FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Клиентская онлайн-игра, которая перенесет вас во времена Второй мировой войны.

Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолет Handley Page Hampden
Хендли Пейдж ХП.52 Хемпден был самолетом Великобритании второй мировой войны. Активно применялся против Германии, в том числе в качестве торпедоносцев. Бомбардировщики Хемпден несли очень большие потери от истребителей люфтваффе. К концу войны эти самолеты уже устарели и постепенно были вытеснены более совершенными моделями, однако, Hampden участвовали в первом налете на Берлин.
Содержание
Самолет Handley Page Hampden
Создание самолета
Серийное производство

Двухмоторный бомбардировщик Хендли Пейдж ХП.52 Хемпден

БомбардировщикМинистерство авиации Британии до Второй мировой войны начало развивать свои бомбардировщики по трем типам, которые создавались согласно существовавшим в то время техническим возможностям и военно-политической ситуации. Например, вначале были "Хэмпден" - "Уитли" - "Веллингтон", потом "Стирлинг" - "Галифакс" - "Ланкастер", а после войны были приняты на вооружение "Вэлиент" - "Виктор"- "Вулкан". В 1932 году английские военные стали предварительно разрабатывать технические требования к новому поколению самолетов, тогда и было положено начало истории "Хэмпдена". В то время на вооружении стояли бипланы с открытыми кабинами: "Харт", "Хейфорд" и "Сайдстренд". Был необходим двухмоторный бомбардировщик с закрытой кабиной и убирающимся шасси, который мог доставить достаточно большую бомбовую нагрузку на значительное расстояние.

Таким образом, родился бомбардировщик Хэндли-Пейдж НР.52, позже названный - "Хэмпден". Более известный - "Веллингтон" создавался по спецификации В.9/32.

Вероятно, рассказ про бомбардировщик Handley Page Hampden целесообразнее (или по крайней мере - интереснее) начать с боевого применения этого самолета. Хотя "Хэмпден" и имел слабое оборонительное вооружение, он неплохо зарекомендовал себя в начальный период второй мировой войны. Его хорошо узнаваемая конструкция обеспечивала высокую скорость и маневренность, а также хороший обзор для пилота. Установка дополнительного вооружения, брони, пламегасителей и тралов для борьбы с аэростатами значительно ухудшили летные характеристики машины. Но есть множество примеров, когда "Хэмпдены" возвращались на базу с тяжелыми повреждениями. Кроме того, надо помнить о двух Крестах Виктории, полученных экипажами "Хэмпденов" в самом начале войны.

На фото: Хендли Пейдж HP.52 "Хемпден"
Экипаж Английский бомбардировщик
Нажмите на фотографию для увеличения

Боевое применение

С первых дней второй мировой войны английские бомбардировщики Handley Page Hampden принимали активное участие в действиях против нацистской Германии. Они применялись и для вооруженной разведки, с целью поиска кораблей Кригсмарине. 29 сентября 1939 года, произошло первое столкновение с самолетами люфтваффе. В районе Гельголандской бухты две группы самолетов "Хэмпден" 144-й эскадрильи общей численностью 11 машин были атакованы Мессершмиттами Bf 109E, взлетевшими с Фризских островов. Все пять "Хэмпденов" первой группы были сбиты. Вторая группа смогла отбиться от немецких истребителей и вернуться на базу.

Handley Page Hampden

По результатам этого и других боев были сделаны выводы о неудовлетворительном состоянии оборонительного вооружения самолета, и с декабря бомбардировщики Handley Page Hampden стали применяться преимущественно в ночных вылетах.

Обучение экипажей ночным полетам проводилось параллельно с проведением операции "Nickels" (сброс пропагандистских листовок над территорией, оккупированной немцами). Надо сказать, что в ходе 123 рейдов "Nickels", проводившихся до конца 1940 года, был потерян всего один самолет "Хэмпден". Вместе с "Уиттли" бомбардировщики Хэндли-Пейдж также патрулировали над базами германских гидросамолетов, с целью помешать им установить магнитные мины в гаванях и устьях рек Англии. Ситуация изменилась, когда Адмиралтейство разработало собственные магнитные мины - "Хэмпдены" установили в прибрежных водах Германии более 700 таких боеприпасов, каждый из которых весил 907 кг. В операциях по постановке мин принимали участие пять эскадрилий "Хэмпденов": 44-я, 49-я, 50-я, 61-я и 144-я, которые до конца 1940 года потеряли 21 самолет в этих вылетах.

