Дальний тяжелый бомбардировщик Дорнье Do 19
|
Немецкий бомбардировщик Dornier DO.19 (Uralbomber)
Многие эксперты считают, что этот дальний тяжелый бомбардировщик, который начал разрабатываться задолго до начала Второй мировой войны (первые чертежи самолета появились уже в июле 1933 года), намного опередил свое время. Уже тогда в планах люфтваффе было создание тяжелого бомбардировщика, который со значительной бомбовой нагрузкой из Германии мог совершать полеты до севера Шотландии и Урала. Надо отметить, что проектирование и постройка самолета производилось в то время, когда в Англии появились первые спецификации на дальний бомбардировщик.
Однако, сама идея создания "Уралбомбера" с самого начала имела множество противников, которые были убеждены, что техническое развитие не достигло необходимого уровня и сомневались в успехе данного проекта. Были заявления, что дальний тяжелый бомбардировщик будет проблемой для тренировочных частей и, что стратегические бомбардировщики являются преждевременной роскошью для авиации Германии.
Но несмотря на это, 24 февраля 1934 года фирме "Дорнье" был выдан заказ на создание макета самолета Дорнье Р 30, впоследствии Do 19. (По сведениям некоторых источников "Дорнье" и "Юнкерсу" спецификации были переданы летом 1935 года). Первый прототип бомбардировщика Дорнье (Do 19 V1) впервые поднялся в небо 30 октября 1936 года.
Немецкий бомбардировщик Do 19 являлся свободнонесущим среднепланом цельнометаллической конструкции из сплавов легких металлов, с убирающимся шасси (три стойки шасси убирались назад, основные стойки - во внутренние гондолы двигателей). Два киля с полотняной обшивкой находились в задней части фюзеляжа четырехугольного сечения. В средней части фюзеляжа был бомбовый отсек, рассчитанный на бомбовую нагрузку более 2 тонн. Самолет был оснащен четырьмя двигателями воздушного охлаждения Брамо 109 322 J2, мощность которых составляла 715 л.с. каждый. Бомбардировщик мог развивать скорость 315 км/час. Do 19 VI имел автопилот "Аскания-Сперри" - впервые среди бомбардировщиков. В тот период такого устройства не имел ни один самолет ни Германии, ни других стран мира.
Экипаж самолета включал девять человек (командир, второй пилот-штурман, оператор бомбометания, радист и пять стрелков), в модификации Do 19 V2 иногда сообщается о численности экипажа - 10 человек. Оборонительное вооружение включало носовую башню бомбардира с пулеметом МG-15, такой же пулемет в хвосте и две большие управляемые гидравлические башни на два члена экипажа, каждая сверху и снизу с 20-мм пушками. Бомбоотсек вмещал до 16х100 кг или 32х50 кг бомб. Горючее находилось в центроплане.
Руководство люфтваффе в то время разработало основные параметры более перспективного тяжелого бомбардировщика, требования на который были переданы "Хейнкелю", и который воплотился в Heinkel Не 177. Было мнение, что для ведения боевых действий в Западной Европе достаточно иметь двухмоторный бомбардировщик, меньший по размеру.
Несмотря на распоряжение от 18 июля о прекращении работ по Do 19 в связи с отсутствием решения о запуске его в серийное производство, испытания самолета продолжились. Было проведено 83 испытательных полетов, но в итоге приняли решение пустить на слом все построенные (строящиеся) самолеты Do 19 и вычеркнуть из планов все проектные работы по созданию дальних бомбардировщиков. Многие эксперты считают, что при создании люфтваффе исключение из программы развития авиации четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков явилось одной из самых фатальных ошибок.
Адмирал Лаас (президент объединения немецкой авиапромышленности) 1 ноября 1942 года написал генерал-фельдмаршалу Мильху "Обе они [машины Do 19 и Ju 89] при условии постоянного совершенствования превзошли бы по летным данным американские и английские дальние бомбардировщики".
И когда самолет Do.19-V2 был почти готов, а V3 собран наполовину - их отправили на слом. Сохранившийся и в 1939 году переделанный в транспортный самолет, Do.19-V1 был принят в состав люфтваффе и эксплуатировался в польской кампании.
Основные характеристики самолета Do. 19 V1
Масса, кг |
|
пустого самолета |
11865 |
нормальная взлетная |
18500 |
Длина, м |
25,4 |
Высота, м |
5,77 |
Размах крыла, м |
35 |
Площадь крыла, кв.м |
162 |
Двигатель |
4 ПД Bramo |
Мощность, л.с. |
4 х 715 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
315 |
на высоте |
374 |
Крейсерская скорость, км/ч |
350 |
Дальность полета, км |
1600 |
Практический потолок, м |
5600 |
Экипаж, чел |
9 |
Источники:
- Андрей Харук. Боевая авиация Гитлера.
- Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
- Jean-Denis G.G.Lepage "Aircraft of the Luftwaffe, 1935-1945: An Illustrated Guide".
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.