Самолет Handley Page Hampden - Создание
|
Создание нового бомбардировщика
При создании нового бомбардировщика существовали определенные препятствия. Женевская конференция по разоружению пыталась наложить ограничения на процесс перевооружения (или вообще пресечь). Одним из главных предложений, внесенных на Женевской конференции, было ограничение, прямо породившее эти два бомбардировщика - Хэндли-Пейдж "Хэмпден" и Виккерс "Веллингтон"; именно оно привело к их созданию и в некоторой степени ухудшило их характеристики. Ограничения должны были предотвратить создание новых бомбардировщиков с пустым весом более 3 т. Министерство Авиации игнорировало ограничения на вес пустого самолета, и спецификация В.9/32 требовала создать тяжелый двухмоторный бомбардировщик с экипажем из четырех человек и, первоначально, дальностью полета 2011 км (1250 миль).
Фирмы Бристоль, Глостер, Хэндли-Пейдж и Виккерс представили свои предложения. Победу одержали Хэндли-Пейдж и Виккерс, а 29 мая 1933 года они получили заказ на постройку прототипов. Бомбардировщик Виккерс, позже названный "Веллингтоном" строился почти параллельно с НР.52 Хэндли-Пейдж; впервые прототипы поднялись в воздух с интервалом в шесть дней.
Разработчики Хэндли-Пейдж под руководством доктора Густава Лачманна, создала достаточно радикальный проект бомбардировщика, экипаж которого состоял из пилота, штурмана, радиста и стрелка, и был размещен в передней части очень узкою фюзеляжа, на длинной хвостовой балке которого размещалось двухкилевое оперение. После постройки прототипа стало понятно, что по причине малой ширины фюзеляжа в нем отсутствует возможность размещения турели с гидроприводом, предусмотренные проектом. Вместо них были установлены по одному (позже - по два) пулемета Виккерс в верхней и нижней стрелковых точках с целью защиты задней полусферы, а также неподвижный 7,7 мм Браунинг и подвижные Виккерсы в носовой части фюзеляжа.
|
Первый прототип самолета HP.52, 1936 год |
|
Второй прототип самолета HP.52, 1937 год |
|
Серийный Hampden B.Mk1 с антенной радиопеленгатора |
|
Hampden B.Mk1 |
Также проблемой стал выбор силовой установки для НР.52. Вначале бомбардировщик планировалось оснастить моторами Роллс-Ройс "Госхаук" с испарительным охлаждением, имевшими высокую удельную мощность - этот факт позволял бы не слишком сильно отступать от ограничений, наложенных Женевской конференцией. Однако Бристоль Энжин Компании порекомендовала свой новый мотор PE.5-SM с двухступенчатым нагнетателем, который в дальнейшем пошел в серию под обозначением "Пегасус"ХYН1.
Работа с прототипами
21 июня 1936 года прототип "Хэмпдена" К4240 впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома. Внешне прототип значительно отличался от серийных машин - его носовая часть и турели имели грубые "рубленые" формы с уродливыми "птичьими клетками" остекления. На первом серийном самолете их формы сделали более обтекаемыми.
Прототип "Хэмпдена" был показан в июне 1936 года на авиационной выставке в Хендоне. После этого самолет продемонстрировали на выставке SBAC в Хэтфилде, а потом он перелетел в А&АЕЕ (Институт по испытаниям самолетов и вооружения) в Мартлешем Хис, где его осмотрел король Эдвард VIII. Летные испытания прошли удачно, и в августе 1936 года (через шесть недель после их начала) министерство авиации выдало заказ на 180 бомбардировщиков по спецификации В.30/36. Одновременно фирмам Шорт Базерс и Харлэнд (Белфаст, Северная Ирландия) заказали 100 самолетов, оснащенных 24-цилиндровыми Н-образными моторами воздушного охлаждения Нэпир "Даггер" мощностью по 1000 л.с.
|
Опытный Hampden с двигателями Wright Cyclone |
|
Самолет HP.53 Hereford |
|
Прототип самолета HP.53 |
|
Hampden TB Mk.1 |
Во время испытаний К4240 произошло несколько аварий. В июне 1937 года L7271 - второй прототип бомбардировщика выкатили из сборочного цеха и он был показан на выставке в Хендоне. Самолет внешне несколько отличался от своего предшественника. Незначительно изменилась конструкция носовой части (позднее она была еще раз доработана), а турели приобрели более округлую форму, почти как на серийных самолетах. Кроме того, мачту с приемником воздушного давления перенесли с верхней поверхности фюзеляжа на нижнюю. 1 июля самолет подготовили к отправке в Северную Ирландию - он должен был получить моторы Нэпир "Даггер" и с ними пройти испытания.
Самолет HP.53 Hereford
Технические характеристики бомбардировщика Hampden
Размеры |
Размах крыла |
21,08 м |
Длина |
16,32 м |
Высота |
4,53 м (продольная ось фюзеляжа горизонтальна, стойки шасси не обжаты) |
Ширина фюзеляжа |
0,91 м (максимальная) |
Размах стабилизатора |
6,57 м |
Силовая установка |
Два мотора воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус" мощностью по 980 л.с, трехлопастные винты Дехэвилленд с постоянной скоростью вращения. На модификацию Mk.II предполагалось установить моторы Райт "Циклон" GR1820-G105A мощностью по 1100 л.с. |
Веса и нагрузки |
Вес пустого |
5343 кг |
Мах. взлетный |
9525 кг (в варианте бомбардировщика) |
Вес топлива |
1440 кг (2476 литров) в шести крыльевых баках |
Вес масла |
98 кг (36 литров) |
Летные характеристики |
Мах. скорость при весе 8507 кг |
426,48 км/ч на высоте 4720 м, 408,77 км/ч на высоте 4 206 м |
Крейсерская скорость |
349,23 км/ч на высоте 4720 м |
Скороподъемность у земли |
298 м/мин |
Время подъема на 4700 м |
18,9 мин |
Потолок |
6920 м |
Дальность полета при весе 9525 кг с 1814 кг бомб |
1400 км при скорости 276,81 км/ч на высоте 4572 м |
Мах. дальность |
3200 км (с бомбовой нагрузкой 900 кг) |
Вооружение |
Один подвижный пулемет Виккерс К в носовой части, один неподвижный Браунинг справа от места пилота, по два пулемета Виккерс К в верхней и нижней стрелковых точках. Возможна установка дополнительных пулеметов в бортовых окнах. Максимальная бомбовая нагрузка 1814 кг на внутренней подвеске. TB.Mk.I нес одну торпеду Mk.XII и две 113 кг бомбы под крылом |