Во время Норвежской компании самолеты "Хэмпден" также хотели использовать в качестве дневных бомбардировщиков, но результаты оказались удручающими. Командир 5-й группы эйр-коммодор Артур Харрис (в будущем Маршал авиации, глава Бомбардировочного Командования) желая изменить ситуацию, пригласив группу инженеров по сельскохозяйственному оборудованию, которые создали спаренные установки из пулеметов Виккерс К для верхней и нижней стрелковых точек. Разумеется, место стрелка стало очень тесным, но зато усилилась защита с задней полусферы. Кроме того, на некоторых самолетах снимали бортовые панели обшивки, устанавливая дополнительные пулеметы.

Бомбардировщики

В мае 1940 года, после начала немецкого блицкрига, Бомбардировочное Командование RAF начало атаковать военные объекты на территории Рейха, нанося ночные удары по дорогам и железнодорожным узлам. "Хэмпдены" вместе с "Уитли" из 4-й группы в ночь с 11 на 12 мая бомбили сортировочный узел Монхен-Гладбах. После падения Франции и начала подготовки немцев к операции "Морской лев" порты на побережье Бельгии и Франции стали основной целью самолетов Бомбардировочного Командования. "Хэмпдены", "Уиттли", "Веллингтоны" и "Бленхеймы" каждую ночь наносили удары по скоплениям судов, однако не достигая особого успеха.

Тем не менее налеты на Германию были усилены. Так, "Хэмпден" L4070 ночью 1-2 июля сбросил 907-кг бомбу на порт Киля, пытаясь поразить стоявший там линкор "Шарнхорст". Несмотря на несколько попыток прицельно сбросить свой груз, были допущен промах и бомба упала в город, причинив ему значительные разрушения. В ночь с 12 на 13 августа самолет Р4493 атаковал и разрушил акведук на канале Дортмунд-Эмс. А в ночь с 15 на 16 сентября сержант Джон Хана, радист Р1335 из 83-й эскадрильи, в одиночку погасил пожар на борту своего самолета, чем спас экипаж, которым удалось довести самолет до базы. Самолеты "Хэмпден" входили в группу разнотипных бомбардировщиков (12 машин из 61-й и 144-й эскадрилий), совершивших свой первый налет на Берлинв ночь с 25 на 26 августа. 16-17 декабря, "Хэмпдены" участвовали в массированном налете на Мангейм для уничтожения промышленных предприятий. Несколько ночных рейдов зимой было проведено против целей промышленного района Рура.

В то время Бомбардировочное Командование отдавало приоритет участию в Битве за Атлантику, нежели бомбардировкам Рейха. Учитывая значительную угрозу от немецких боевых кораблей, находящихся во французских портах, все силы английских бомбардировщиков были брошены на атаки Бреста, где базировались "Шарнхорст" и "Гнейзенау". В мае самолет "Хэмпден" из 44-й эскадрильи смог добиться прямого попадания бомбой в "Гнейзенау". 24 июня "Хэмпдены" и три бомбардировщика "Фортресс" В-17 попытались атаковать немецкие корабли в светлое время суток. В результате два "Хэмпдена" были сбиты зенитным огнем. Еще раз англичане отказались от ночных операций 13 декабря, когда днем три "Хэмпдена" из 44-й эскадрильи поставили мины у входа во французскую гавань в попытке помешать немецким кораблям покинуть ее. Два бомбардировщика получили повреждения, но смогли вернуться на свою базу, а один самолет был сбит.

Атака бомбардировщиков

К середине 1940 года было выпущено достаточное количество "Хэмпденов" и началось формирование новых эскадрилий, экипажи которых принадлежали преимущественно странам Британского Содружества. В 1941 году закончили подготовку 408-я (Goose) эскадрилья RCAF и 455-я эскадрилья RAAF, а в мае 1942 года закончила переучивание на "Хэмпдены" еще одна эскадрилья - 415-я (Swordfish), за которой последовала 489-я (новозеландская) эскадрилья. 415-я и 489-я проходили обучение по торпедометанию и получили на вооружение самолеты "Хэмпден" ТВ.Мк.1, а позже - 408-я и 455-я эскадрильи, а из британской 5-ой группы - 144-я эскадрилья.

В тоже время продолжалось нападение на врага с использованием бомб. Так, самолет АЕ309 3 ноября 1941 года, атаковал немецкий конвой из десяти торговых судов в районе Фризерских островов. Бомбы попали в самый большой транспорт водоизмещением 10000 тонн, убив командовавшего западным сектором ПВО Германии генерал-майора Варда. Обычно, прорвавшись мимо огня зениток, аэростатов заграждения и ночных истребителей в небе Германии, английские экипажи полагали, что успешно завершили рейд. Но немцы стали патрулировать около британских аэродромов, атакуя бомбардировщики (в основном Юнкерсы Ju 88) в момент захода на посадку, а порой даже "ждали" их у побережья. Англичане начали создавать ложные аэродромы. Самолеты люфтваффе многократно наноси впустую бомбовые удары, но аэродромы-фальшивки, к сожалению, привлекали и бомбардировщики RAF, которые пытались совершить посадку. Как минимум два "Хэмпдена" разбились именно так.

Бомбардировщик

"Хэмпдены" старались помешать прорыву линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и крейсера "Принц Ойген" из Бреста в немецкие порты через Ла-Манш. Из-за нескольких случайностей обнаружить корабли удалось лишь на траверзе Дувра, после чего они подверглись атакам торпедоносцев "Свордфиш" и почти всех самолетов Бомбардировочного и Берегового Командований. Первыми из "Хэмпденов" закончили атаку по кораблям самолеты 408-й эскадрильи, за которой последовала 455-я. Затем вступили бомбардировщики 50-й, 420-й и 144-й эскадрилий, но многие из пилотов либо не смогли найти свои цели, либо были не в состоянии провести точную атаку из-за низкой облачности. Восемь самолетов "Хэмпден" были сбиты истребителями, а еще два - зенитным огнем. В операции также приняли участие самолеты 455-й эскадрильи, которые поставили мины на вероятном маршруте немецких кораблей у Фризских островов и у подходов к Вильгельмсхафепу.

Сброс торпеды

Самолеты "Хэмпден" постепенно покидали боевые эскадрильи по мере поступления на вооружение "Стерлингов", "Галифаксов" и, наконец, "Ланкастеров". Крайний боевой вылет, в котором приняли участие Handley Page Hampden - это был налет на Вильгельмсхафен, который состоялся в ночь с 14 на 15 сентября 1942 года. Его провели бомбардировщики 408-й эскадрильи RCAF.

К этому времени бомбардировщики "Хэмпден" сделали 16541 боевой вылет, сбросив на врага 9115 тонн бомб. Потери среди этих самолетов были очень большими: 413 самолетов были уничтожены противником, а 194 разбились в авариях и катастрофах.

Handley Page Hampden считался устаревшим самолетом, но еще смог сыграть роль при подготовке экипажей. В общей сложности 200 самолетов вернули для этих целей в Канаду, хотя не все из них были канадской постройки. Вернувшись в Канаду, "Хэмпдены" служили в 32-ом OUT до самого окончания второй мировой войны.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Десять лучших американских истребителей
Разного рода рейтинги и топы были, есть и, вероятно, будут достаточно популярны. Это же касается и самолетов военной авиации. Ну,...
Российская авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи" на авиашоу в Бахрейне
Российская пилотажная группа "Русские Витязи" вылетела в Бахрейн в сопровождении военно-транспортного самолета Ил-76. В течение двух дней пилоты проведут...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме