Дальний тяжелый бомбардировщик Дорнье Do 19
По мнению многих экспертов, нереализованный проект Германии второй мировой войны - дальний тяжелый бомбардировщик Дорнье Do 19 - стал одной из самых фатальных ошибок при создании люфтваффе. Самолет не поступил в серийное производство в пользу более легких бомбардировщиков для ведения войны в Европе. В тот период времени посчитали, что проект стратегического бомбардировщика был слишком проблемным для немецкой авиации.

Немецкий бомбардировщик Dornier DO.19 (Uralbomber)

Немецкий бомбардировщикМногие эксперты считают, что этот дальний тяжелый бомбардировщик, который начал разрабатываться задолго до начала Второй мировой войны (первые чертежи самолета появились уже в июле 1933 года), намного опередил свое время. Уже тогда в планах люфтваффе было создание тяжелого бомбардировщика, который со значительной бомбовой нагрузкой из Германии мог совершать полеты до севера Шотландии и Урала. Надо отметить, что проектирование и постройка самолета производилось в то время, когда в Англии появились первые спецификации на дальний бомбардировщик.

Дорнье Do 19

Однако, сама идея создания "Уралбомбера" с самого начала имела множество противников, которые были убеждены, что техническое развитие не достигло необходимого уровня и сомневались в успехе данного проекта. Были заявления, что дальний тяжелый бомбардировщик будет проблемой для тренировочных частей и, что стратегические бомбардировщики являются преждевременной роскошью для авиации Германии.

Но несмотря на это, 24 февраля 1934 года фирме "Дорнье" был выдан заказ на создание макета самолета Дорнье Р 30, впоследствии Do 19. (По сведениям некоторых источников "Дорнье" и "Юнкерсу" спецификации были переданы летом 1935 года). Первый прототип бомбардировщика Дорнье (Do 19 V1) впервые поднялся в небо 30 октября 1936 года.

Немецкий бомбардировщик Dornier DO.19

Немецкий бомбардировщик Do 19 являлся свободнонесущим среднепланом цельнометаллической конструкции из сплавов легких металлов, с убирающимся шасси (три стойки шасси убирались назад, основные стойки - во внутренние гондолы двигателей). Два киля с полотняной обшивкой находились в задней части фюзеляжа четырехугольного сечения. В средней части фюзеляжа был бомбовый отсек, рассчитанный на бомбовую нагрузку более 2 тонн. Самолет был оснащен четырьмя двигателями воздушного охлаждения Брамо 109 322 J2, мощность которых составляла 715 л.с. каждый. Бомбардировщик мог развивать скорость 315 км/час. Do 19 VI имел автопилот "Аскания-Сперри" - впервые среди бомбардировщиков. В тот период такого устройства не имел ни один самолет ни Германии, ни других стран мира.

Дальний тяжелый бомбардировщик

Экипаж самолета включал девять человек (командир, второй пилот-штурман, оператор бомбометания, радист и пять стрелков), в модификации Do 19 V2 иногда сообщается о численности экипажа - 10 человек. Оборонительное вооружение включало носовую башню бомбардира с пулеметом МG-15, такой же пулемет в хвосте и две большие управляемые гидравлические башни на два члена экипажа, каждая сверху и снизу с 20-мм пушками. Бомбоотсек вмещал до 16х100 кг или 32х50 кг бомб. Горючее находилось в центроплане.

Немецкий бомбардировщик

Руководство люфтваффе в то время разработало основные параметры более перспективного тяжелого бомбардировщика, требования на который были переданы "Хейнкелю", и который воплотился в Heinkel Не 177. Было мнение, что для ведения боевых действий в Западной Европе достаточно иметь двухмоторный бомбардировщик, меньший по размеру.

Dornier DO.19

Несмотря на распоряжение от 18 июля о прекращении работ по Do 19 в связи с отсутствием решения о запуске его в серийное производство, испытания самолета продолжились. Было проведено 83 испытательных полетов, но в итоге приняли решение пустить на слом все построенные (строящиеся) самолеты Do 19 и вычеркнуть из планов все проектные работы по созданию дальних бомбардировщиков. Многие эксперты считают, что при создании люфтваффе исключение из программы развития авиации четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков явилось одной из самых фатальных ошибок.

Адмирал Лаас (президент объединения немецкой авиапромышленности) 1 ноября 1942 года написал генерал-фельдмаршалу Мильху "Обе они [машины Do 19 и Ju 89] при условии постоянного совершенствования превзошли бы по летным данным американские и английские дальние бомбардировщики".

Бомбардировщик

И когда самолет Do.19-V2 был почти готов, а V3 собран наполовину - их отправили на слом. Сохранившийся и в 1939 году переделанный в транспортный самолет, Do.19-V1 был принят в состав люфтваффе и эксплуатировался в польской кампании.

Дорнье

Основные характеристики самолета Do. 19 V1
Масса, кг  
пустого самолета 11865
нормальная взлетная 18500
Длина, м 25,4
Высота, м 5,77
Размах крыла, м 35
Площадь крыла, кв.м 162
Двигатель 4 ПД Bramo
Мощность, л.с. 4 х 715
Максимальная скорость, км/ч  
у земли 315
на высоте 374
Крейсерская скорость, км/ч 350
Дальность полета, км 1600
Практический потолок, м 5600
Экипаж, чел 9

Do 19 V1

Источники:

  • Андрей Харук. Боевая авиация Гитлера.
  • Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
  • Jean-Denis G.G.Lepage "Aircraft of the Luftwaffe, 1935-1945: An Illustrated Guide".
  • Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме