крыло большего размаха — с 35,6 м до 42 м и площади — с 183,8 м2 до 203,5 м2, круглые иллюминаторы фюзеляжа были заменены на квадратные, столь характерные округлые шайбы стаби лизатора получили трапецевидную форму. С нижней гондолой, но без вооружения Ju 290 VI (ВСНТХ) вышел ) на летные испытания в августе 1942 года.

Серия Ju 290А.

Первый Ju 290А-0 (N? 0150) из установочной партии был выпущен заводом в Бернбурге в октябре 1942 года. Он получил двигатели BMW 801L взлетной мощностью 1600 л.с. и 1380 л.с. на высоте 4600 м Первый и второй Ju 290А-0, а также пять Ju 290А 1 (N?№ 0152-0156) были выполнены в качестве транспортных с воору жением по образцу Ju 90 V8. Позже в частях техники часто ставили на них еще пару MG 15 для стрельбы через боковые окна. Очень высокая потребность в тяжелых транспортных самолетах заставляла люфтваффе забирать готовые Ju 290А прямо со сборочной линии, и один из первых Ju 290А-0 и Ju 290 VI были срочно брошены на снабжение 6-й немецкой армии в Сталинграде. Первый вылет на аэродром вблизи Сталинграда был совершен 10 января 1943 года. Через три дня Ju 290 VI разбился при взлете с эвакуируемыми ранеными, a Ju 290А-0 был атакован советскими ЛаГГами-3 во время захода на посадку и из-за тяжелых повреждений не смог сесть в Сталинграде и был вынужден вернуться.

Тем временем в Темпельгофе 2 января 1943 года была сформирована так называемая "четырехмоторная транспортная эскадрилья". Ее командиром стал капитан Браун. Довольно скоро эскадрилья была переименована в LTS 290, так как планировалось оснастить ее в основном Ju 290. Правда, на момент формирования в ней числились только два Ju 290А, четыре Ju 90В, Ju 90 V4, V7 и V8, Ju 252 V5 и один Fw 200В. LTS 290 в первую очередь предназначалась для действий над Балканами и Средиземным морем, но первоначально она находилась под командованием "шефа воздушного транспорта" Берлина, выполняя дальние перевозки в интересах высшего командования люфтваффе. В марте эскадрилья была переведена в Гроессто, гае в составе командования воздушных перевозок "Митгельмеер" она использовалась для снабжения войск в Тунисе, на Сардинии и на Корсике. К концу апреля оба Ju 290 были потеряны в боях, и так как потом Ju 290 выпускались в основном в варианте морского разведчика, LTS 290 была переименована в Trs.Fl.St.5 — 5-я транспортная авиаэскадрилья.

ju290

Решение переоборудовать Ju 290 в морской разведчик было следствием настойчивых требований воздушного командования "Атлаитик" разработать самолет, способный действовать над основными маршрутами атлантических конвоев союзников и наводить на последние завесы подобных лодок. Fw 200 оказался слишком уязвимым перед лицом усиливавшейся системы ПВО конвоев союзников. Первый вариант морского разведчика Ju 290А-2 был простой переделкой транспортного Ju 290А-1, который кроме усиленного навигационного оборудования получил дополнительную башню и бензобаки в фюзеляже. Кстати, рампа "трапеклаппе" была сохранена, чтобы в случае необходи мости использовать самолет в качестве транспортного.

Первый морской разведчик Ju 290А-2 (SB+QG № 0157) был оснащен двигателями BMW 801L, и нес локатор FuG 200 "Хохентвиль". Первый полет состоялся летом 1943 г в испытательном центре в Рехлине. Еще два самолета (№№ 0158 и 0159) были поставлены в 5-ю группу дальней разведки, специально созданной для Ju 290 части двухэскадрильного состава Вслед за этими тремя Ju 290А-2 со сборочной линии в Бернбурге сошли три Ju 290А-3 (№№ 0160 0162), отличавшиеся установкой более аэродинамичной башни "Фокке Вульфа", а хвостовая стрелковая установка получила небольшой выступающий блистер для головы стрелка. Еще два Ju 290А-3 (№№ 0163 и 0164) получили вместо BMW 801L новые BMW 801D взлетной мощностью 1700 л.с. и 1450 л.с. на высоте 2000 м.

Пять Ju 290А-4 (№№ 0165-0169) отличались установкой на фюзеляже двух башен "Фокке-Вульфа" с 20-мм пушкой MG 151 в каждой. К этому времени опыт действий FAGr 5 заставил усилить вооружение, ввести бронезащиту пилотов, предусмотреть возможность аварийного слива топлива. Все эти изменения были введены на новом варианте Ju 290А-5, начавшем сходить со сборочной линии в Бернбурге в конце 1943 года. Ju 290А-5 имел двигатели BMW 801D, взлетный вес достиг 41000 кг. На нем установили протектированные баки, так как у первых Ju 290 любое боевое повреждение могло привести к легкому воспламенению топлива. Командир и второй пилот получили усиленную бронезащиту сзади и по бокам, она могла держать 20-мм снаряды. В боковых окнах 13-мм пулеметы были заменены на 20-мм пушки MG 151. Пушки получили аэродинамические компенсаторы для более легкого разворота в воздушном потоке. Одновременно экипаж был увеличен с семи до девяти человек.

Всего было построено 11 морских разведчиков Ju 290А-5 (№№ 0170 и 0180). Следующий самолет, полетевший весной 1944 года, стал прототипом серии Ju 290А-7. Он отличался от Ju 290А-5 бульбообразным остеклением носовой части с еще одной 20-мм пушкой MG 151, что увеличило общий состав вооружения до семи 20-мм пушек и одного 13-мм пулемета. Под крылом были смонтированы два держателя ETC и еще один под фюзеляжем. На каждом можно было подвесить 1000-кг бомбу, ракету "Хеншель" Hs 294 или FX 1400 "Фриц"-Х. Максимальный взлетный вес возрос до 46000 кг, максимальная скорость на высоте 5800 м составила 435 км/ч, а дальность полета — 5800 км.
Производство Ju 290А-7 (№ 0186) началось в первые недели лета 1944 года. Была заложена серия из 25 разведчиков, но реально из них были закончены немногие, и Ju 290А-7 так и не попал в боевые части Один из Ju 290А-7 позже был перегнан в США для испытаний.

Еще до начала производства Ju 290А-7 в Бернбурге были закончены три Ju 290А-9 (№ 0182-0184) и один Ju 290А-6 (№ 0185). Ju 290А-9 был морским разведчиком с дальностью полета увеличенной до 8250 км, и с сокращенным составом вооружения. Оно состояло из одной носовой 20-мм пушки MG 151, такой же пушки на верхней башне и в хвостовой установке. Максимальный взлетный вес достигал 45000 кг, а скорость — 450 км/ч. Ju 290А-6 первоначально был задуман как персональный самолет Гитлера с герметичной кабиной. Работы по гермокабине шли в Праге, но были прекращены довольно скоро. Самолет был закончен в качестве 50-местного пассажирского без герметизации кабины. Первоначально самолет был направлен в I/KG 200 в финстервальде для выполнения специальных перевозок. В конце апреля 1945 года его перегнал в Барселону капитан Браун — первый командир LTS 290, служивший потом в FAGr 5 до включения группы в KG 200. I/KG 200 отвечала за перевозку спасающихся нацистских преступников, и кого привез в Барселону Ju 290А-6 осталось загадкой. Тем не менее самолет остался в Испании, и в мае 1950 года был приобретен у союзной комиссии по распределению имущества бывшего противника. После ремонта и замены протектированных баков из "буны" на металлические Ju 290А-6 поступил в "Эскуапо Супериор де Виело" в Саламанце. Во время учений он взаимодействовал с флотом, а также использовался для перевозок. В середине 50-х годов самолет незначительно пострадал в аварии, но из-за отсутствия запчастей его пришлось списать.

Параллельно с Ju 290А-7 в конце 1944 года в Бернбурге началось производство еще одной модификации серии А — Ju 290А-8. Его взлетный вес достигал 45000 кг и скорость — 435 км/ч. Самолет отличался от А-7 только в некоторых деталях: запас топлива был несколько сокращен, на фюзеляже были установлены еще две башни, а хвостовая установка была модифицирована В новой хвостовой башне стрелок впервые размещался сидя, башня была бронирована и в ней монтировались две 20-мм пушки MG 151 с вертикальным расположением стволов. Оборонительное вооружение Ju 290А-8 размещалось в четырех башнях с гидроприводами с одной пушки MG 151 в каждой, одна 20-мм пушка MG 151 была в носовой установке, две MG 151 — в боковых установках, два 13-мм пулемета MG 131 — в хвостовой части гондолы, а в хвостовой установке — две MG 151. Установочная партия из 10 Ju 290А-8 (№№ 0211-0220) была заложена в Бернбурге, а с номера 0221 планировалось начать поставки серийных машин. Но реально были закончены два-три самолета. После освобождения аэродрома Ружие под Прагой на нем был обнаружен частично разобранный второй прсдссрийный Ju 290А-8 (№ 0212). Вместе с ним были узлы от Ju 290В-2. Части самолетов были перевезены на завод "Лстова", двигатели и приборы были найдены в запасах бывших люфтваффе, после чего началась сборка Ju 290А-8. Так как винтов к Ju 290 так и не нашли, решили установить винты от Fw 190А, которые, несмотря на меньший диаметр, вполне подходили. Нижняя гондола и оашни оыли сняты, передняя и задняя стрелковые установки были закрыты. Самолет полетел в августе 1946 г уже как L 290 "Орел". Он был предложен "Чехословацким авиалиниям" в качестве 48-местного пассажирского лайнера, но интереса к себе не вызвал. Потом самолет еще несколько лет находился в Летнани под Прагой, его пытались продать Израилю, но в конце концов в 1956 года он пошел на слом.

Серия Ju 290В.

В конце 1943 года началась работа над новой модифика цией базовой конструкции — Ju 290В-1, который наконец расстался с "трапоклаппе" и предназначался исключительно на роль морского разведчика и дальнего высотного бомбардировщика. Вся бомбовая нагрузка размещалась на внешних держателях. Конструкция Ju 290В-1 была усилена, а кабины стали герметичными. В носу и хвосте были установлены герметизированные башни "Борзиг" с четырьмя 13-мм пулеметами,на фюзеляже оыли две герметичные башни с парой 20-мм пушек MG 151 в каждой, под фюзеляжем размещалась управляемая дистанционно башня с парой MG 151. Вместо нижней гондолы для этой башни был оборудован прицельный пост. Летная палуба должна была быть герметизирована, опыты с герметичными кабинами проводились в Праге. Экипаж должен был состоять из восьми человек. Оборонительное вооружение предполагалось по образцу Ju 290А-7. Опытный Ju 290В-1 полетел летом 1944 года без гермокабин, с деревянными макетами башен. Первый полет состоялся в Праге, где самолет летал еще до марта 1945 года и использовался в качестве опытного.

Еще до завершения работ с Ju 290В-1 было решено запустить вместо него в серию новый вариант — Ju 290В-2. Он отличался отсутствием герметизации башен и кабины, установкой боковых пушек MG 151, заменой хвостовой башни MG 13IV стрелковой установкой под две пушки MG 151 по образцу А-8. Хотя в Бермбурге началась работа над предсерийными Ju 290В-2, ситуация с поставками стратеги ческого сырья заставила прекратить производство Ju 290.Это также привело к прекращению работ по еще нескольким проектам, включая Ju 290MS с магнитной обмоткой и сокращенным оборонительным вооружением; дальний разведчик и транспортный Ju 290С; бомбардировщики Ju 290D и Е. Ju 290С подобно Ju 290В-2 должен был получить двигатели BMW 801Е и новую грузовую рампу со встроенной башней с двумя 20-мм пушками MG 151. Ju 290D был в целом подобен Ju 290С, за исключением установки вместо фюзеляжных баков системы наведения для ракет lis 293. Ju 290Е получил внутреннюю подвеску четырех 2500 кг бомб или 40х250~кг. Планировалось, что первые серии Ju 290Е будут оснащаться двигателями BMW 801Е, а основная серийная модель получит Jumo 222А-3/В-3, максимальный взлетный вес составит 60500 кг.

Тактико-технические характеристики Ju 290В-2.

Тактико-технические характеристики Ju 290В-2 ( заводская оценка).

Тип: дальний тяжелый бомбардировщик.

Двигатели:
четыре BMW 801Е — 14-цилиндровые, воздушного охлаждения, взлетной мощностью 1970 л.с. и 1740 л. с. на высоте 2000 м, 1460 л. с. на высоте 6200 м.

Вооружение:
четыре 13-мм пулемета MG 131 с1300 патронами на ствол в носовой башне, две 20-мм пушки MG 151 с 1200 снарядами на ствол в передней и задней верхних башнях, две 20-мм пушки MG 151 с 800 снарядами на ствол в управляемой дистанционно нижней башне, две 20-мм пушки MG 151 в боковых окнах, две 20-мм пушки MG 151 в хвостовой стрелковой установке; два держателя ETC под 1000-кг бомбы или ракеты Hs 294, Hs 294 или FX 1400 "Фриц-Х".

Максимальная скорость: 442 км/ч на высоте 5500 м/

Дальность полета:
с двумя ракетами Hs 293 и 18000 л топлива — 5600 км, максимальная — 8000 км.

Потолок:
рабочий — 7300 м.

Вес: максимальный взлетный — 50500 кг.

Размеры:
размах крыла — 42 м;
длина — 29,3 м
высота — 6,8 м;
площадь крыла — 203,7 м2.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

США стремятся к эффективному сдерживанию в Европе российских самолетов
Официальные лица ВВС США встречаются в Париже с французскими коллегами, чтобы обсудить большее количество совместных военных учений США стремятся наращивать военные...
На Олимпиаде по авиации признан лучшим проект БЛА
Победителям предложена работа в "ОКБ Сухого" Торжественная церемония награждения победителей и участников 5-й Олимпиады по авиации для студентов 1-го и 2-го...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме