Немецкий бомбардировщик Dornier Do 17
Получивший прозвище "Летающий карандаш" за длинный узкий фюзеляж Do 17 проектировался исключительно для коммерческих целей, и прежде всего как высокоскоростной почтовый самолет, способный также взять на борт шестерых пассажиров. В этом качестве Do 17 VI впервые поднялся в воздух в конце 1934 года, после чего второй и третий прототипы были переданы "Люфтганзе" для испытаний. Авиакомпания посчитала, что пассажирские места оказались совершенно неудобными, и прототипы были возвращены "Дорнье". Самолет так бы и был позабыт, если бы не пилот "Люфтганзы", в прошлом летчик-испытатель "Дорнье", выступавший в роли посредника между авиакомпанией и Министерством авиации.
Облетав Do 17, летчик предложил использовать машину в качестве бомбардировщика, хотя и отмечал путевую неустойчивость. Был заказан четвертый прототип с бомбоотсеком в фюзеляже, а также двумя килями-шайбами на концах стабилизатора. За ним последовали пять аналогичных прототипов, три из которых отличались остеклением носовой части, а три последних предусматривали установку за кабиной пилота одного пулемета MG 15 калибра 7,9 мм, обслуживаемого радистом, для защиты задней полусферы. Седьмой и девятый прототипы имели укороченный нос с большой площадью остекления. Такая конструкция и была одобрена для серийного производства.
Do 17 в полете
Первой серийной моделью была Do 17Е-1, которая строилась параллельно с почти аналогичной Do 17F-1, предназначенной для дальней разведки. На обоих самолетах предусматривалась установка пулемета MG 15 для стрельбы вниз через люк, расположенный перед бомбоотсеком. В варианте Е-1 бомбоотсек вмещал до 750 кг бомб, хотя более типичной нагрузкой был вес 500 кг, а в F-1 в нем находилась пара фотокамер. Чтобы сделать самолет более технологичным для лицензионного и рассредоточенного производства, его конструкция была разбита на агрегаты, что давало дополнительное преимущество - возможность замены отдельных узлов. Люфтваффе быстро сформировали четыре боевые эскадры, вооружив их самолетами нового типа. Разведывательная авиагруппа получила Do 17F-1. Весной 1937 года эти машины были направлены в Испанию в составе "Легиона Кондор"; 15 самолетов 122-й разведывательной авиагруппы F присоединились к 1.А/88. Они, как и двадцать Do 17Е-1 из 2.К/88, продемонстрировали способность ускользать от вражеских истребителей.
Параллельно велись разработки Do 17М и Do 17Р, которые должны были заменить более ранние версии Do 17Е-1 и Do 17F-1. На смену 12-цилиндровому двигателю BMW VI 7,3 мощностью 562 кВт (750 л.с.) должен был прийти тот самый 746-киловаттный (1000 л.с.) "Даймлер Бенц" DB 600 А, который был установлен на Do 17 V8, участвовавшем в Международном конкурсе военных самолетов в Цюрихе в 1937 году и обошедшем всех истребителей. Однако производство двигателей шло медленно, и они резервировались для будущих истребителей, поэтому бомбардировщик Do 17М появился на свет со звездообразными 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения "Брамо" 323Ф-1 "Фафнир" мощностью 675 кВт (900 л.c.), а Do 17Р - с двигателями BMW 132N мощностью 648 кВт (865 л.c.), обеспечивавшими самолету-разведчику необходимую дальность полета. Вооружение было усилено за счет стреляющего вперед пулемета MG 15 с кольцевым прицелом и сферической мушкой, который мог фиксироваться в продольном направлении и обслуживаться пилотом. Стрелять из этого пулемета мог и штурман-бомбардир. В 1940 году находившиеся в эксплуатации Do 17М и Do 17P часто оснащались дополнительной парой пулеметов MG 15. Оба варианта имели удлиненный бомбоотсек, вмещавший до 1000 кг бомб. Вариант со спасательной шлюпкой получил название Do 17M/U1, а тропические варианты с противопыльными воздушными фильтрами - Do 17М-1/Тrор и Do 17Р-1/Тrор.
Do 17M-1 вид сбоку
"Дорнье" Do 17М экспортировались в Югославию как бомбардировщики Do 17Kb-1 и как разведывательные самолеты Do 17Ка-2 и Ка-3. Все они оснащались звездообразными двигателями "Гном-Рон" 14 Na/2 и оборонительным вооружением: пулеметами "Браунинг", а некоторые и пушкой "Испано-Сюиза" 404 калибра 20 мм. Они имели длинную остекленную носовую часть, характерную для прототипов Do 17. Югославии было поставлено 20 самолетов, построенных в Германии, после чего в 1939 году началось их лицензированное производство на Государственном авиационном заводе. В 1941 году, когда Германия вторглась на территорию Югославии, та уже имела на вооружении семьдесят Do 17К, 26 из которых были уничтожены уже во время первых налетов. Несколько оставшихся самолетов отправились в Египет (два из них вскоре примкнули к Королевским ВВС Великобритании), другие же вместе с немногими Do 17К-1 были переданы новоявленному германскому союзнику - хорватским ВВС.
Название Do 17L было присвоено самолету наведения, аналогичному Do 17М, производство которого дошло лишь до создания прототипа.Гражданская война в Испании показала, что Do 17 уязвим снизу, а его кабина действительно слишком тесна. На Do 17S и Do 17U ставились двигатели DB 600, а на бомбардировщик Do 17Z-1, имевший тот же вытянутый фюзеляж, - звездообразные двигатели "Брамо" 323А-1 "Фафнир". Недостаток мощности при полной бомбовой нагрузке вызвал появление Do 17Z-2 с двигателями "Брамо" 323Р мощностью по 746 кВт (1000 л.с.) с двухскоростными нагнетателями. Do 17Z-3 выполнял двойную функцию: разведчика и бомбардировщика и был оборудован фотокамерой. Учебно-тренировочный Do 17Z-4 имел двойное управление. Do 17Z-5, самолет для ведения дальней разведки над морем, оснащался надувными поплавками и дополнительным аварийно-спасательным оборудованием.
Do 17M-1 вид сверху
Около 212 из 370 бомбардировщиков Do 17, имевшихся на вооружении в начале войны между Англией и Германией, были Do 17Z-1 и 7.-2. Далее шли Do 17М-1 и несколько Do 17К-1. На этих самолетах летали девять боевых авиагрупп, входивших в состав четырех боевых эскадр. Среди них находились и 262 Do 17, принадлежавших 23 эскадрилье, которые выполняли роль дальних разведчиков. Небольшое количество Do 17М было разбросано по различным частям. Так, например, три машины обслуживали штабы каждой группы. Do 17 участвовали в налетах на Польшу и Францию (но не Норвегию) и играли главную роль в Битве за Британию, где они подтвердили свое превосходство в скорости над большинством истребителей в пологом пикировании. Тем не менее потери были значительными - оборонительное вооружение оказалось слабым. Do 17 совершили ряд впечатляющих массированных ударов на малой высоте с облетом препятствий, но некоторые части еще до окончания битвы стали перевооружаться более совершенными Ju 88, и к тому времени, когда Гитлер начал операцию "Барбаросса", только KG 2 оставалась целиком оснащенной самолетами Do 17. Первоначально на Восточном фронте на Do 17 летали три авиагруппы. Последней из них была III/KG 3, передавшая свои самолеты хорватской IV/KG 3 (подразделение, аналогичное эскадрилье), которая продолжала эксплуатировать их до тех пор, пока в ноябре 1942 года не была перенацеливая на борьбу с партизанами в Хорватии.
Do 17Z-2 вид сбоку
Другим иностранным эксплуатаптом была Финляндия, которая получила пятнадцать Do 17Z-2 в начале 1942 года, заменив ими "Бленхеймы" и эксплуатируя их до середины 1944 года.Производство Do 17Z, которым недоставало скорости Ju 88 или бомбовой нагрузки Не 111, в конце концов было прекращено в 1940 году, после того как всего было изготовлено 522 самолета. Однако это не означало, что наступил конец биографии этой машины. Единственный ночной истребитель Do 17Z-6 ("Сова") создавался на базе Do 17Z-3, с той лишь разницей, что использовалась носовая часть oт Ju 88С-2 с артиллерийской установкой. Это дало возможность вооружить самолет тремя пулеметами МG 15 и пушкой MG FF калибра 20 мм, стреляющими вперед. Аналогичный Do 17Z-10 "Сова" II имел новую, специально спроектированную носовую часть с четырьмя пулеметами MG 15 и парой пушек МG FF, а также инфракрасным прибором "Сапожная колодка". Экипаж Z-6 и Z-10 был сокращен до трех человек: инженер заряжал пушки, а радист вел огонь из пулеметов, защищая заднюю полусферу. Девять последних Do 17Z-3 изготавливались в соответствии с техническими требованиями к Do 17Z-10 и были переданы 4./NJG 1, базировавшейся в Деелене. Первой боевой победой эскадрильи был сбитый 18 октября 1940 года над Зюдер-Зее "Веллингтон". Она также патрулировала аэродромы и успешно атаковала заходящие на посадку бомбардировщики неприятеля.Небольшое число самолетов оставалось в эксплуатации до начала 1942 года.
По приказу Министерства авиации Do 17z получил наименование Do 215, под которым скрывался предполагаемый экспортный вариант для Югославии. Прототипы демонстрировались с двигателями "Гном-Рон" (Do 215 V-2) и DB601A (Do 215 V-3), причем второй вариант заинтересовал ВВС Швеции. По их заказу был построен Do 215А-1. Задержанные перед самой поставкой 18 самолетов были переделаны в разведчики дальнего действия и поступили в распоряжение люфтваффе как Do 215В-0 и Do 215В-1 "Дорнье" получила приказ продолжать производство самолетов для люфтваффе. Так появилась серия подвариантов: непостроенный бомбардировщик Do 215В-2: два Do 215В-3, поставленные России: Do 215В-4. имевший на борту различное фотооборудованпе и затем переделанный в ночной самолет вторжения Do 215В-5. В отличие от более ранней "Совы" II. на Do 215В-5 могла устанавливаться РЛС FuG 202 "Лихтенштейн" ВС AI. Позднее таким оборудованием стали оснащаться ночные истребители Bf 110 и Ju 88. Do 215 исчез с фронтов войны к середине 1942 года, хотя четыре самолета были переведены в Венгрию и прослужили там до конца года.