Дальний тяжелый бомбардировщик Юнкерс Ju 488
|
Стратегический бомбардировщик Junkers Ju 488
Junkers Ju 488 был последней реальной попыткой Германии создать дальний тяжелый бомбардировщик с четырьмя двигателями. Если в начале второй мировой войны Министерство авиации Германии уделяло мало внимания дальним бомбардировщикам, сосредоточившись в основном на скоростных средних и пикирующих, то когда стало очевидно, что идея "блицкрига" разрушена и боевые действия приобретают затяжной характер, тогда и необходимость в дальних бомбардировщиках проявилась очень остро. И ведущим самолетостроительным компаниям было предложено создать самолет данного типа в короткие сроки.
![Бомбардировщик Junkers Ju 488 Стратегический бомбардировщик Junkers Ju 488](/images/stories/ww2/germany/junkers-ju-488/junkers_ju_488-04.jpg)
Фирма "Юнкерс" предложила свой проект дальнего бомбардировщика Ju 488, особенностью которого было то, что самолет собирался из конструктивных узлов и агрегатов серийных и опытных бомбардировщиков Ju 88, 188, 288 и 388 (кроме средней части крыла и отдельных узлов фюзеляжа), например, у самолетов:
- Ju 388K были взяты передняя часть фюзеляжа с кабиной экипажа, а также наружные части крыла;
- Ju 188E - средняя и хвостовая часть фюзеляжа и четыре основные стойки шасси;
- Ju 88A-15 - фюзеляжные бомбовые отсеки;
- Ju 288C - хвостовое оперение и хвостовая подвижная стрелковая установка.
![Junkers Ju 488 Junkers Ju 488](/images/stories/ww2/germany/junkers-ju-488/junkers_ju_488-06.jpg)
Министерством авиации Германии проект бомбардировщика Ju 488 был одобрен в феврале 1944 года. Основные работы должны были проводиться во Франции. Необходимо было построить опытные образцы: Ju 488 V401 и Ju 488 V402, а также прототипы, которые должны были соответствовать серийной модификации Junkers Ju 488A, это:
- Ju 488 V403,
- Ju 488 V404,
- Ju 488 V405,
- Ju 488 V406.
Планировалось, что серийные самолеты Ju.488A должны были поступить на вооружение люфтваффе приблизительно в середине 1945 года.
![Junkers Ju 488 Junkers Ju 488](/images/stories/ww2/germany/junkers-ju-488/junkers_ju_488-05.jpg)
Работы над бомбардировщиком были развернуты в начале 1944 года на территории оккупированной Франции, хотя движение Сопротивления оказывало противодействие и на заключительном этапе второй мировой войны. Поскольку алюминия не хватало, то конструкция самолета была смешанная: металлическое крыло и фюзеляж со стальными лонжеронами, деревянными шпангоутами и полотняной обшивкой, каркас крыла представлял собой треугольную ферму из дюралевых труб, имеющих диаметр 80-100 мм. Самолет был снабжен четырьмя двигателями Jumo 222А/В-3 (2500 л.с.). Пять баков для топлива по 2500 л находились в фюзеляже и в центроплане крыла. Шасси состояло из четырех колес, каждое из которых убиралось в мотогондолу.
Юнкерс Ju 488
![Юнкерс Ju 488 V401 Юнкерс](/images/stories/ww2/germany/junkers-ju-488/junkers_ju_488-08.jpg) |
![Юнкерс Ju 488 V403 Самолет Юнкерс](/images/stories/ww2/germany/junkers-ju-488/junkers_ju_488-07.jpg) |
Ju 488 V401 |
Ju 488 V403 |
Кликните на изображение для увеличения |
В литературе встречаются несколько противоречивые данные относительно прототипов бомбардировщиков, так, Ju.488-V403 и последующие варианты должны были иметь новый фюзеляж, на котором сохранилась только геpмокабина от Ju.388K. В остальном он совсем не был похож на Ju.488-V401 и V402. Фюзеляж был выше, имел общую длину 23,25 м. Планировалось установить управляемые дистанционно верхнюю и хвостовую башни, а двигатели заменить на Jumo-222А-3/В-3 (вместо MW-801ТJ, как у Ju.488 V401 и V402). Бомбовая нагрузка и запас топлива были удвоены. Нормальный и усиленный запас топлива состоял из 10400 л и 15000 л. Бомбовая нагрузка могла достигать 5 тонн.
![Junkers Ju 488 Бомбардировщик Junkers](/images/stories/ww2/germany/junkers-ju-488/junkers_ju_488-10.jpg)
Работы над самолетом шли относительно быстро, и к середине лета 1944 года два фюзеляжа и средние части двух крыльев были готовы к отправке в Германию с целью окончательной сборки и прохождения летных испытаний. Однако, в ночь с 16 на 17 июля бойцы Сопротивления провели диверсию, и в результате взрыва крылья и фюзеляж были уничтожены. В итоге Министерство авиации приняло решение свернуть все работы по дальнему тяжелому бомбардировщику Юнкерс Ju 488, на это повлияло как проведение диверсии, так и положение на фронтах второй мировой. Надо отметить, что проект Ju 488 интересовал Японию, по просьбе которой необходимую документацию по самолету подготовили к отправке, но окончание второй мировой войны не позволило осуществить этот план. Однако, по другой версии проект решили пpодать Японии, но предложение принято не было.
![Junkers Ju 488 Самолет Юнкерс](/images/stories/ww2/germany/junkers-ju-488/junkers_ju_488-09.jpg)
Ниже приведена подробная таблица тактических характеристик дальнего тяжелого бомбардировщика Юнкерс Ju 488 из книги "Vom Original zum Modell: Junkers Ju 288/388/488", автор - Karl-Heinz Regnat. Данные на немецком языке, но в принципе, чтобы понять, не надо прилагать особых усилий.
Technische Daten |
Ju 488 Fernerkunder JUMO 222 A/B |
Gesamtlänge |
23.24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7,10 m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31.29 m/88.00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
409 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320x480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
— |
Aufklärer-Equipment |
2 x Rb 30/50 |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 A/B (-3) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2200 PS + 112 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1910 PS + 162 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
B4 |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
12 8000 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
17550 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 200 kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
13 500 kg/700 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg/— |
Abfluggewicht |
36000kg |
Mittleres Fluggewicht |
29 250 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
541 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
684 km/h |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
13 min/— |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
9.20 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
10 750 m/9200 m/5900 m |
Reichweite (6000 m) |
5100 km (1) |
Reichweite (6000 m) |
6820 km (2) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1420/1160 m |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
1100/840 m |
Maximale Flugzeit |
— |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
— |
Besatzung |
3 |
Technische Daten |
Ju 488 Fernbomber JUMO 222 A/B |
Gesamtlänge |
23.24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7.10 m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31.29 m/88.00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
409 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320 x480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
5000 kg |
Aufklärer-Equipment |
— |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 A/B (-3) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2200 PS + 112 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1910 PS + 162 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
B4 |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
7250 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
12 000 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 000kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
8900 kg/500 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg/5000 kg |
Abfluggewicht |
36 000 kg |
Mittleres Fluggewicht |
26 550 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
544 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
690 km/h |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
13 min/— |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
9.20 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
11 350 m/9850 m/74000 m |
Reichweite (6000 m) |
3400 km (3) |
Reichweite (6000 m) |
4360 km (4) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1380/ 1140m |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
1060/820 m |
Maximale Flugzeit |
5.7 Stunden |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
15 % |
Besatzung |
3 |
Technische Daten |
Ju 488 Fernerkunder JUMO 222 E/F |
Gesamtlänge |
23.24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7.10m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31.29 m/88.00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
383 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320 x480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
— |
Aufklärer-Equipment |
2 x Rb 30/50 |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 E/F (-1) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2180 PS + 102 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1650 PS + 180 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
— |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
10 750 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
15 500 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 000 kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
11 500 kg/600 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg |
Abfluggewicht |
33 700 kg |
Mittleres Fluggewicht |
27 950 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
529 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
— |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
—/31.8 min |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
8,85 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
13 150 ni/11 650 m/5100m |
Reichweite (6000 m) |
4970 km (5) |
Reichweite (6000 m) |
5580 km (6) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1310/870 |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
l000 / 550 m |
Maximale Flugzeit |
— |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
— |
Besatzung |
3 |
Technische Daten |
Ju 488 Fernboniber JUMO 222 E/F |
Gesamtlänge |
23,24 m |
Größte Rumpfhöhe |
7,10 m |
Bauausführung |
|
Vorderer Rumpf (incl. Kraftstoffbereich) |
Metallbauweise |
Restlicher hinterer Rumpfbereich |
Holz / Stoffbesp. |
Spannweite über alles/Flächeninhalt |
31,29 m/88,00 m2 |
Flügelstreckung |
11 |
Flächenbelastung (bei max. Fluggew.) |
383 kg/m2 |
Äußere Hauptfahrwerksräder |
1220x445 |
Innere Hauptfahrwerksräder |
1320 x 480 |
Federbeine (je Einheit) |
1 |
Spurweite (außen)/(innen) |
14.90 m/6.50 m |
Spomfahrwerk (Abmessung) |
780 x 480 |
Höhenatmeranlage |
15 FI. I. Tragwerk |
Bewaffnung |
|
B-Stand |
FDL 151 Z |
Heckstand |
FHL 131 Z |
Bombenlast |
5000 kg |
Aufklärer-Equipment |
— |
Panzerschutz (Pilot) |
Kopf- u. Rückenp. |
Panzerschutz (Beobachter) |
Rückenpanzerung |
Triebwerke |
|
Motorentypen bei Ju 488 |
JUMO 222 E/F (-1) |
Startleistung |
2500 PS + 130 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (Bodennähe) |
2180 PS + 102 kp Abgasdüsenschub |
Steig- und Kampfleistung (7200 m) |
1650 PS + 180 kp |
Betriebsstoffanlage * |
|
Datenblatt Ju 488 (24.7.1944) |
|
Treibstoffart |
— |
Rumpfbehälter/Flächenbehälter |
5650 1/4750 1 |
Gesamtkapazität |
10 400 1 |
Schnellablass |
Bei Flächentanks |
Luftschrauben |
|
Hersteller |
Junkers |
Luftschraubentyp/Durchmesser |
VS 19/4.00 m |
Gewichtsdaten |
|
Rüstgewicht |
21 000 kg |
Kraftstoff/Schmierstoff |
7700 kg/400 kg |
Bordwaffenmunition/Bomben |
220 kg/4000 kg |
Abfluggewicht |
33 700 kg |
Mittleres Fluggewicht |
25 850 kg |
Leistungsdaten |
|
Höchstgeschwindigkeit (Bodennähe) |
531 km/h |
Höchstgeschwindigkeit (7000 m) |
— |
Steigzeit auf 6000 m/8000 m |
—/31.8 min |
Steigeschwindigkeit (0 m) |
8.85 m/sek |
Dienstgipfelhöhe (4-mot/3-mot/2-mot) |
13 650 m/12 100/7l00m |
Reichweite (6000 m) |
3220 km (7) |
Reichweite (6000 m) |
3600 km (8) |
Startstrecke (15m Höhe, Gras/Beton |
1310/870 m |
Startrollstrecke (Gras/Beton) |
l000 / 550 m |
Maximale Flugzeit |
4.9 Stunden |
Nutzlast/Flugmasse in Prozent |
13 % |
Besatzung |
3 |
* Gemäß dem Plan vom 9.9.1944 (Ju 488 V403) sind folgende Treibstoffmengen angegeben: Rumpfbehälter (6 x 2250 1). Außen-Flächenbehälter (2 x 510 I), Außen-Flächenbehälter (2 x 425 1). Mittelstück-Behälter (2 x 620 1), Mittelstück-Behälter (2 x 820 I). Dies ergibt eine Gesamtmenge von 18 450 1.
- (1) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 610 km/h in 6000 m
- (2) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 480 km/h in 6000 m
- (3) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 597/622 km/h in 6000 m
- (4) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 487/486 km/h in 6000 m
- (5) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 641/672 km/h in 10 000 m
- (6) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 551/564 km/h in 10 000 m
- (7) = Reisegeschwindigkeit (maximal) 636/678 km/h in 10 000 m
- (8) = Reisegeschwindigkeit (gedrosselt) 556/576 km/h in 10 000 m
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Karl-Heinz Regnat, Vom Original zum Modell: Junkers Ju 288/388/488".
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).