Бомбардировщик Хэндли Пейдж "Хэрроу"
|
Бомбардировщик и военно-транспортный самолет Handley Page Harrow
Хэндли Пейдж "Хэрроу" являлся британским бомбардировщиком и военно-транспортным самолетом. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, с неубирающимся шасси (в обтекателях). Был создан под руководством Г. Лачманна в в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" на основе опытного транспортного самолета НР.51, у Harrow опытного образца не было. Завод "Хэйдли-Пейдж" в Крикпвуде приступил к сборке серийных "Хэрроу" I (НР.54) с июня 1936 года. А 10 октября совершил полет головной серийный самолет. За время производства собрано 100 самолетов, включая 38 единицы модификации "Хэрроу" I.
На фото: самолеты Хэндли Пейдж "Хэрроу"
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Серийно строились следующие модификации самолетов:
- "Хэрроу" I с моторами "Пегасус" X (шесть машин впоследствии переоснащены двигателями "Пегасус" XX), вооружение состояло из 4x7,9 (устанавливались пулеметы "Виккерс" или "Льюис");
- "Хэрроу" II с моторами "Пегасус" XX, выпускался с июля 1937 года, вооружение включало 4x7,9 (пулеметы только типа "Виккерс").
Указанные модификации в период второй мировой войны переделывались, все вооружение снималось, а носовые и хвостовые стрелковые точки закрывались обтекателями. Такой вариант иногда называли "Спэрроу".
Экипаж состоял из 5 человек, 20 пассажиров. Устанавливались моторы "Пегасус", стрелковое вооружение - в зависимости от модификации; на некоторых самолетах полностью демонтировано, бомбовая нагрузка - до 910 кг (иногда указывается - до 1361 кг).
Основные характеристики самолета Harrow Mk.II
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6169 |
нормальная взлетная |
10433 |
Размах крыла, м |
26.95 |
Длина, м |
25.04 |
Высота, м |
5.92 |
Площадь крыла, кв. м |
101.26 |
Тип двигателя |
2 ПД Bristol Pegasus XX |
Мощность, л.с. |
2 х 925 |
Максимальная скорость, км/ч |
322 |
Крейсерская скорость, км/ч |
262 |
Практическая дальность, км |
2012 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
200 |
Практический потолок, м |
6950 |
В январе 1937 года самолеты Handley Page Harrow начали поступать в Королевские британские ВВС. С лета 1940 года до сентября 1941 года один самолет данного типа находился на вооружении в Канаде.
Вначале Harrow поступили в бомбардировочные эскадрильи, которые позже начали комплектоваться более современными самолетами, а Хэндли Пейдж "Хэрроу" стали передаваться в транспортные части, где они использовались с мая 1940 года. В октябре 1940 года для эксперимента один самолет оборудовали системой "Пандора" (LAM) с целью постановки парашютно-минных заграждений. Три месяца испытаний показали, что эта идея на практике труднореализуема, хотя четыре или пять самолетов противника уничтожить удалось. С декабря 1940 года одна эскадрилья заградителей "Хэрроу" принимала участие в отражении ночных налетов немецких самолетов на Англию. Harrow в этой роли заменили американские самолеты "Бостон" в июле 1941 года.
Для грузовых и пассажирских перевозок в метрополии, снабжения авиачастей на передовых аэродромах эксплуатировались транспортные самолеты. Handley Page Harrow производили перевозки для сил вторжения в Северной Франции с июня 1944 года. В сентябре самолеты данного типа подвозили оружие и боеприпасы десантникам под Арнемом, а также вывозили раненых. В январе 1945 года аэродром, на котором базировались "Хэрроу", атаковали самолеты люфтваффе, в результате семь самолетов Великобритании сгорели.
В декабре 1937 года "Хэрроу" II были сняты с производства, большая часть была списана в начале 1945 года, однако один самолет осуществлял полеты до апреля 1945 года.
Источники:
- В.Р. Котельников. Военно-транспортные самолеты 1939-1945.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Крис Шант. Бомбардировщики союзников 1939-1945.
- Mason, Francis K. The British Bomber since 1914.