Тяжелый бомбардировщик Хейнкель He.274 Германии создавался в ходе Второй Мировой войны, по той причине, что еще до военных действий немцы планировали создать самолет, который не будут уязвимы для истребителей. Но этому самолету не суждено было вступить в состав люфтваффе - он так и не был достроен. Лишь после войны во Франции доделали бомбардировщик, но использовали его уже в мирных целях.
Немецкий высотный тяжелый бомбардировщик Heinkel He.274
Германия еще за несколько лет до начала второй мировой войны планировала создать высотный бомбардировщик, который смог бы работать на значительных высотах и не был бы доступен для истребителей противника. Конструкцию самолета фирма Heinkel разрабатывала на базе немецкого Не 177, в конце 1940 года были подготовлены концепция проекта и основы конструкции, а детальная проработка проекта началась в 1941 году. Изначально планировалось на базе Не 177А-3 создать высотный бомбардировщик Не 177А-4, с установкой двигателей DB 610, с герметичной кабиной и экипажем, состоящим из 3 человек.
Хейнкель предложил новое двухлонжеронное крыло, а также установку в фюзеляже самолета турбонаддув Heinkel-Hirth 9-2291, кроме этого отказался от двухмоторной схемы в пользу четырехмоторной. Но надо отметить, что новому самолету оставались, в том числе, еще и много других проблем, передававшихся в наследство от Не 177. Предложения Хейнкеля были приняты, а работы над четырехмоторным высотным бомбардировщиком, получившим обозначение He.274, продолжены. Для общего сведения приведем основные характеристики самолета Не 177, включая модификации:
В начальном периоде Второй мировой войны (1942 год) венский филиал фирмы Heinkel работал над истребителем Не 219, поэтому было принято решение о передаче проекта бомбардировщика Не 274 французскому КБ SAUF (Societe Anovyme de Usines Farman), находившееся в Париже. Проект самолета требовал значительной работы, а французские специалисты старались саботировать работу, в итоге прототипы были готовы только в 1943 году.
Крыло немецкого самолета Не 274 имело двухсекционный центроплан с консолями, два лонжерона которых соединялись перемычками и образовывали сплошную ферму. Между лонжеронами находились четыре топливных бака (два в центроплане и два в консолях) общей емкостью 4400 л и маслобаки для двигателей. Под центропланом были выдвижные закрылки Фаулера, десять секций которых выпускались при помощи гидравлики. Элероны с сервоуправляемыми триммерами - зависающего типа. Первоначально экипаж Не 274 планировался из четырех человек (два пилота, штурман-бомбардир и радист).
Фюзеляж имел классическую полумонококовую конструкцию с поперечными шпангоутами, продольными стрингерами и несколькими лонжеронами. Сразу за гермокабиной находился бак и два бомбоотсека., в одном из который для дальних полетов была возможна установка дополнительного 1900 л бака. Фюзеляж самолета во многом соответствовал модификации Не 177А-3, однако был увеличен до 22350 мм, изменилась конструкция гермокабины и шасси, убиравшегося во внутренние мотогондолы. Самолеты Не 274V1 и V2 были оснащены четырьмя двигателями Daimler-Benz DB 603А-2 с турбонаддувом DVL ТК 11. На серийные машины ожидалась установка моторов DB 603G (стартовая мощность - 1870 л.с., рабочая на 10900 м - 1427 л.с.), которые были способны работать не только с турбонаддувом, но и с механическим наддувом.
Основные характеристики тяжелого бомбардировщика Heinkel He-274
Экипаж, чел
4
Длина, м
23,8
Размах крыла, м
44,2
Площадь крыла, м.кв.
170
Масса, кг
пустого
21320
взлетный
36000
Скорость, км/ч
575
Дальность, км
4225
Потолок, м
14300
Тип двигателя
4 ПД Даймлер-Бенц DB-603A-2
Мощность, л.с.
4 х 1750
Вооружение
один МG-131 в носовой части, по два МG-131 в дистанционно управляемых верхней и нижней башнях, бомбы до 4000 кг
Работы над Не 274А-0 были свернуты в октябре 1943 года, с получением приказа по доводке прототипов.
Не 274V1 был уже практически готов в июле 1944 года (степень готовности около 95 процентов), но начавшаяся эвакуации сотрудников конструкторского бюро не позволила довести работы до конца и облетать прототип самолета. Немцы не транспортировали самолет в Германию, подорвав двигатели, а сам планер Hе.274-V1 почти не был поврежден. Самолет был отремонтирован союзниками, в феврале 1945 года на него установили трофейные моторы DB 603А/В. Облет машины состоялся в декабре 1945 года, в ходе испытаний самолет достиг скорости 595 км/ч на высоте 10000 м.
После окончания Второй мировой войны, в 1946 году, фирма Societe Anovyme de Usines Farman была национализирована, а ее название изменено на AAS (Ateliers AeronautiquesdeSurenes). Самолет, получивший обозначение AAS 01А, дальнейшие испытания проходил в Бретиньи-сюр-Орж. AAS 01А использовался для испытаний реактивного перехватчика SO 4000 (впервые совершил полет 13 марта 1951 года) - истребитель взлетал со специальной платформы на фюзеляже бомбардировщика. После того как работы над SO 4000 были завершены в мае 1953 года, самолеты Не 274V1 (AAS 01 А) и Не 274V2 пошли на слом.
Источники:
Андрей Харук. Боевая авиация Гитлера.
Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
У.Грин "Боевые самолеты Третьего Рейха".
Андрей Фирсов. Последние бомбардировщики "Хенкеля".