Самолет Хейнкель Не 177 - Прототипы
Во второй половине 30-х годов попытки Германии сделать стратегический бомбардировщик закончились неудачей. И во время Второй мировой войны в составе люфтваффе отсутствовали полноценные стратегические бомбардировщики, аналогичные британским самолетам Lancaster или Halifax, а также американским В-17, В-24 или В-29. Но самолеты Не 177 не сыграли в войне той роли, какую на них возлагали.
Содержание
Самолет Хейнкель Не 177
Прототипы
Перспективные модели
Техническое описание
Боевое применение

Прототипы и серийные самолеты

Первый прототип Не 177VI (Werk Nummer 177000001, CB+RP) поднялся в воздух 19 ноября 1939 года в Рехлине. За его штурвалом сидел лейтенант Франке, начальннк опытного отдела Erprobungsstelle Е-2 в Рехлине. Полет прошел не без проблем. Через 12 минут 39 секунд внезапно начался стремительный перегрев двигателей. Очень быстро температура в системе охлаждения перевалила за 120°С, и Франке пришлось немедленно садиться.

Вскоре был готов следующий прототип - Не 177 (Werk Nummer 177000002, CB+RQ). Франке облегал V2 в Рехлине 9 декабря 1939 года. Второй прототип отличался увеличенным килем и расширенным бомбоотсеком. 27 июня 1940 года прототип разбился во время попытки пикирования с высоты 4000 м. Самолет не смог выйти из пике и развалился в воздухе. Катастрофа произошла над Балтийским морем к северу от Мюрица. Погиб летчик-испытатель Риккерт. У последующих прототипов площадь киля увеличили в еще большей степени.

Третий прототип Не 177V3 (177000003, D-AGIG) служил для статических испытаний, а также летал. Это был первый самолет с экипажем из четырех человек. При этом масса самолета возросла. Прототип разбился 24 апреля 1941 года. 3 октября 1941 года из-за аварии закрылков Фулера получил серьезные повреждения Не 177V1.

Четвертый прототип Не 177V4 (177000004, CB+RP) служил для испытаний на грузоподъемность. Самолет также был потерян в июне 1941 года над Балтикой, в районе Рибница. Самолет не удалось вывести из пикирования из-за отказа механизма изменения шага винта. Испытатель Ганс Урсинус погиб.

Пятый прототип Не 177V5 (177000005, PM+OD) заметно доработали. Прежде всего, машина получила полное пулеметно-пушечное вооружение. В носовой части фюзеляжа установили одиночный 13-мм пулемет Rheinmetall-Borsig MG 131. Такие же пулеметы стояли в хвостовой части фюзеляжа и под диищем. Четвертый MG 131 поставили сверху на фюзеляж. Спереди под кабиной установили еще один MG 131. В очередной раз увеличили объем бомбоотсека. Прототип V5 разбился 23 июня 1943 года во время опытного полета на малой высоте.

Опыт полетов на всех первых прототипов показал, что двигательная установка машины нуждается в серьезной доработке. Моторы DB 606 были крайне ненадежны и отличались неравномерным охлаждением блоков цилиндров, частыми поломками бензонасосов и неадекватной работой системы смазки. В частности, при резком форсаже мотор заливался бензином.

Следующий прототип Не 177V6 (177000006. ВС+ВР) имел сухую массу 16815 кг и взлетную массу 28094 кг. Рост массы привело к тому, что удельная нагрузка на крыло возросла на 15%. Одновременно мощность двигателей удалось поднять всего на 100 л.с. с 2600 до 2700 л.с., а рабочая мощность двигательной установки на высоте 5500 м составляла 2080 л.с. На прототипах V5 и V6 установили серийные моторы. Максимальная скорость V6 составила 464,7 км/ч, потолок 6960 м, а максимальная дальность полета 5494 км (5394 км у V5). Прототип V5 в 1943 году передали в KG 40 как учебную машину.

Прототип Не 177V7 (177000007, SF+TB) почти не отличался от V6. На нем лишь несколько изменили конструкцию кабины, увеличив площадь остекления, и изменили вооружение. На Не 177V6 стояли два 13-мм пулемета MG 131 и две 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig Oerlikon MG FF (верхняя и хвостовая огневые точки). На V7 стояло три MG 15 и MG 131. Кроме того, на V7 укоротили фюзеляж с 20316 до 19998 мм. Такой фюзеляж потом был на самолетах серий А-0 и А-1.

Самолеты Не 177V6 и V7 передали KG 40, дислоцированному на аэродроме Бордо-Мериньяк, с целью испытать машины в полевых условиях. 2 августа 1941 года в IV./KG 40 (это была учебно-боевая группа) прибыли оба прототипа. Несколько пробных полетов показали, что ненадежность двигателей исключает возможность боевого применения машин. Отправка самолет в боевой вылет грозила большой вероятностью потерять машину из-за аварии.

В сентябре 1941 года достроили последний прототип Не 177V8 (177000008, SF+TC). Первоначально машину предполагалось использовать для испытания двигателей в Рехлине, но самолет быстро вернулся на завод для переделки планера. Сухая масса самолета достигала 17225 кг, а взлетная 27935 кг. Вооружение самолета сократили до трех MG 131 и одной MG FF в верхней огневой точке. Экипаж самолета составлял пять человек.

Кроме перечисленных прототипов отдельные экспериментальные машины выпускались в ходе серийного производства. Прототип Не 177V14 - V13 суеверно пропустили, поскольку прототипы и без того регулярно бились - (Werk Nummer 15152, GI+BM) использовался для отработки системы наведения летаюших бомб Hs 293.

Не 177V19 (332101,VF+QA) служил для испытаний двигателей Daimler-Benz DB 610. Машина сгорела 13 ноября 1943 года. Не 177V20 (VF + RD, 15254) в марте 1944 года был вооружен сдвоенным 13-мм пулеметом MG 131Z. установленном в хвостовой огневой точке. Самолет Не 177V21 (VF+QC. 332103) участвовал в аэродинамических испытаниях, а также оснащался системой наведения летающих бомб Hs 293 FuG 203 "Kehl IV". С той же целью был построен и Не 177V22 (VF+QD, 332104). который проходил испытания в Мюнхене. В марте 1944 года самолет привели к стандарту А-5. Не 177V23 (332112, VF+QL) и V24 (135024, ND+SS) находились в Рехлине, где на них испытывались двигатели DB 610. Hel77V24 прибыл в Рехлин 28 апреля 1944 года.

Самолет Не 177V25 (GI+BN, 15153) имел увеличенный киль и также испытывался в Рехлине. По той же программе испытывался прототип Не 177V27 (15203). Прототип Не 177V26 (GA+QM, 00019) в мае 1943 года совершал пробные пуски торпед. Не 177V28 (355056) оснастили системой управления типа Patin. Не 177V29 (GO+IF, 15155) нес дополнительное оборонительное вооружение, установленное на нижней передней огневой точке. Не 177V30 (135018) оснастили торпедным вооружением. Система сброса, установленная на V30, позволяла сбрасывать две торпеды сразу. Самолет Не 177V31 (550202. TM+IF) использовался для испытаний торпед типа LT950. Испытания проходили на аэродроме исследовательского центра авиационных торпед TWP (Готенхафен-Гексенгрунд) в Бабьем Доле. Иногда вылеты совершались с соседнего аэродрома Рамель-Загарш (Румя-Загуже) в районе Гдыни. В июле 1943 года испытывался самолет Не 177V32 (535353, GP+WC). оснащенный задней башенкой типа HL 131 V. В декабре 1943 года та же башенка испытывалась на самолетах Не 177V33 и V34 (535364. GP+WN). Самолет Не 177V35 (GP+WP. 535366) использовался для тестирования герметичной кабины.

Самолет Не 177V36 (332121) использовался для испытания системы FuG 203 "Kehl IV", предназначенной для наведения летающих бомб Hs 293. Самолет разбился в Карлсхагене на острове Узнам 14 января 1944 года. Не 177V37 (550038, KM+TN) в 1944 году в Карлсхагене и Пенемюнде летал с подфюзеляжными бомбодержателями типа ETC. Не 177V38 (550002, КМ+ТВ) использовался до 27 апреля 1944 года в центре Вернойхен для испытаний морского поискового радара FuG 200 "Hohentweil" и FuG 217. Самолет Не 177V40 (535850, GR+HM) использовался для испытаний радара FuG 217 (июль 1944 года). Не 177V39 (550049, КМ+ТХ) был оснащен деревянными створками бомболюка и испытывался в июле 1944 года в Рехлине.

Самолеты Не 177V101 (535550, NN+QQ), Не 177V102 (10200023. GA+QQ) и Не 177V103 (550036. KM+TL) были оснащены четырьмя одиночными моторами вместо двух спаренных.

Самолет Не 177А-0

6 июля и 3 октября 1939 года года RLM заказало в общей сложности 30 предсерийных самолетов (Null-Serie). Первую партию из 15 машин начал собирать завод Heinkel в Ростоке в ноябре 1940 года. Первый самолет Не 177Л-01 (Werk Numiner 00016, DL+AP) облетали спустя еще год. 15 остальных самолетов собрали на заводе в Ораниенбург е (31001-32015) и на фирме Arado (5 машин Werk Nummer 05001-05005). Всего нуль-серия состояла из 35 машин. Сухая масса Не 177А-0 составляла 17000 кг, а взлетная масса достигала 30000 кг. Масса бомб 2200 кг. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета MG 81 I калибра 7,92 мм. установленного в передней части кабины, 20-мм пушки MG FF, установленной в передней части гондолы иод кабиной, сдвоенного пулемета MG 81Z в задней подфюзеляжной гондоле, а также два пулемета MG 131 в верхней фюзеляжной башне и один пулемет MG 131 в хвостовой огневой точке. Самолет Не 177А-01 предназначался для испытания вооружения. В 1942 году во время очередного взлета начался пожар двигателей и самолет сгорел. Машина Не 177А-02 (00020. DL+AQ) предназначалась для испытаний двигателей. Испытания продолжались с 8 февраля до 11 мая 1942 года. 11 мая при заходе на посадку загорелся один из моторов. Экипаж покинул горящую машину. которая вскоре взорвалась.

К тому времени самолет успел около 20 раз подняться в воздух. Несмотря на то, что программа была полностью составлена очень быстро, в металле ее воплощали не спеша и полностью осуществили лишь на машинах Нe 177А-3. Самолеты нуль-серии послужили базой для создания следующих прототипов.

Самолет Не 177А-1

Самолеты Не 177А-1 выпускались на заводе Heinkel в Ораниенбурге. Хвостовое оперение и заднюю часть фюзеляжа с марта 1942 года выпускал завод Heinkel в Мельце. Завод Arado в Варнемюнде выпустил серию из 130 машин. Последний самолет сборки Arado был закончен 18 июня 1943 года. Серийные номера самолетов Не 177А-1 лежали в диапазонах 335001-335005, 135006-135024, 15151-15280.

Самолеты Не 177А-1 были приспособлены для сбрасывания бомб в пике. На крыльях самолета стояли аэродинамические тормоза. Машины продолжали преследовать проблемы с двигателями, но летные качества признавали хорошими. Выпуск серии завершили в середине октября 1942 года.

Не 177 А-3

Серийный выпуск самолетов Не 177А-3 шел на заводе Heinkel в Ораниенбурге и на фирме Arado. По сравнению с A-I на машинах серии А-3 мотораму удлинили на 200 мм. Кроме того, удлинили и фюзеляж на 1600 мм за счет дополнительной секции, установленной сразу за бомбоотсеком. Верхняя огневая точка представляла собой башенку FDL В 131/ А2 с двумя пулеметами MG 131 калибра 13 мм и боекомплектом 750 выстрелов. На самолетах стояли моторы DB 610, которые представляли собой спарку двигателей DB 605. Прототипом для Не 177А-3 был Не 177V19 (332101. VF+QA).

