Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолет Handley Page Hampden - Серийное производство
Хендли Пейдж ХП.52 Хемпден был самолетом Великобритании второй мировой войны. Активно применялся против Германии, в том числе в качестве торпедоносцев. Бомбардировщики Хемпден несли очень большие потери от истребителей люфтваффе. К концу войны эти самолеты уже устарели и постепенно были вытеснены более совершенными моделями, однако, Hampden участвовали в первом налете на Берлин.
Содержание
Самолет Handley Page Hampden
Создание самолета
Серийное производство

Этих самолетов больше нет

Handley Page HampdenHandley Page Hampden относится к числу самолетов, ни один из которых не уцелел до наших дней (оригинальный), несмотря на предпринимаемые попытки. Одна из машин хранилась в 71-ом техническом подразделении в Байчестере, но в 1955 году ее пустили на металлолом. Еще один самолет находится в Канаде, но он собран из элементов разных машин. Канадский авиационный музей смог восстановить Р5436 - этот самолет был построен в Канаде и 15 ноября 1942 года упал в море в Патрисия Бей, налетав всего 100 часов. После подъема его хорошо сохранившийся планер был отреставрирован с использованием деталей от AN 136, разбившегося в Маунт Туаме, и N132, обломки которого достали с горной вершины в районе Юклюета. Теперь эту машину можно увидеть на аэродроме Лэнгли. На реставрации в Ист-Киркби находится еще один самолет. Это "Хэмпден" АЕ436 из состава эскадрилий, отправившихся в СССР, который ночью 4-5 сентября 1942 года врезался в гору на территории Швеции. Место катастрофы было обнаружено в 1976 году и останки самолета попали в музей RAF и шведский музей авиации. В 1989 году приступили к их "воссоединению".

Museum

Серийное производство

В мае 1938 года взлетел первый серийный "Хэмпден". А виконт Хэмпден на официальной церемонии в Рэдлетте окрестил машину, получившую свое имя в честь Джона Хэмпдена - защитника гражданских свобод 17-го века. Носовая часть самолета приобрела свой окончательный вид с округлыми обводами и плоской панелью остекления у бомбардира. Несколько изменилась форма верхней и нижней турелей, хотя их вооружение также состояло из одного пулемета Виккерс К. Еще один такой же пулемет был установлен у места штурмана-бомбардира, а по правому борту носовой части размещался неподвижный Браунинг, огонь из которого вел пилот.

Экипаж состоял из четырех человек: пилота, штурмана, радиста и стрелка. Штурман выполнял обязанности и бомбардира, а радист, в случае необходимости, второго стрелка. После поступления "Хэмпденов" на вооружение, они были оснащены спаренными пулеметами, однако, данное оборонительное вооружение уже в то время считалось недостаточным. Хорошо обтекаемый фюзеляж большого удлинения и мощные моторы "Пегасус", позволявшие бомбардировщику развивать хорошую скорость, несколько компенсировали этот недостаток на начальном этапе Второй мировой войны.

Handley Page Hampden

16 июля после первых полетов второй прототип, L7271, перегнали в Белфаст. По контракту 68075/37 фирма Шорт приступила к работам по оснащению бомбардировщика моторами Нэпир "Даггер". В октябре с самолета был снят мотор "Пегасус"ХХ. Тогда же Шорт присвоил обозначение НР.53 Даггер-Хэмпден, которое вскоре заменили на Хэндли-Пейдж "Хирфорд". Обозначение НР.53 также имел вариант "Хэмпдена" для ВВС Швеции. В октябре 1938 года был совершен первый полет "Хирфорда" L7271. В последствии были выявлены серьезные проблемы с перегревом цилиндров "Даггера". Попытки устранить эти недостатки не привели к положительному результату. В результате за шесть месяцев пребывания в Северной Ирландии самолет налетал всего пять с половиной часов.

Между тем шла постройка серии из 100 самолетов на сборочной линии в Квин Айленде. В феврале 1939 года приступили к установке моторов, но первый серийный "Хирфорд", L6002, поднялся в воздух только 17 мая. В конце мая прототип L7271 перегнали в А&АЕЕ для приемных испытаний, но в последующие три месяца он летал всего восемь дней, а после прибытия двух серийных "Хирфордов", L6002 и L6003, больше вообще не поднимался в воздух. После этого прототип использовали для подготовки техников, присвоив ему учебный номер 2057М. В то время первые серийные "Хэмпдены" уже летали. В марте 1938 года завершились испытания серийной машины на прочность, а два первых самолета, L4032 и L4033, впервые поднялись в воздух 21 июня. После завершения испытаний фирмой-изготовителем в августе они были переданы А&АЕЕ в Мартлешем Хис.

Handley Page Hampden

Вес пустого "Хэмпдена" увеличился до 5343 кг, а максимальный взлетный - до 9525 кг, т.е. намного больше тех ограничений, которые установила Женевская конференция, переведя самолет в класс тяжелых бомбардировщиков.

Распределение заказов между разными поставщиками рассматривалась, как гарантия постоянных поставок самолетов. И Министерство Авиации заказало 75 "Хэмпденов" фирме Инглиш Электрик в Престоне. Третий построенный в Рэдлетте "Хэмпден", L4034, сначала передали в Центральную летную школу в Апэвоне, и после того, как там было разработано руководство по летной эксплуатации, 20 сентября, бомбардировщик поступил в 49-ю эскадрилью в Скэмптоне.

Hampden

Выпуск "Хэмпденов" на заводах Хэндли-Пейдж в Криклвуде и Рэдлетте шел высокими темпами и к концу 1938 года 36 бомбардировщиков было поставлено 49-й и 83-й эскадрильям, базировавшимся в Скэмптоне, а также 50-й эскадрильи в Вэддингтоне. Вторая мировая война надвигалась и министерство авиации приняло решение развернуть производство авиационной техники за пределами территории Метрополии. "Хэмпден" рассматривался как идеальный вариант для постройке в Канаде. Был заключен контракт с консорциумом из семи фирм, организовавшим два предприятия в Мальтоне, Онтарио, и Сент-Юбере, Квебек. Контракт предусматривал изготовление 160 бомбардировщиков, а в качестве образцов в Канаду были отправлены пять самолетов английской постройки (L4208 - L4212). Вначале темпы производства самолетов в Канаде были невысокими - к концу 1940 года построили всего девять самолетов, но затем положение улучшилось - к лету 1942 года изготовили все 160 самолетов со средним темпом 15 самолетов в месяц.

Из-за сомнений относительно поставок "Пегасусов" в качестве альтернативы рассматривалась возможность оснастить "Хэмпден" американскими моторами Райт "Циклон". Прототип такого самолета под обозначением "Хэмпден" Mk.II был изготовлен в Англии - для этого переделали построенный в Престоне планер Х3115. Машина проходила испытания в Боскомб Даун, после чего ее снова превратили в Мк.1 и она служила в 408-й эскадрилье (канадской). Опасения насчет поставок "Пегасусов" оказались чрезмерными и от переделки канадских самолетов в Mk.II в итоге отказались. Из Канады "Хэмпдены" перегонялись через Исландию и Альдергрув или Прествик, откуда они перегонялись в подразделение обслуживания в Финнингли и уже оттуда отправлялись в эскадрильи RAF и стран Содружества.

Первоначальные заказы на "Хэмпдены" были значительно увеличены. После выпуска первой партии в 160 самолетов Хэндли-Пейдж получила заказ на две партии в 120 и 200 машин. Все они были построены к июлю 1940 года. Первый "Хэмпден", Р2062, построенный Инглиш Электрик, поднялся в воздух заводского аэродрома в Сэлмс Бери в 1940 году. Всего в Престоне было построено 770 машин в пяти сериях, последняя из которых покинула сборочный цех 15 марта 1942 года. После постройки 100 самолетов по первому контракту фирма Шорт получила второй на 50 машин, последняя из которых за №9106 была выпущена 24 сентября 1940 года. Все самолеты были изначально оснащены моторами Нэпир "Даггер", но на 23 из них впоследствии установили "Пегасусы".

