Многоцелевой самолет Авро "Энсон"
|
Британский патрульный самолет Avro Anson
Авро "Энсон" являлся морским разведчиком и патрульным самолетом. Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Надо сказать, что это первый английский военный самолет с убирающимся шасси. Спроектирован в конструкторском бюро фирмы "А.В. Роу" (A.V.Roe&Co, однако, торговая марка Avro получила большую известность) на базе пассажирского Авро 652 под руководством Р. Чэдвика. 24 марта 1935 года поднялся в небо первый опытный образец Авро 652. Серийное производство было развернуто на заводах "Авро" в Ньютон-Хиэсе, Чэддертоне и Йидоне, учебные модификации производились в Канаде группой предприятий. В общей сложности было построено 11020 самолетов всех модификаций, в число которых входят 6779 единиц типа I. Последний "Энсон" был выпущен в мае 1952 года.
Авро Энсон находился на вооружении разных стран:
- с мая 1935 года - в Великобритании
- с марта 1937 года - в Ирландии
- с 1938 года - в Ираке
- с августа 1939 года - в Турции и Австралии
- с 1940 года - в Южно-Африканском Союзе
- в качестве учебных применялись - в Канаде, Южной Родезии и Финляндии.
Экипаж самолета Avro Anson состоял из 3-4 человек. Вооружение включало 2 пулемета 7,69-мм (полевые переделки до 4x7,69 или 2x7,69+1x20), бомбовая нагрузка - до 164 кг (в ходе войны доведена до 224 кг). На некоторых самолетах в годы второй мировой войны были установлены РЛС (подобная доработка осуществлялась как в Англии, так и в Австралии).
Как боевой самолет применялась лишь одна модификации - "Энсон" I, с моторами "Чита" IX.
Основные характеристики Anson Mk.I
Размах крыла, м |
17,20 |
Длина, м |
12,88 |
Высота, м |
3,99 |
Площадь крыла, м2 |
38,09 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2438 |
нормальная взлетная |
3629 |
Тип двигателя |
2 ПД Armstrong Siddеley Cheetah IX |
Мощность, л.с. |
2 х 350 |
Максимальная скорость, км/ч |
303 |
Крейсерская скорость, км/ч |
254 |
Практическая дальность, км |
1271 |
Практический потолок, м |
5790 |
Экипаж |
3-4 |
Со 175-го самолета (третья серия) были введены измененный фонарь пилотской кабины и элероны с металлическим каркасом, позже стали устанавливать посадочные щитки, заменили пулеметы на более современные, усовершенствовали оборудование.
Большая часть всех самолетов данного типа, выпущенных "Авро", досталась Береговому командованию королевских ВВС. В феврале 1936 года начала получать Avro Anson первая эскадрилья Берегового командования британских ВВС. А уже пять эскадрилий стали боеспособными к июню 1937 года.
В начале Второй мировой войны Avro Anson был самым массовым самолетом Берегового командования британских ВВС.
Этими самолетами были вооружены 11 эскадрилий. Широкомасштабно самолеты Avro Anson использовались для противолодочного патрулирования, оперируя с баз в Великобритании. "Энсоны" потопили значительное количество немецких подводных лодок. В мае 1940 года самолеты Avro Anson принимали участие в прикрытии эвакуации английского экспедиционного корпуса из Дюнкерка, в том числе осуществляя атаки на немецкие торпедные катера. Avro Anson со второй половины 1940 года в качестве противолодочных самолетов начали вытесняться американскими "хадсонами". Часть самолетов была передана в спасательные эскадрильи ВВС. С 1942 года они переводились в учебные и транспортные части, где несли службу до конца второй мировой войны.
До конца 1942 года австралийские Авро "Энсон" патрулировали побережье, после чего их перевели на роль учебных и военно-транспортных. Аналогичным образом использовались "энсоны" и в Южной Африке.
В войне с Италией принимали участие греческие самолеты, в апреле 1941 года они отражали вторжение Германии. Иракские самолеты были уничтожены английской авиацией в мае 1941 года на аэродромах во время пронемецкого мятежа Рашида Али. Один самолет Avro Anson перешел в ВВС РККА из эстонской военной авиации, в июне 1941 года числился в эскадрилье, приданной 22-му стрелковому корпусу. Эти самолеты находились на вооружении в Великобритании до июня 1968 года (транспортные модификации послевоенной постройки), в Австралии - до 1948 года (хотя некоторые самолеты летали до 1963 года).
Источники:
- Владимир Котельников. Авро "Энсон".
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Крис Шант. Бомбардировщики союзников 1939-1945.
- A.J.Jackson "Avro Aircraft since 1908" (2nd edition).