Двухмоторный бомбардировщик Хендли Пейдж ХП.52 Хемпден
Министерство авиации Британии до Второй мировой войны начало развивать свои бомбардировщики по трем типам, которые создавались согласно существовавшим в то время техническим возможностям и военно-политической ситуации. Например, вначале были "Хэмпден" - "Уитли" - "Веллингтон", потом "Стирлинг" - "Галифакс" - "Ланкастер", а после войны были приняты на вооружение "Вэлиент" - "Виктор"- "Вулкан". В 1932 году английские военные стали предварительно разрабатывать технические требования к новому поколению самолетов, тогда и было положено начало истории "Хэмпдена". В то время на вооружении стояли бипланы с открытыми кабинами: "Харт", "Хейфорд" и "Сайдстренд". Был необходим двухмоторный бомбардировщик с закрытой кабиной и убирающимся шасси, который мог доставить достаточно большую бомбовую нагрузку на значительное расстояние.
Таким образом, родился бомбардировщик Хэндли-Пейдж НР.52, позже названный - "Хэмпден". Более известный - "Веллингтон" создавался по спецификации В.9/32.
Вероятно, рассказ про бомбардировщик Handley Page Hampden целесообразнее (или по крайней мере - интереснее) начать с боевого применения этого самолета. Хотя "Хэмпден" и имел слабое оборонительное вооружение, он неплохо зарекомендовал себя в начальный период второй мировой войны. Его хорошо узнаваемая конструкция обеспечивала высокую скорость и маневренность, а также хороший обзор для пилота. Установка дополнительного вооружения, брони, пламегасителей и тралов для борьбы с аэростатами значительно ухудшили летные характеристики машины. Но есть множество примеров, когда "Хэмпдены" возвращались на базу с тяжелыми повреждениями. Кроме того, надо помнить о двух Крестах Виктории, полученных экипажами "Хэмпденов" в самом начале войны.
На фото: Хендли Пейдж HP.52 "Хемпден"
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Боевое применение
С первых дней второй мировой войны английские бомбардировщики Handley Page Hampden принимали активное участие в действиях против нацистской Германии. Они применялись и для вооруженной разведки, с целью поиска кораблей Кригсмарине. 29 сентября 1939 года, произошло первое столкновение с самолетами люфтваффе. В районе Гельголандской бухты две группы самолетов "Хэмпден" 144-й эскадрильи общей численностью 11 машин были атакованы Мессершмиттами Bf 109E, взлетевшими с Фризских островов. Все пять "Хэмпденов" первой группы были сбиты. Вторая группа смогла отбиться от немецких истребителей и вернуться на базу.
По результатам этого и других боев были сделаны выводы о неудовлетворительном состоянии оборонительного вооружения самолета, и с декабря бомбардировщики Handley Page Hampden стали применяться преимущественно в ночных вылетах.
Обучение экипажей ночным полетам проводилось параллельно с проведением операции "Nickels" (сброс пропагандистских листовок над территорией, оккупированной немцами). Надо сказать, что в ходе 123 рейдов "Nickels", проводившихся до конца 1940 года, был потерян всего один самолет "Хэмпден". Вместе с "Уиттли" бомбардировщики Хэндли-Пейдж также патрулировали над базами германских гидросамолетов, с целью помешать им установить магнитные мины в гаванях и устьях рек Англии. Ситуация изменилась, когда Адмиралтейство разработало собственные магнитные мины - "Хэмпдены" установили в прибрежных водах Германии более 700 таких боеприпасов, каждый из которых весил 907 кг. В операциях по постановке мин принимали участие пять эскадрилий "Хэмпденов": 44-я, 49-я, 50-я, 61-я и 144-я, которые до конца 1940 года потеряли 21 самолет в этих вылетах.
Во время Норвежской компании самолеты "Хэмпден" также хотели использовать в качестве дневных бомбардировщиков, но результаты оказались удручающими. Командир 5-й группы эйр-коммодор Артур Харрис (в будущем Маршал авиации, глава Бомбардировочного Командования) желая изменить ситуацию, пригласив группу инженеров по сельскохозяйственному оборудованию, которые создали спаренные установки из пулеметов Виккерс К для верхней и нижней стрелковых точек. Разумеется, место стрелка стало очень тесным, но зато усилилась защита с задней полусферы. Кроме того, на некоторых самолетах снимали бортовые панели обшивки, устанавливая дополнительные пулеметы.
В мае 1940 года, после начала немецкого блицкрига, Бомбардировочное Командование RAF начало атаковать военные объекты на территории Рейха, нанося ночные удары по дорогам и железнодорожным узлам. "Хэмпдены" вместе с "Уитли" из 4-й группы в ночь с 11 на 12 мая бомбили сортировочный узел Монхен-Гладбах. После падения Франции и начала подготовки немцев к операции "Морской лев" порты на побережье Бельгии и Франции стали основной целью самолетов Бомбардировочного Командования. "Хэмпдены", "Уиттли", "Веллингтоны" и "Бленхеймы" каждую ночь наносили удары по скоплениям судов, однако не достигая особого успеха.
Тем не менее налеты на Германию были усилены. Так, "Хэмпден" L4070 ночью 1-2 июля сбросил 907-кг бомбу на порт Киля, пытаясь поразить стоявший там линкор "Шарнхорст". Несмотря на несколько попыток прицельно сбросить свой груз, были допущен промах и бомба упала в город, причинив ему значительные разрушения. В ночь с 12 на 13 августа самолет Р4493 атаковал и разрушил акведук на канале Дортмунд-Эмс. А в ночь с 15 на 16 сентября сержант Джон Хана, радист Р1335 из 83-й эскадрильи, в одиночку погасил пожар на борту своего самолета, чем спас экипаж, которым удалось довести самолет до базы. Самолеты "Хэмпден" входили в группу разнотипных бомбардировщиков (12 машин из 61-й и 144-й эскадрилий), совершивших свой первый налет на Берлинв ночь с 25 на 26 августа. 16-17 декабря, "Хэмпдены" участвовали в массированном налете на Мангейм для уничтожения промышленных предприятий. Несколько ночных рейдов зимой было проведено против целей промышленного района Рура.
В то время Бомбардировочное Командование отдавало приоритет участию в Битве за Атлантику, нежели бомбардировкам Рейха. Учитывая значительную угрозу от немецких боевых кораблей, находящихся во французских портах, все силы английских бомбардировщиков были брошены на атаки Бреста, где базировались "Шарнхорст" и "Гнейзенау". В мае самолет "Хэмпден" из 44-й эскадрильи смог добиться прямого попадания бомбой в "Гнейзенау". 24 июня "Хэмпдены" и три бомбардировщика "Фортресс" В-17 попытались атаковать немецкие корабли в светлое время суток. В результате два "Хэмпдена" были сбиты зенитным огнем. Еще раз англичане отказались от ночных операций 13 декабря, когда днем три "Хэмпдена" из 44-й эскадрильи поставили мины у входа во французскую гавань в попытке помешать немецким кораблям покинуть ее. Два бомбардировщика получили повреждения, но смогли вернуться на свою базу, а один самолет был сбит.
К середине 1940 года было выпущено достаточное количество "Хэмпденов" и началось формирование новых эскадрилий, экипажи которых принадлежали преимущественно странам Британского Содружества. В 1941 году закончили подготовку 408-я (Goose) эскадрилья RCAF и 455-я эскадрилья RAAF, а в мае 1942 года закончила переучивание на "Хэмпдены" еще одна эскадрилья - 415-я (Swordfish), за которой последовала 489-я (новозеландская) эскадрилья. 415-я и 489-я проходили обучение по торпедометанию и получили на вооружение самолеты "Хэмпден" ТВ.Мк.1, а позже - 408-я и 455-я эскадрильи, а из британской 5-ой группы - 144-я эскадрилья.
В тоже время продолжалось нападение на врага с использованием бомб. Так, самолет АЕ309 3 ноября 1941 года, атаковал немецкий конвой из десяти торговых судов в районе Фризерских островов. Бомбы попали в самый большой транспорт водоизмещением 10000 тонн, убив командовавшего западным сектором ПВО Германии генерал-майора Варда. Обычно, прорвавшись мимо огня зениток, аэростатов заграждения и ночных истребителей в небе Германии, английские экипажи полагали, что успешно завершили рейд. Но немцы стали патрулировать около британских аэродромов, атакуя бомбардировщики (в основном Юнкерсы Ju 88) в момент захода на посадку, а порой даже "ждали" их у побережья. Англичане начали создавать ложные аэродромы. Самолеты люфтваффе многократно наноси впустую бомбовые удары, но аэродромы-фальшивки, к сожалению, привлекали и бомбардировщики RAF, которые пытались совершить посадку. Как минимум два "Хэмпдена" разбились именно так.
"Хэмпдены" старались помешать прорыву линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и крейсера "Принц Ойген" из Бреста в немецкие порты через Ла-Манш. Из-за нескольких случайностей обнаружить корабли удалось лишь на траверзе Дувра, после чего они подверглись атакам торпедоносцев "Свордфиш" и почти всех самолетов Бомбардировочного и Берегового Командований. Первыми из "Хэмпденов" закончили атаку по кораблям самолеты 408-й эскадрильи, за которой последовала 455-я. Затем вступили бомбардировщики 50-й, 420-й и 144-й эскадрилий, но многие из пилотов либо не смогли найти свои цели, либо были не в состоянии провести точную атаку из-за низкой облачности. Восемь самолетов "Хэмпден" были сбиты истребителями, а еще два - зенитным огнем. В операции также приняли участие самолеты 455-й эскадрильи, которые поставили мины на вероятном маршруте немецких кораблей у Фризских островов и у подходов к Вильгельмсхафепу.
Самолеты "Хэмпден" постепенно покидали боевые эскадрильи по мере поступления на вооружение "Стерлингов", "Галифаксов" и, наконец, "Ланкастеров". Крайний боевой вылет, в котором приняли участие Handley Page Hampden - это был налет на Вильгельмсхафен, который состоялся в ночь с 14 на 15 сентября 1942 года. Его провели бомбардировщики 408-й эскадрильи RCAF.
К этому времени бомбардировщики "Хэмпден" сделали 16541 боевой вылет, сбросив на врага 9115 тонн бомб. Потери среди этих самолетов были очень большими: 413 самолетов были уничтожены противником, а 194 разбились в авариях и катастрофах.
Handley Page Hampden считался устаревшим самолетом, но еще смог сыграть роль при подготовке экипажей. В общей сложности 200 самолетов вернули для этих целей в Канаду, хотя не все из них были канадской постройки. Вернувшись в Канаду, "Хэмпдены" служили в 32-ом OUT до самого окончания второй мировой войны.