Handley Page Hampden

Вслед за 44-й и 50-й эскадрильями в Вэддингтоне на "Хэмпеды" перевооружились 61-я и 144-я эскадрильи в Химсвелле. К 3 сентября 1940 года боеготовыми считались шесть эскадрилий "Хэмпденов" - 44-я, 49-я, 50-я, 61-я, 83-я и 144-я. Ещё две эскадрильи, 7-я и 46-я, находились на перевооружении в Финнингли. Резервная 185-я эскадрилья базировалась в Коутсмуре, где к ней присоединилась прибывшая из Ивентона 106-я эскадрилья. К началу Второй Мировой войны в составе RAF насчитывалось 212 "Хэмпденов".

Первые "Хирфорды" были поставлены 35-й эскадрилье для обучения в начале 1940 года и, кроме того, некоторое количество этих машин попало в одно из подразделений 185-й эскадрильи в Коутсмуре. Судя по архивным данным, лишь один из "Хирфордов" когда-либо участвовал в боевом вылете над вражеской территорией. Дело было в том, что моторы "Даггер" перегревались при рулежке и переохлаждались при горизонтальном полете на большой высоте. Очевидно, что надежность самолетов вызывала сомнения и было принято решение сосредоточить их в 14-м учебном подразделении в Коутсмуре и 16-м OUT в Аппер Хейфорде.

Количество

Модель Количество
НР.52 1
НР.52 "Хэмпден" 500
НР.52 "Хэмпден" 770
НР.52 "Хэмпден" 160
НР.52 "Хирфорд" 150
НР.53 1

Серийные номера

Модель Серийные номера
НР.52 К4240
НР.52 "Хэмпден" L4032-L4211, Р1145-Р1189. Р1194-Р1230, Р1233-Р1261, Р1265-Р1305, Р1309-Р1356, Р4285-Р4324, Р4335-Р4384, Р4389-Р4418.
НР.52 "Хэмпден" Р2062-Р2100, Р2110-Р2145. Х2893-Х2922, Х2959-Х3008, Х3021-Х3030, Х3047-Х3066, Х3115-Х3154, AD719-AD768, AD782-AD806, AD824-AD873, AD895-AD988, АЕ115-АЕ159, АЕ184-АЕ203. АЕ218-АЕ267, АЕ268-АЕ320, АЕ352-АЕ401, АЕ418-АЕ442, АТ109-АТ158, АТ172-АТ196, AT2I6-AT260.
НР.52 "Хэмпден" Р5298-Р5337 (Квебек) Р5338-Р5346, Р5386-Р5400, Р5421-Р5436 (Онтарио) AJ988-AJ999, AN100-AN167 (Квебек)
НР.52 "Хирфорд" L6002-L6101. N9055-N9081, N9084-N9106. После поставки 20 самолетов переделаны в "Хэмпдены"
НР.53 L7271

Примечание

Модель Примечание
НР.52 Handley Page built prototype to B.9/32
НР.52 "Хэмпден" Построены фирмой Хэндли-Пейдж. Поставлены 8/38-7/41
НР.52 "Хэмпден" Построены фирмой Инглиш Электрик в Престоне. Поставлены 3/40-3/42
НР.52 "Хэмпден" Построены консорциумом канадских фирм называвшимся Canadian Associated Aircraft Ltd. Поставлены 9/40-3/42.
НР.52 "Хирфорд" Построены фирмой Short & Harland Ltd Белфаст
НР.53 Строился по заказу правительства Швеции. Был поставлен в Белфаст 16.7.37. для переделки в прототип "Хирфорда". Шведам был передан серийный "Хэмпден".

В число "Хирфордов" переделанных в "Хэмпдены" входили следующие самолеты: L6011, L6018, L6019, L6020, L6049, L6055, L6069, L6076, L6085, L6089, L6090, L6096, N9062, N9064. N9065, N9070, N9089, N9086, N9090, N9096. N9101, N9105, N9106. В общей сложности, с учетом конвертированных "Хирфордов", было выпущено 1430 "Хэмпденов".

Источники:

  • Война в воздухе № 147 Handley Page Hampden.
  • Сергей Иванников. Хроника "Летающего чемодана".
  • Сергей Колов. Бомбардировщик "Хэмпден".
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
  • Крис Шант. Бомбардировщики союзников 1939-1945.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме