Дальний тяжелый бомбардировщик Юнкерс Ju 488
|
Стратегический бомбардировщик Junkers Ju 488
Junkers Ju 488 был последней реальной попыткой Германии создать дальний тяжелый бомбардировщик с четырьмя двигателями. Если в начале второй мировой войны Министерство авиации Германии уделяло мало внимания дальним бомбардировщикам, сосредоточившись в основном на скоростных средних и пикирующих, то когда стало очевидно, что идея "блицкрига" разрушена и боевые действия приобретают затяжной характер, тогда и необходимость в дальних бомбардировщиках проявилась очень остро. И ведущим самолетостроительным компаниям было предложено создать самолет данного типа в короткие сроки.
Фирма "Юнкерс" предложила свой проект дальнего бомбардировщика Ju 488, особенностью которого было то, что самолет собирался из конструктивных узлов и агрегатов серийных и опытных бомбардировщиков Ju 88, 188, 288 и 388 (кроме средней части крыла и отдельных узлов фюзеляжа), например, у самолетов:
- Ju 388K были взяты передняя часть фюзеляжа с кабиной экипажа, а также наружные части крыла;
- Ju 188E - средняя и хвостовая часть фюзеляжа и четыре основные стойки шасси;
- Ju 88A-15 - фюзеляжные бомбовые отсеки;
- Ju 288C - хвостовое оперение и хвостовая подвижная стрелковая установка.
Министерством авиации Германии проект бомбардировщика Ju 488 был одобрен в феврале 1944 года. Основные работы должны были проводиться во Франции. Необходимо было построить опытные образцы: Ju 488 V401 и Ju 488 V402, а также прототипы, которые должны были соответствовать серийной модификации Junkers Ju 488A, это:
- Ju 488 V403,
- Ju 488 V404,
- Ju 488 V405,
- Ju 488 V406.
Планировалось, что серийные самолеты Ju.488A должны были поступить на вооружение люфтваффе приблизительно в середине 1945 года.
Работы над бомбардировщиком были развернуты в начале 1944 года на территории оккупированной Франции, хотя движение Сопротивления оказывало противодействие и на заключительном этапе второй мировой войны. Поскольку алюминия не хватало, то конструкция самолета была смешанная: металлическое крыло и фюзеляж со стальными лонжеронами, деревянными шпангоутами и полотняной обшивкой, каркас крыла представлял собой треугольную ферму из дюралевых труб, имеющих диаметр 80-100 мм. Самолет был снабжен четырьмя двигателями Jumo 222А/В-3 (2500 л.с.). Пять баков для топлива по 2500 л находились в фюзеляже и в центроплане крыла. Шасси состояло из четырех колес, каждое из которых убиралось в мотогондолу.
Юнкерс Ju 488
|
|
Ju 488 V401 |
Ju 488 V403 |
Кликните на изображение для увеличения |
В литературе встречаются несколько противоречивые данные относительно прототипов бомбардировщиков, так, Ju.488-V403 и последующие варианты должны были иметь новый фюзеляж, на котором сохранилась только геpмокабина от Ju.388K. В остальном он совсем не был похож на Ju.488-V401 и V402. Фюзеляж был выше, имел общую длину 23,25 м. Планировалось установить управляемые дистанционно верхнюю и хвостовую башни, а двигатели заменить на Jumo-222А-3/В-3 (вместо MW-801ТJ, как у Ju.488 V401 и V402). Бомбовая нагрузка и запас топлива были удвоены. Нормальный и усиленный запас топлива состоял из 10400 л и 15000 л. Бомбовая нагрузка могла достигать 5 тонн.
Работы над самолетом шли относительно быстро, и к середине лета 1944 года два фюзеляжа и средние части двух крыльев были готовы к отправке в Германию с целью окончательной сборки и прохождения летных испытаний. Однако, в ночь с 16 на 17 июля бойцы Сопротивления провели диверсию, и в результате взрыва крылья и фюзеляж были уничтожены. В итоге Министерство авиации приняло решение свернуть все работы по дальнему тяжелому бомбардировщику Юнкерс Ju 488, на это повлияло как проведение диверсии, так и положение на фронтах второй мировой. Надо отметить, что проект Ju 488 интересовал Японию, по просьбе которой необходимую документацию по самолету подготовили к отправке, но окончание второй мировой войны не позволило осуществить этот план. Однако, по другой версии проект решили пpодать Японии, но предложение принято не было.
Ниже приведена подробная таблица тактических характеристик дальнего тяжелого бомбардировщика Юнкерс Ju 488 из книги "Vom Original zum Modell: Junkers Ju 288/388/488", автор - Karl-Heinz Regnat. Данные на немецком языке, но в принципе, чтобы понять, не надо прилагать особых усилий.
Technische Daten |
Ju 488 Fernerkunder JUMO 222 A/B |
Gesamtlänge |
23.24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7,10 m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31.29 m/88.00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
409 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320x480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
— |
Aufklärer-Equipment |
2 x Rb 30/50 |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 A/B (-3) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2200 PS + 112 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1910 PS + 162 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
B4 |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
12 8000 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
17550 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 200 kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
13 500 kg/700 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg/— |
Abfluggewicht |
36000kg |
Mittleres Fluggewicht |
29 250 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
541 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
684 km/h |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
13 min/— |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
9.20 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
10 750 m/9200 m/5900 m |
Reichweite (6000 m) |
5100 km (1) |
Reichweite (6000 m) |
6820 km (2) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1420/1160 m |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
1100/840 m |
Maximale Flugzeit |
— |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
— |
Besatzung |
3 |
Technische Daten |
Ju 488 Fernbomber JUMO 222 A/B |
Gesamtlänge |
23.24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7.10 m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31.29 m/88.00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
409 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320 x480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
5000 kg |
Aufklärer-Equipment |
— |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 A/B (-3) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2200 PS + 112 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1910 PS + 162 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
B4 |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
7250 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
12 000 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 000kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
8900 kg/500 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg/5000 kg |
Abfluggewicht |
36 000 kg |
Mittleres Fluggewicht |
26 550 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
544 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
690 km/h |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
13 min/— |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
9.20 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
11 350 m/9850 m/74000 m |
Reichweite (6000 m) |
3400 km (3) |
Reichweite (6000 m) |
4360 km (4) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1380/ 1140m |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
1060/820 m |
Maximale Flugzeit |
5.7 Stunden |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
15 % |
Besatzung |
3 |
Technische Daten |
Ju 488 Fernerkunder JUMO 222 E/F |
Gesamtlänge |
23.24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7.10m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31.29 m/88.00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
383 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320 x480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
— |
Aufklärer-Equipment |
2 x Rb 30/50 |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 E/F (-1) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2180 PS + 102 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1650 PS + 180 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
— |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
10 750 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
15 500 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 000 kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
11 500 kg/600 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg |
Abfluggewicht |
33 700 kg |
Mittleres Fluggewicht |
27 950 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
529 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
— |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
—/31.8 min |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
8,85 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
13 150 ni/11 650 m/5100m |
Reichweite (6000 m) |
4970 km (5) |
Reichweite (6000 m) |
5580 km (6) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1310/870 |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
l000 / 550 m |
Maximale Flugzeit |
— |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
— |
Besatzung |
3 |
Technische Daten |
Ju 488 Fernboniber JUMO 222 E/F |
Gesamtlänge |
23,24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7,10 m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31,29 m/88,00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
383 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320 x 480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
5000 kg |
Aufklärer-Equipment |
— |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 E/F (-1) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2180 PS + 102 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1650 PS + 180 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
— |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
5650 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
10 400 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 000 kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
7700 kg/400 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg/4000 kg |
Abfluggewicht |
33 700 kg |
Mittleres Fluggewicht |
25 850 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
531 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
— |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
—/31.8 min |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
8.85 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
13 650 m/12 100/7l00m |
Reichweite (6000 m) |
3220 km (7) |
Reichweite (6000 m) |
3600 km (8) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1310/870 m |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
l000 / 550 m |
Maximale Flugzeit |
4.9 Stunden |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
13 % |
Besatzung |
3 |
* Gemäß dem Plan vom 9.9.1944 (Ju 488 V403) sind folgende Treibstoffmengen angegeben: Rumpfbehälter (6 x 2250 1). Außen-Flächenbehälter (2 x 510 I), Außen-Flächenbehälter (2 x 425 1). Mittelstück-Behälter (2 x 620 1), Mittelstück-Behälter (2 x 820 I). Dies ergibt eine Gesamtmenge von 18 450 1.
- (1) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 610 km/h in 6000 m
- (2) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 480 km/h in 6000 m
- (3) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 597/622 km/h in 6000 m
- (4) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 487/486 km/h in 6000 m
- (5) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 641/672 km/h in 10 000 m
- (6) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 551/564 km/h in 10 000 m
- (7) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 636/678 km/h in 10 000 m
- (8) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 556/576 km/h in 10 000 m
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Karl-Heinz Regnat, Vom Original zum Modell: Junkers Ju 288/388/488".
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).