Первые сто самолетов серии собирали с середины октября 1942 года. Эти машины обозначались как Не 177A-3/R1. До 17 декабря 1942 года на аэродром Бранденбург-Брист прибыло 12 машин. Предполагалось довести месячный выпуск до 70 самолетов. Однако необходимость постоянной доработки бомбардировщика ограничивало месячный выпуск 5 машинами. Самолеты Не 177A-3/R2 оснащались ножами для перерезания тросов аэростатов. Вместо 13-мм пулемета MG 131 в хвостовой огневой точке на самолеты ставили 20-мм пушку MG 151/ 20. Самолеты Не 177A-3/R3 были приспособлены для транспортировки летающих бомб Hs 293, для чего оборудовались системой дистанционного управления FuG 203d. Самолеты Не 177A-3/R4 оснащались подфюзеляжной гондолой увеличенного объема, в которой монтировалось устройство дистанционного управления летающими бомбами Hs 293 FuG 203b "Kehl III". Предварительно, это устройство испытывалось на прототипах Не 177V6 (00019, GA+QM). Испытания проводились на аэродроме Карлсхаген на острове Узнам (Пенемюнде).В программе испытаний участвовал самолет Не 177А-0 и два А-1. Первый пуск управляемой летающей бомбы Hs 293 с борта Не 177 провели 22 июня 1942 года.

Следует еще упомянуть о планируемой модификации вооружения самолета (Stalingradtype). При этом в гондоле под кабиной предполагалось установить 50-мм пушку 5 cm ВК. Боекомплект к пушке помещался в переднем бомбоотсеке. Планировался также выпуск самолетов Не 177A-3/R5, вооруженных 75-мм пушкой 7,5 cm ВК. Самолет Не 177A-3/R6 имел увеличенную дальность полета, а вооружение нес как R1. Самолеты Не 177A-3/R7 использовались для испытания торпед. Первоначально применялись итальянские торпеды LT 5, затем немецкие LT 50 и крылатые торпеды LT 10. Торпеды оснашались сбрасываемым деревянным стабилизатором, поэтому их невозможно было перевозить внутри бомбоотсека,а только на внешней подвеске ETC под фюзеляжем или под крыльями. Всего построили три торпедоносца Не 177A-3/R7.

Не 177А-5

Закончив серию в 335 машин Не 177А-3 завод Heinkel в Ораниенбурге и завод Arado в Варнемюнде подготовились к выпуску самолетов Не 177А-5. Первый самолет покинул завод Heinkel в Ораниенбурге в феврале 1943 года.Месячный выпуск первоначально составлял 12 машин, а к концу года увеличился до 42. До конца 1943 года успели выпустить 261 (или 265) бомбардировщика Не 177А-5. К моменту прекращения выпуска самолета в 1944 году было выпущено 566 машин.

Одновременно с работой над серией А-5 в Рехлине сформировали специальный конструкторский коллектив, который возглавил инженер Гертель. Задачей коллектива было окончательно решить проблему с пожарами двигателей на Не 177. В ходе испытаний удалось обнаружить 56 возможных причин пожара.

Вариант Не 177А-5 R5 оснащался дополнительной дистанционно управляемой башенкой, расположенной на фюзеляже за бомбоотсеком. На самолетах Не 177A-5/R6 имелось только два бомбоотсека. и также стояла дополнительная башенка. Вариант Не 177A-5/R7 должен был получить герметичную кабину, что позволило бы поднять потолок до 15000 м. Пик производства самолетов серии А-5 приходится на июль 1944 года, когда удалось собрать 95 самолетов. Всего было выпущено 565 самолетов А-5. Серийный выпуск Не 177 прекратили в сентябре 1944 года. Всего удалось собрать около 1170 самолетов Не 177 всех серий.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме